Наталья Панафидина
Доклад «Воспитание у детей позитивного отношения к труду»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Магадана
«Детский сад комбинированного вида №66»
Доклад на тему :
«Воспитание у детей позитивного отношения к труду».
Подготовила воспитатель :
Панафидина Н. Н.
Магадан
2013
Публикация «Доклад „Воспитание у детей позитивного отношения к труду“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
В последние годы проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника. Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность, инициатива. Выполнение определенных трудовых обязанностей способствует воспитанию у ребенка чувства ответственности, доброжелательности, активности. Воспитание ребенка в труде способствует его успешной подготовке к школе, выравниванию стартовых возможностей детей и формированию умения легче адаптироваться к новому виду деятельности – учению.
Проанализировав свои возможности и условия деятельности детского сада, мы остановились на более доступном средстве нравственно – трудового воспитания - народной культуре. Сейчас, как никогда, все острее ощущается необходимость восстановления утраченной связи с культурой своего народа. Это не произойдет само по себе. Это произойдет в том случае, если ребенок начнет знакомиться и осваивать культурные традиции своего народа с самого раннего детства.
Труду как человеческой деятельности, и нравственности как качеству личности, большое внимание уделяется в народной культуре. Об этом свидетельствуют многочисленные пословицы и поговорки, которые мы используем в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Самым доступным средством народной культуры в работе с детьми по нравственно – трудовому воспитанию является игра.
Испокон веков в народных играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве. Во время игры появляется желание быть сильным, ловким, выносливым, отличаться смекалкой, находчивостью. Народный этикет в детских играх представлен формулами приветствия и прощания (игры «Заря», «Серый волк»); нормами взаимоотношений между старшими и младшими (игры «Костромушка – Кострома», «Цыплята», между девушками и юношами
(игры «Плетень», «Гори – гори ясно», «Ручейки и озера»); нормами поведения в семье и обществе («Поздороваемся», «Дочки – матери», «Доброе животное», «Ручеек») и многие другие.
Игры - забавы используются в работе с детьми младшего возраста во всех
видах детской деятельности. В режимных моментах – потешки, в игровой
деятельности – считалки, заклички, жеребьевки. Это способствует установлению теплых, доверительных отношений, эмоциональному воздействию между взрослым и ребенком.
Большое значение имеют занятия по нравственно – трудовому воспитанию :
«Печаль – смех», «О поведении детей и взрослых за столом», «Дружба», «Страна «Высокомерия», «Клоун в гостях у детей», «Мамочку родную больше всех люблю я», «Моем кукольную посуду», «Рассматривание репродукции картины З. Серебрякова «Автопортрет» и многие другие.
Педагогические системы: - «Ознакомление детей с этикетом»
- «Воспитание этикета во время организации питания»
Тренинг для родителей «Где любовь и совет – там и горя нет»
Дидактические игры:
- «Что такое хорошо и что такое плохо?» - «Кому грустно? Кому весело?»
- «Угадай мою профессию» - «Найди настоящих друзей»
- «Кто поступает правильно?» - «Все профессии важны»
Дидактические альбомы:
- «Пословицы, поговорки о труде» - «Пословицы, поговорки о дружбе»
- «Добрые слова в стихах» - «Кому, что нужно для работы?»
- «Афоризмы о нравственности» - «Афоризмы о труде»- «Правила поведения для воспитанных детей в детском саду».
Картотеки: - «Стихи о маме» - «Стихи о профессиях»
- «Стихи, рассказы, сказки о вежливости, о дружбе, о трудолюбии»
Существующие в этике основные нравственные категории – добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, мы формируем своим собственным примером, а также с помощью народных сказок.
Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Все они по – своему интересны, все мудры и прекрасны, имеют свой колорит, свои реалии. С ними связаны первые представления детей о мире, добре и зле, о справедливости. Сказки не дают детям прямых наставлений, но в их содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.
Из всего этого можно сделать вывод о том, что нравственное воспитание возможно через все виды народного фольклора, ибо нравственность изначально заложена во всех его компонентах.
Большое значение в приобщении детей к труду уделяется проведению народных праздников, развлечений, посиделок, как для детей, так и для родителей, а также совместные – для всех участников воспитательно – образовательного процесса.
Семья и детский сад выполняют каждая свою функцию, поэтому не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Как говорил С. Т. Аксаков, «Семья – источник, питающий человека с рождения и вводящий его в высшие сферы жизни». Понимание чувства патриотизма, любви к Родине, понимание первых нравственных качеств «так можно» и «так нельзя» приходит к ребенку именно в семье через ощущения матери и отца. Семья - это разновозрастной коллектив, в котором складываются условия для упражнений в правильных взаимоотношениях с окружающими людьми. У детей в семейном коллективе формируется ответственное отношение к выполнению своих обязанностей, честность, правдивость, чуткость, трудолюбие, отзывчивость.
Проанализировав воспитательную работу можно сделать выводы:
1) закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности и трудолюбие следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям;
2) а использование народной культуры в процессе нравственно – трудового воспитания дошкольников, благотворно влияет на воспитание таких нравственных качеств детей : как ответственность, чуткость, доброту, отзывчивость, честность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность, инициативу.