Казаева Нина
Доклад «Патриотическое воспитание детей и молодежи»
▼ Скачать + Заказать документы
Что же такое «патриотизм», и какого человека можно назвать патриотом?
Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Но, так или иначе, но для простоты
суждения можно условиться считать первым, кто более или менее внятно
определил понятие «патриотизм», Владимира Даля, трактовавшего его как
«любовь к отчизне». «Патриот» по Далю – «любитель отечества, ревнитель о
благе его, отчизнелюб, отечественник».
Патриот — патриотичный человек — тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины.
Публикация «Доклад „Патриотическое воспитание детей и молодежи“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
В российскую политику возвращается понятие «патриотизм». Впервые за многие годы в России к ориентирам социальной и образовательной политики отнесены идеалы патриотического сознания – служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга, признано значение воспитание патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
В основу политики формирования патриотического сознания граждан положена организация государственной системы гражданско-патриотического воспитания. К системе гражданско - патриотического воспитания отнесены : формирование и развитие в образовательных учреждениях всех типов таких социально значимых ценностей, как гражданственность и патриотизм; массовая патриотическая работа, осуществляемая государственными структурами и общественными организациями; деятельность СМИ, научных организаций, творческих союзов, направленная на освещение проблем гражданско – патриотического воспитания.
Гражданско – патриотическое воспитание в современной России актуально.
События последнего времени подтвердили, что экономические проблемы, социальная дифференциация общества, утрата моральных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, некая агрессивность, неуважительное отношение к родному государству, окружающим. Социально-экономические процессы последнего десятилетия и последовавшая за ними девальвация духовных ценностей оказали, к сожалению, негативное влияние на общественное сознание и выявили зависимость успешного решения многих жизненных проблем от уровня сформированности гражданской и патриотической позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа. В связи с этим, составной частью образовательного процесса становится национально-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Исходя из этого, в данном направлении воспитательной работы можно выделить целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, школе, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
В том числе подготовить наших подростков к защите Отечества, к службе в вооружённых силах. Эти задачи решаются совместными усилиями общеобразовательных учреждений, учреждениями дополнительного образования, конечно, же, семьи и других общественных организаций. Сегодня воспитательная работа организуется и проводится на единой основе с учётом профиля образовательного учреждения, назначения и воспитательных возможностей каждого учебного заведения, возрастных особенностей, реального уровня воспитанности, интересов и запросов детей и подростков, и, безусловно, тесной взаимосвязи военно-патриотических и других мероприятий с учебно-воспитательным процессом и оборонно-массовой работой. Патриотическое, а в отношении мальчиков и военно-патриотическое, воспитание начинается с семьи, поскольку в семье закладываются все виды социального воспитания ребёнка. Опыт, традиции, уклад жизни семьи формируют и развивают нравственные и волевые качества, знания, умения и навыки детей, начиная с первых лет жизни. С началом обучения детей в школе, семья, тесно сотрудничая с образовательным учреждением, обогащает все эти элементы воспитания. Родители, педагоги, специалисты военного дела, активисты оборонно-массовой работы - своими советами и непосредственным участием в педагогическом процессе способствуют воспитанию молодого человека патриотом и защитником Отечества. Приоритетным направлением и составной частью образовательного процесса сегодня становится национально-патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения, которое призвано формировать в детях чувство любви к своей малой Родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждать чувство гордости за свой народ. А гордиться можно лишь тем, что хорошо знаешь, к чему сопричастен. Духовно – нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны.
Изменения в российском обществе отразились на социальном заказе к образовательным учреждениям. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы гражданско-патриотического воспитания, так как оно направлено на формирование личности, обладающей качествами гражданина - патриота, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Таким образом, гражданско - патриотическое воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы.
Формы гражданско-патриотического воспитания обучающихся через внеклассную и внеурочную деятельность:
• беседы, классные часы, читательские конференции;
• тематические утренники, проведение совместных праздников;
• торжественные линейки, уроки Мужества, Вахты Памяти;
• экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско-патриотического содержания, походы по историческим местам;
• смотры строя и песни, военно-спортивные игры «Зарница», «Орленок»;
• конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества;
• ролевые игры, проигрывание ситуаций;
• встречи с ветеранами ВОВ, знаменитыми земляками;
• мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины;
• празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов
• обращение к государственной символике;
• краеведческая деятельность;
• сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн;
• знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ.
Все дальше вглубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны. К сожалению, с каждым днем с нами рядом остается все меньше тех, кто защищал нашу страну, нашу землю, нашу Родину. И самое большое, что мы можем сделать, это помнить о защитниках Отечества и передавать нашим потомкам память о них и их великом подвиге. Мы и наши потомки до конца своей жизни будем испытывать огромное уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, которое они заслужили тем, что сделали для последующих поколений. Память о соотечественниках, павших на полях сражений, защищавших от врагов свой народ, с древнейших времен почиталась на Руси. Традиция эта давняя и передается от поколения к поколению.
В условиях усиления внимания к решению задач гражданского, патриотического воспитания юных граждан, формирования у них гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к историческому прошлому России, бережного отношения к традициям своего народа, обращение к государственной символике является особенно важным. Активное воспитательное влияние государственной символики обусловливает её особую роль в системе символов. Способность государственной символики влиять на сознание человека посредством художественного образа, передавать заключённое в ней обобщённое содержание в доступной и яркой, привлекательной для учащихся форме, создаёт особые возможности использования обращения к гербу, флагу и гимну страны в воспитании школьников. Нравственные, политические идеи, выраженные в государственной символике, составляют тот потенциал, который при активном включении в учебно-воспитательный процесс, помогает пробуждать у учащихся чувство гордости за свою Родину.
Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Цель краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная, свои корни, могли создать достойное будущее.
Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Ушинский К. Д. считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения.
В последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Это направление деятельности никогда не уходило из образовательных учреждений, но в 90-е годы оно как-то не было востребовано обществом, государством, хотя и общественные, и государственные структуры сетовали на отсутствие системы патриотического воспитания. С принятием Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» образовательные учреждения получили хорошее подкрепление своей деятельности и активизировали работу по патриотическому воспитанию детей.
Одно из актуальных воспитательных средств - это волонтерское движение, которое способствует формированию личности.
В социологии термин «волонтерство» используется для обозначения добровольного труда как деятельности, осуществляемой людьми на безвозмездной основе. Волонтерство - это деятельность всех некоммерческих и общественных объединений, работа волонтеров очень разнообразна. Сложно найти область социальной сферы, в которой не участвовали бы добровольцы. Основная цель волонтерства - помощь людям.
Задачи волонтерской деятельности:
• предоставить студентам возможность проявить себя, реализовать свой потенциал;
• развить созидательную активность молодежи;
• организовать патриотическое воспитание студентов;
• сформировать и отработать общие и профессиональные компетенции.
Военно-спортивные соревнования оказывают положительное влияние на организационное укрепление коллектива, способствуют развитию общественной активности детей, формируют качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, воспитывая их на героическом прошлом нашей Родины. Народ, который не помнит прошлого, не имеет и будущего и то, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле патриотического воспитания молодежи.
Чрезвычайно важным в аспекте проблемы воспитания патриотизма является общепринятое мнение о том, что этот процесс необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее синзитивным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотических чувств дошкольников является организованное наблюдение окружающей действительности. Они видят, как люди трудятся, какие складываются трудовые отношения, как оценивается труд окружающими, как они выражают своё уважение к тем, кто хорошо работает. Однако если педагог сведёт работу только к организации наблюдений, он очень ограничит круг знаний и представлений детей, не сможет достичь главной цели - познакомив с особенностями родного края, пробудив в сердце ребёнка интерес к нему, показать ему жизнь всей страны, воспитать любовь к отечеству. Эти задачи можно решить только умело сочетая наблюдения с чтением художественных произведений, слушанием музыки, рассматриванием картин и иллюстраций к книгам. Перед ребёнком шире откроется окно в мир, ему легче будет сделать необходимые обобщения, проявить возникшие чувства.
Воспитание гражданина и патриота знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Культура России включает народное искусство, раскрывающее истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирующее его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и являющееся частью его истории.
Национальная самобытность воспитания и обучения рассматривалась многими русскими педагогами как важнейшее условие разумного построения системы образования. Так, по мнению В. А. Сухомлинского, "только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность; …самое главное - открывать глаза на дорогое и родное".
Сухомлинский В. А., раскрывая понятие «Родина», увязывает его с понятиями «человек», «труд», «долг», «семья», «родное слово», «природная среда», «красота», «любовь», «верность», «традиции» и др. Отсюда можно сформировать цель и задачи гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников.
А. С. Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только "героическая вспышка", но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная".
Достижение общей цели – формирования основ гражданственности у детей дошкольного возраста – предполагает последовательное решение ряда задач:
– воспитания у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
– развития интереса к русским традициям и промыслам;
– формирования элементарных знаний о правах и обязанностях человека и гражданина;
– знакомства с государственной символикой России;
– расширения представлений о городах и регионах России;
– формирования чувства ответственности и гордости за достижения нашей страны;
– формирования уважения к другим пародам и их культуре.
Как показывает анализ практических наработок отечественных педагогов, существенную роль в грамотном решении данных задач играет учет следующих принципов:
– принципа от близкого к далекому;
– принципа учета региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье, городу, краю.
Таким образом, наиболее оптимальным сценарием построения работы по патриотическому воспитанию дошкольников видится следующая модель:
«семья детский сад родная улица родное село родная страна».
Для решения задач патриотического воспитания в детском саду необходимо также охватывать как можно более широкий круг форм работы. Это могут быть беседы, викторины, игры, праздники, чтение, труд на природе и т. п. Большое значение в формировании патриотических чувств у детей может иметь грамотно организованная экскурсионная и музейная деятельность, главное при ее осуществлении – избежать формализма.
Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом - это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на её благо. Мы педагоги находим для детей такую деятельность, чтобы содержание её согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребёнку и соответствовала содержанию. Для этого нам нужно хорошо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей (занятиями, трудом, игрой, а также уметь сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив единой задаче.
Игры, также как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Игру, начиная с детьми после наблюдения за трудовым процессом, а также под влияние понравившегося им художественного произведения или сюжетного рисования, перерастает в интересную длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Задача наша - поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное направление.
В процессе реализации задач можно получить следующие результаты:
- повысить уровень развития дошкольников;
- обеспечить комплексный подход к развитию патриотических чувств у дошкольников;
- повысить познавательный интерес у детей к родному краю, к своей стране;
- повысить значимость патриотического воспитания в глазах родителей воспитанников.
Уясняя сущность и содержание патриотизма, и его огромное значение в развитии и формировании личности, нельзя не привести полные глубочайшего смысла слова К. Д. Ушинского. «Как нет человека без самолюбия,- писал Константин Дмитриевич,- так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными семейными и родовыми наклонностями»
В заключение отметим, что педагогическая теория и практика убедительно показывают, что формирование такого социально значимого качества личности как патриотизм, не просто возможно, но и необходимо начинать с самых ранних лет жизни. Существующая в нашей стране система дошкольного образования располагает достаточными ресурсами (кадровыми, материальными, научно-методическими) для решения данной актуальной задачи, а изменения в государственной политике в этой области, выразившиеся в разработке и принятии ряда правительственных документов, обеспечивают этому жизненно важному для нашей Родины процессу необходимую правовую основу. Очень хотелось бы, чтоб пропагандировали с "большого экрана" не насилие и кровь, а жизненные ценности, которые постигались нашим народом в тяжёлых войнах, боях, сражениях, катастрофах и так далее. Ведь Россия, всегда была и будет сильным и могучим государством, в котором будут жить Патриоты, способные в любую минуту защитить своё Отечество!