Светлана Николаева
Доклад на педсовете из личного опыта во второй младшей группе на тему «Нравственное воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад "Нравственное воспитание во 2 мл. группе. Формы работы. (из личного опыта)".
Младший дошкольный возраст — от двух до четырех лет — важный период в нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам.
Уже в младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения.
Публикация «Доклад на педсовете из личного опыта во второй младшей группе на тему „Нравственное воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Воспитание добрых чувств, положительных взаимоотношений, простейших нравственных проявлений происходит в бытовой повседневной деятельности, в игре, на занятиях и связано с формированием этих деятельностей.
У ребят третьего и четвертого года жизни велика потребность в ласке, внимании взрослого, стремление к интимной близости с воспитателем. Дети еще во многом зависимы от взрослого. Это обусловлено отсутствием у малышей элементарных навыков гигиены и самообслуживания, умения самостоятельно играть, заниматься, общаться с окружающими.
Вот почему одной из основных задач воспитания детей младшего дошкольного возраста является формирование самостоятельности в бытовой деятельности, в игре, на занятиях. Детей следует научить делать самим то, что им по силам, соответствует их жизненному опыту.
Цель:
формирование у ребенка основ уважительного отношения к окружающим, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Задачи нравственного воспитания :
обеспечивать условия для нравственного воспитания детей;
создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, доброжелательности, дружелюбия;
приучать детей общаться спокойно, без крика;
формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков;
приучать детей к вежливости: здороваться, прощаться, благодарить за помощь;
учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами;
приучать соблюдать элементарные правила поведения в детском саду, общественных местах;
Формы и методы.
Это НОД: речевое развитие, окружающий мир, художественно-эстетическое развитие (изо, музыкальное).
Окружающий мир.
«Моя семья».
Цель: формировать представления о семье, воспитывать уважительное отношение к членам семьи.
Дети (с использованием семейных фотографий) рассказывали о своей семье, о том, какие у них мама и папа, как заботятся о детях; как дети любят маму и папу, сестренок и братишек; мы подвели детей к выводу о том, что о маме и папе тоже надо заботиться, помогать им, не огорчать.
«Мои друзья».
Цель: формировать начальные представления о дружбе, учить устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками, формировать начальные представления о моральных и этических нормах поведения.
На НОД по речевому развитию по теме «Совместный со взрослым пересказ сказки «Репка»» детям задавались вопросы: Что почувствовали все, когда вытащили репку? Что помогло героям сказки вытащить репку? Чему научила вас эта сказка? На занятии играли с детьми в хороводную игру «Репка».
беседы:
1) ситуативные, если возникала необходимость обсудить чей-то поступок: как положительный, так и отрицательный (Илья уступил игрушку Кириллу, Саша поздоровался, когда к нам пришла м/сестра, Рита отняла игрушку у Кати, Артём ударил Мишу и т. п.). Такие беседы проводились, не откладывая на потом;
2) в зависимости от ситуации проводим индивидуальные беседы;
3) беседы на основе поступков сказочных литературных героев после прочтения произведений, театрализованных представлений.
Использовали такие сказки, как «Заюшкина избушка», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Два жадных медвежонка», «Лиса и журавль»; литературные произведения: Л. Воронкова «Маша-растеряша», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца» и др. ;
4) беседы о родителях с целью воспитания культуры поведения по отношению к взрослым (уважения, доброжелательности, вежливости, желания проявлять заботу о них, делать приятное).
Следующая форма работы – игра. Наши дети играли в «магазин», «больницу», «парикмахерскую», «строителей», «семью». Во время игр учим детей вежливости, умении проявить сочувствие, вниманию и другим нравственным качествам. Главную роль в игре взрослый берет на себя.
дидактические игры («Что сначала, что потом», «Азбука настроений», «Хорошо-плохо», «Так и не так» и др.) Игры находятся в доступном месте, дети пользуются ими в любое время.
Важную роль в воспитании дружеских взаимоотношений играет труд в группе, на прогулке. В течение года привлекаем детей к выполнению индивидуальных, совместных поручений. Во время прогулок, в группе приучаем детей к элементарному сотрудничеству. Оценивая результаты работы, подчеркиваем пользу труда для всех детей
В своей работе используем литературу:
Программа обучения и воспитания "От рождения до школы"
Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников. - М. : Просвещение, 1979.
Божович Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии.
Дыбина О. Игра – путь к познанию предметного мира
Смирнова Е. О. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание.
интернет ресурсы.
В течение учебного года в родительском уголке родителям предлагаются консультации «Умеем ли мы общаться?», «Рекомендации для родителей по предупреждению эмоционально-личностных нарушений». Привлекаем родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей, применяем как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями:
· беседы;
· консультации: «Воспитание самостоятельности и ответственности»
выставки совместных работ «Новогодние игрушки»; "Мой папа", "День матери".
Для коллектива родителей организуются консультации, групповые родительские собрания, выставки, оформляются информационные и тематические стенды.
Каковы же результаты работы?
Мы считаем, что задачи, поставленные в начале учебного года, в целом выполняются. Дети в основном соблюдают правила поведения в детском саду, вместе пользуются игрушками, учатся уступать игрушки друг другу, стараются помочь друг другу при одевании и раздевании. Дети (пока не все) здороваются с детьми и взрослыми утром, приходя в д/с, прощаются, уходя из д/сада, благодарят за помощь. Большинство детей умеют правильно оценить хороший или плохой поступок, доброжелательные друг к другу, взрослым, проявляют заботу о товарищах не только по побуждению воспитателя, но и самостоятельно. Конечно же, есть дети, которые требуют особого внимания, индивидуального подхода.
Работа по воспитанию нравственных качеств у детей нами будет вестись и в дальнейшем; мы будем работать над решением новых задач в соответствии с возрастом детей.