Татьяна Цаболова
Воспитание у детей гуманного отношения к природе (из опыта работы)
Из опыта работы
Человек и природа. Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. И я на протяжении своей педагогической деятельности работаю над проблемой формирования гуманного отношения к природе.
Публикация «Воспитание у детей гуманного отношения к природе (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предусматривает воспитание бережного, гуманного отношения к природе, формирование умения соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с моей точки зрения, предполагает:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
- развитие эстетических чувств (умение видеть и чувствовать красоту природы восхищаться ею, желание сохранить её);
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду животным и растениям, а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами. Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции сильной стороны и поэтому должны её беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
В детях живёт огонёк жажды знаний, они чутки к природе её красоте. И важно, чтобы этот огонёк разгорался, чтобы ребёнок научился понимать и любить природу. Умение любить природу не приходит само. В основе сознательного отношения детей к природе должны лежать знания о ней, которые необходимо преподносить детям в яркой эмоциональной форме. Я перечислю некоторые формы работы, которыми пользуюсь в своей работе.
Воспитательно-образовательная работа с детьми по этому направлению в моей средней группе осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:
• занятий,
• прогулок,
• наблюдений,
• игр,
• индивидуальных бесед с детьми и т. д.
Наибольший результат достигается через непосредственное наблюдение в живой природе.
Здесь неоценимы прогулки, экскурсии в парк, на свой участок по дорожкам детского сада, на любимую полянку. Вместе со мной дети любуются красками захода солнца, весенним голубым небом, красивыми цветами на клумбах детского сада, богатыми оттенками осенних листьев, елочкам, которые стоят в снежных покрывалах. Я стараюсь вызвать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нём, радость и восхищение от встречи с природой, удивление, гордость за правильный поступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения.
Для повышения познавательной активности на прогулках применяю дидактические игры, такие как «Узнай дерево по листу», «Кто летает?» «Назови одним словом» и др. ; для развития детской фантазии – «Продолжи сказку», например, «Что мне рассказала снежинка?».
Главным компонентом каждой прогулки являются организованные мною подвижные игры и игровые упражнения, которые решают несколько задач: повышение эмоционального тонуса каждого ребенка, уточнение знаний о различных объектах (птички летают, зайчик прыгает, лиса ловко бегает) соответствие поставленной воспитателем цели. Одной из такой цели является воспитание гуманности у детей по отношению к природе. Ребята с удовольствием участвуют в таких играх, как: «Садовник и цветы», «Кошка и воробьи», «У медведя во бору!», «Гуси-лебеди», «Козлята и волк», «Листопад», «Хитрая лиса».
Также провожу:
- чтение стихов о природе;
- чтение загадок о природе;
- викторины (о птицах, животных);
- экологические сказки;
- утренники («Осень к нам пришла…»);
В своей работе по ознакомлению детей с природой использую нетрадиционные методы:
- логические задачи,
- опыты (вода не имеет вкуса, запаха, цвета,
- переводные картинки, раскраски.
Во время рассматривания комнатных растений в группе, я обращаю внимание детей на красоту листьев и распустившихся цветов. Показываю, как нужно правильно ухаживать за комнатными растениями. Дети всегда проявляют желание помочь, я поручаю им протереть большие листья, полить растения, прорыхлить землю.
Но любить природу, не означает только любоваться ею. Я учу детей заботиться о сохранении её красоты, стремлюсь воспитывать бережное отношение к её богатствам. Воспитание заботливого отношения к природе начала с самого понятного детям – участия в труде по озеленению своего детского сада, разбивка клумбы (с помощью воспитателя). Дети охотно заботятся и ухаживают за молодыми деревцами, цветами, посаженными собственными руками. Зимой сами стремятся помочь птицам (делают кормушки, носят корм птицам). Дети активно участвуют в выставках детского сада «Огород на окне», готовят поделки из природного материала, составляют букеты цветов. При этом дети уже запомнили, что нужно взять столько природного материала, сколько необходимо для дела. Правильный подход к сбору природного материала воспитывает бережное отношение к природе, закладывает основы правильного природопользования.
Земля - наш маленький, прекрасный и единственный дом, надежный космический корабль, в котором человек должен быть хозяином. Природа — наше богатство, и все, в том числе и дети, должны охранять её, чтобы поистине цветущим краем стала наша Родина!