Светлана Земскова
Формирование позитивного отношения к миру на основе эмоционального опыта
▼ Скачать + Заказать документы
Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребёнком знаний, сколько в становлении базовых свойств его личности: эоционально-потребностной сферы.
Основная цель – адаптация детей к условиям дошкольного учреждения, создание у них чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, обеспечение психоэмоционального благополучия.
Актуальность.
Эмоции ребёнка – это послание о его состоянии окружающим его взрослым.
Публикация «Формирование позитивного отношения к миру на основе эмоционального опыта» размещена в разделах
Дети трёх - пяти лет уже в состоянии ярко проявлять внутреннее эмоциональное состояние, распознавать эмоциональное состояние окружающих. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании взаимодействий и привязанностей.
Детские эмоции влияют на будущее поведение человека. Эмоции способствуют социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?».
Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – пресна и бесцветна.
Психологи попытались определить и классифицировать эмоции. Оказалось, что люди различают шесть основных эмоций : радость, гнев, грусть, удивление, отвращение, страх (слайды). Каждая эмоция, имеет своё мимическое выражение, одни распознаются легче, другие - труднее. Способность или умение правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека – важный фактор в формировании отношений к людям.
Эта способность, укрепляясь на протяжении детства, приводит в дальнейшем к адекватному восприятию другого человека.
Эмоции, как мне кажется, это сама естественность поведения ребёнка, непосредственность.
Все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать, как справедливо указывал Л. С. Выгодский, с глубоким изменением в мотивационно - эмоциональной сфере личности ребёнка.
Работая с детьми, я пришла к выводу: воспитание предполагает не только обучение детей определённой системе знаний, умений и навыков, но и формирование эмоционального отношения к действительности и людям. Эффективность обучения, в свою очередь, напрямую зависит и от того, какие чувства вызывает у ребёнка та или иная ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи.
Настроение улучшает и процесс запоминания. Благодаря эмоциональной памяти долго помнятся пережитые события. Дети, наделённые развитой эмоциональной памятью, могут живо представить и сами чувства.
Но я заметила, что эмоции связаны и с забыванием. Ребёнок быстро забывает то, что эмоционально нейтрально и не имеет для него большого значения.
Эмоциональная привлекательность цели умножает силы человека, облегчает выполнение решения. Вместе с тем, принятые в состоянии эмоционального напряжения решения, как правило, не выполняются.
Для психического здоровья, на мой взгляд, необходима сбалансированность эмоций. Поэтому, при воспитании эмоций важно научить детей не бояться отрицательных эмоций, ибо не возможно представить себе какую-то деятельность без ошибок и неудач.
Я хочу, чтобы у детей, которые приходят ко мне в группу было всегда хорошее настроение, чтобы они чувствовали себя уверенно. Поэтому в совместной деятельности с детьми я использую игры, направленные на развитие эмоциональной сферы детей, умение понимать своё эмоциональное состояние, распознавать чувства других (игры в папке).
Ведущая педагогическая идея.
Особенности эмоциональной атмосферы общества не замедлили проявиться в виде эмоционального отчуждения. Эта проблема заявляет о себе сегодня в самых разных сферах:
• во взаимоотношениях мужчин и женщин как базиса построения семьи,
• во взаимоотношениях между родителями и детьми,
• во взаимоотношениях между педагогами и детьми,
Эмоциональные нарушения в поведении детей – это одна из самых важных проблем. Эти нарушения проявляются в виде неустойчивого настроения ребёнка (возбудимое или депрессивное настроение) в виде особенностей характера (раздражительный, гневный, угодливый, неумение детей адекватно проявлять собственные эмоции, учитывать эмоции окружающих и реагировать на них.
Исходя из этих проблем, важным фактором в работе педагога становятся:
• уточнение роли эмоций для всего психического развития ребёнка,
особенно в период дошкольного возраста,
• раскрытие роли эмоций как мощного инструмента воспитания и обучения
ребёнка,
• поиск методов, приёмов управления развитием эмоциональной сферы
ребёнка, а также коррекции и профилактики эмоциональных нарушений у
детей.
При кажущейся простоте распознание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребёнка определённых знаний, определённого уровня развития.
Я стараюсь понять развитие эмоциональной сферы детей, умение понимать своё эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей, на развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, произвольности.
Основные задачи современной психологии и педагогики эмоций состоят в следующем :
• уточнение роли эмоций для всего психического развития ребёнка,
• раскрытие роли эмоций как мощнейшего инструмента воспитания и
обучения детей,
• поиск методов, приёмов, техник управления развитием эмоциональной
сферы ребёнка, а так же коррекции и профилактики эмоциональных
нарушений у детей.
Технология опыта.
Работа с детьми.
Работая с детьми, общаясь с ними из дня в день я пришла к выводу: формирование эмоций и коррекцию недостатков эмоциональной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, можно сказать приоритетных задач воспитания. Известно, что в процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка : меняются его взгляды на мир, отношение с окружающими, но сама эмоциональная сфера качественно не меняется. Её надо развивать.
Замыкаясь в телевизоре, компьютере дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь именно общение обогащает чувственную сферу. В результате дети практически разучились чувствовать эмоциональное состояние другого человека, реагировать на него. Поэтому, работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, представляется мне весьма актуальной.
Кому, как не педагогам, понятно, что нужно стремиться поддерживать в ребёнке радостное настроение, воспитывать умение находить радость. Непросто создать такое радостное настроение, когда ребёнок впервые приходить в группу. Дети все разные по характеру, интересам, темпераменту, развитию эмоциональной сферы. Непривычная обстановка, незнакомые взрослые – всё это настораживает, волнует, угнетает.
Поэтому я стараюсь прежде всего снять напряжение, создать в группе такую обстановку, чтобы каждый чувствовал: именно его здесь ждут. Почувствовав себя нужным, ребёнок легче переживает перемену в своей жизни. С первых дней я пытаюсь установить эмоционально положительные отношения и с каждым ребёнком в отдельности и со всеми детьми в целом.
В течение года в совместной деятельности с детьми я провожу игры и другие мероприятия, на которых использую элементы психогимнастики, аутотренинга, способствующие воспитанию эмоций (показ).
Дети охотно играют в «Поварята», «Дотронься до…», «На что похоже настроение». Любят дети игры с карточками, изображающими различные эмоции («Как ты себя чувствуешь?», «Встреча эмоций» и т. д.).
Кроме игр, для развития эмоциональной сферы, я провожу целенаправленную совместную организованную образовательную деятельность, в ходе которой дети переживают различные эмоциональные состояния, знакомятся с опытом сверстников, а также с тем, как и что, переживали герои литературных произведений.
Ценность такой работы заключается в следующем:
• расширяется круг понимаемых детьми эмоций,
• дети начинают лучше понимать себя и других,
• у них чаще наблюдается эмпатийные проявления по отношению к окружающим.
Весело и душевно у нас проходят сладкие вечера, дни рождения детей. Такие вечера снимают психоэмоциональное напряжение.
Педагогическую работу я строю с учё том следующих положений:
• Системность организации психики ребёнка, из которой следует, что развитие эмоциональной сферы возможно путём воздействия на другие психические процессы (ощущение, воображение, мышление) и их регуляцию.
• Опора на возрастные возможности детей. Воплощению этого принципа способствует учёт интересов детей, определяемых возрастом (сказки, игры и т. д.).
• Поэтапность педагогической работы. Признавая важную роль каждого вида деятельности, всё же особо хочется подчеркнуть игру. Она естественно вписывается в жизнь детей и на правах ведущей деятельности способна осуществлять позитивные изменения в эмоциональной и других сферах личности.
В своей работе я использую следующие формы организации работы с детьми:
• обмен мнениями между детьми и взрослыми (ребёнок не должен боятся
высказывать свою точку зрения,
• отказ от жёсткой регламентации деятельности детей,
• построение партнёрских взаимоотношений между детьми и педагогами,
• просмотр мультфильмов, использование аудиозаписей и других
технических средств обучения,
• экскурсии, целевые прогулки,
• тематические вечера.
Я старалась подвести детей к мысли: от настроения человека во многом зависят его взгляд на окружающий мир, отношения между людьми.
Поддерживая в ребёнке радостное настроение, я стараюсь укрепить его психическое здоровье.
Конечно же, ходить, говорить, читать, писать ребёнок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать, общатьс, любить – этому научиться сложно.
Я искренне надеюсь, что работа в этом направлении поможет сделать эмоциональный мир детей ярким, насыщенным, что каждый из них сможет гордо сказать: «Пусть всегда буду Я!».
Результативность.
Результатом такой работы стало ее эффективность и положительное влияние на психическое здоровье детей.
Внедрение здоровьесберегающих технологий, комплексный подход к оздоровлению, развитию эмоциональной активности использование психогимнастики, аутотренига в режиме дня, дали положительные результаты:
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ:
отношение детей к нравственным нормам повысилось с 11% (1 ребенка) до 80% (7 детей) в период с 2015г. до 2016г;
снизилась агрессивность с 38% (5 детей) до 16% в период с 2015г. до 2016г (2 детей).
Работа оказала влияние на функциональное состояние детей и на состояние их здоровья, улучшились показатели как физического так и психического здоровья детей
Проведенная работа в целом показала, что применение игр на улучшение эмоционального состояния в режиме дня, разнообразие форм мероприятий делает возможным улучшение состояния здоровья, психического и физического развития детей.
Нравственные нормы
Агрессивность