Мадина Курбанова
Консультация для воспитателей. Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к труду.
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление с профессиональной деятельностью близких взрослых позволяет дошкольникам осознать личностную и социальную значимость труда.
М. В. Крулехт в книге «Дошкольник и рукотворный мир» отмечает: «Труд — центральное социальное явление. Все ценности, воплощенные в предметах материальной и духовной культуры, созданы трудом человека. На протяжении всего периода детства дети материально зависимы от взрослых, которые заботятся о них, включаясь в разные виды трудовой деятельности на производстве и в быту». Но если трудовая деятельность мамы и папы в быту доступна для наблюдения детьми и ребенок ощущает на себе результаты этой деятельности, то профессиональная деятельность родителей остается за пределами понимания ребенка-дошкольника. Зачастую дети имеют весьма смутное представление о мире профессий взрослых, особенно, если процесс труда недоступен для наблюдения (например, труд шахтера, сталевара) или результат труда не выражен материально (например, труд экономиста, бухгалтера). Рассказы детей о труде родителей свидетельствуют : дошкольники нередко не понимают сути их профессиональной деятельности, даже если знают профессию родителей и бывали у них на предприятии (рабочем месте). «Моя мама работает менеджером. На работе она пишет, разговаривает по телефону, на компьютере печатает… Еще она с другими людьми встречается…».
Публикация «Консультация для воспитателей, Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к труду,» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Возможно, нет необходимости знакомить дошкольника с содержанием труда менеджера, однако знакомство с профессией родителей позволяет наглядно продемонстрировать детям личностную и социальную значимость труда. Пример родителей помогает дошкольникам понять, что каждый взрослый человек является носителем определенной профессии, в трудовой деятельности человек себя выражает, результатом его труда пользуется все общество, трудом мамы и папы можно гордиться, от их трудовой деятельности зависит благосостояние семьи, а от выбора профессии -жизненный путь человека.
Экспериментальные исследования по проблеме ознакомления дошкольников с трудом взрослых, проведенные под руководством В. И. Логиновой в 1980-е годы, показали, что детям доступны системные знания о труде, базирующиеся на ключевом понятии «трудовой процесс». Главным педагогическим условием воспитания ценностного отношения к труду выдвигается формирование системных знаний о трудовом процессе.
Работая над данной проблемой, необходимо поставить задачу - помочь ребенку старшего дошкольного возраста осознать на доступном ему уровне личностную и социальную значимость трудовой деятельности взрослых на примере профессии их родителей.
На первом этапе работы выявляется уровень знаний детей о ценности труда родителей методом опроса. В анкету можно включить следующие вопросы:
• Где и кем работает мама (папа?
• Чем занимается на работе мама (папа?
• Для чего мама (папа) это делает?
• Любит ли мама (папа) свою работу?
• Кому стало хорошо от того, что мама (папа) делает на работе?
На втором этапе работы нужно помочь старшим дошкольникам осознать личностную и социальную значимость профессиональной деятельности родителей.
Наиболее эффективными методами, помогающими старшим дошкольникам осознать личностную и социальную значимость профессиональной деятельности родителей являются:
• Проведение тематических недель «Мама и папа на работе».
На протяжении этих недель дети знакомятся с трудом своих родителей. Проводятся специальные игры, занятия, образовательные ситуации по теме труда родителей (минутки вхождения в день «Вас приветствует воспитатель (пожарный, летчик, продавец)», беседа «Все работы хороши», рисование «Люди в белых халатах», спортивное развлечение «Мы - регулировщики», музыкальная постановка «Кем быть?», мини-спектакль «Ой, к нам пришел портной» и др.). В уголке природы и центре детского экспериментирования могут размещаться образцы горных пород, угля - результаты труда шахтеров, в игровом центре «Маленькая хозяюшка» - графические рецепты приготовления простых блюд, в центре игр для мальчиков- альбом с фотографиями автомобилей разных марок.
• Уголок трудовой славы родителей.
В уголке размещаются почетные грамоты, благодарственные письма, которыми награждены родители воспитанников, фотографии, иллюстрирующие их профессиональную деятельность, вырезки из газет, рассказывающие об их трудовых успехах. Воспитатели знакомят детей с содержанием всех представленных в уголке трудовой славы родителей материалов: рассматривают вместе с дошкольниками фотографии, читают заметки и пр.
• Рассказы родителей о своей профессии. Самое яркое событие для детей - приход в гости родителей воспитанников с рассказами о своих профессиях, а иногда и с результатами своего труда.
• Модели трудовых процессов.
В работе по ознакомлению детей с трудом взрослых могут использоваться модели трудовых процессов, в том числе предложенную разработчиками программы «Детство» лесенку трудового процесса, ступени которой последовательно обозначают цель труда, материалы, инструменты, трудовые действия и результат. Когда дети осваивают данную модель, можно предложить им вместе с родителями заполнить ее соответствующими рисунками. Экскурсии на место работы родителей. Яркое впечатление оставляют экскурсии на место работы родителей.
Яркое впечатление оставляют экскурсии на место работы родителей. Можно обыграть с детьми экскурсию, например, в пожарную часть, где дети не только смогут рассмотреть пожарную машину, но и увидеть место, где принимается сигнал о пожаре, понаблюдать за тем, как машина готовится к выезду. В процессе экскурсии дети понимают, что профессия пожарного требует ответственности, хорошей физической подготовки, мужества и доброго сердца, от профессионализма пожарного зависят жизни попавших в беду людей.
• Фотоальбомы «Я как папа», «Я как мама».
Испытать чувство гордости за труд своих родителей детям помогло создание фотоальбомов «Я как папа» и «Я как мама». В данных альбомах собраны фотографии мальчиков и девочек, изображающих своих родителей на рабочем месте. Под каждой фотографией размещается небольшое четверостишие, передающее отношение ребенка к профессии папы или мамы.
К празднику 8 Марта можно оформить стенгазету «Мамы всякие важны», рядом с фотографиями мам разместить рисунки и рассказы детей о труде своих мам.
• Театрально-игровая программа для воспитанников других групп «Что взрослые делают на работе».
Своеобразным итогом работы по ознакомлению детей с профессиями родителей может стать театрально-игровая программа для воспитанников других групп "Что взрослые делают на работе?" Дети разыгрывают театрализованные миниатюры о людях разных профессий (прежде всего своих мам и пап, рассказывают о значимости профессий родителей для других людей.
Долгое время дошкольная педагогика пыталась обойти проблему дети и деньги. Вместе с тем, большинство детей при ответе на вопрос «Зачем трудятся родители?» отвечают: «Чтобы заработать деньги». Дошкольники знают, что взрослые получают деньги за труд, однако далеко не всегда связывают денежный эквивалент с результатами их труда.
Исследования М. В. Крулехт показали, что системные знания о труде, его направленности на результат, удовлетворяющий разнообразные потребности человека (в пище, жилье, услугах медицины, образования, бытовых услугах, развлечениях, «дают возможность старшему дошкольнику установить связь между результатами труда и деньгами, получить осознанное представление о том, что деньгами оплачивают результат труда людей».
Дети с уважением относятся к родителям и их трудовой деятельности. Для многих дошкольников она является эталоном профессиональной деятельности и они планируют освоить профессию родителей в будущем.
В результате дети не только открыли для себя увлекательный мир трудовой деятельности взрослых, но и осознали их в новой социальной роли человека-труженика.
Правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Любимая работа - великое благо. Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно трудиться на благо своей семьи, города, страны, уважают и чтят люди.