валентина петрусь
Воспитание у детей бережного отношения к нравственным ценностям семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Клочкова Г. И.
Петрусь В. В.
Швачко Е. Ю.
БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 356»
«Воспитание у детей бережного отношения
к нравственным ценностям семьи»
В последние годы отмечается проблема снижения педагогической компетентности родителей по воспитанию у детей основ нравственных ценностей. Проблема отношения личности к традициям рассматривалась в работах Л. В. Загик, В. М Ивановой, Н. Ф. Винаградовой, Т. М. Марковой и др. Семейные ценности рассматривались в русле психолого-педагогических исследований. Демократизация общества привела к снижению воздействия на развитие личности таких факторов, как традиции, опыт родительской семьи. Слишком высок динамизм современной жизни. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в обществе и общественном сознании. В настоящее время необходима ориентация личности на систему семейных ценностей, приоритет семьи и детей, воспитания уважительного отношения к традициям семьи.
Публикация «Воспитание у детей бережного отношения к нравственным ценностям семьи» размещена в разделах
Самые дорогие и авторитетные для ребенка люди – это его близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат. Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребенка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных этапах играет семья.
Вот почему проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребенка.
Что же мы наблюдаем в большинстве случаев:
- родители смещают акценты в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, в то время как природные закономерности свидетельствуют о том, что возраст от рождения до 8 лет наиболее благоприятен для формирования сенсорной, социальной и нравственной сфер;
- произошла утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;
- крайне низкий уровень нравственной культуры большинства современных родителей говорит о недостаточной компетентности семьи в вопросах нравственного становления и воспитания личности ребенка.
Для успешного вхождения ребенка в мир социальных отношений необходимо объединить усилия детского сада и семьи. Главная цель работы с семьей – это педагогическое просвещение родителей в вопросах нравственного воспитания детей.
Отсюда возникают основные задачи, которые мы поставили в своей работе:
- создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром нравственных ценностей и семейных традиций;
- познакомиться с традициями семей воспитанников;
- предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности;
- обогатить отношения детей и родителей опытом эмоционально-насыщенного обучения.
Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей. Традиции должны быть простыми, но никак не надуманными. Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у малыша и в дальнейшей жизни.
Сначала мы изучали систему социально-нравственного воспитания в семьях своих воспитанников через анкетирование, в индивидуальных беседах с родителями, детьми. Составили программу работы с родителями и детьми, провели родительское собрание. При этом обратили внимание родителей на воспитание у детей гуманных чувств, культуры поведения, действенной любви к родным и близким, а через них к обществу и Родине, разъяснили роль личного примера родителей, значения семейных праздников и традиций.
Выяснилось, что в двух семьях воспитанников стало привычным за вечерним чаем, когда собирается вся семья, обсуждать события прошедшего дня. Мать и отец рассказывают, обмениваются впечатлениями. Такая возможность предоставляется и ребенку. Совместно обсуждаются планы отдаленного и ближайшего будущего.
На собрании посоветовали родителям завести в своей семье традицию ежевечерних чтений детских рассказов, сказок, стихов с последующим обсуждением прочитанного.
Многие семьи отмечают день рождения ребенка. Родители обменялись мнениями, как они отмечают его: кто дома, кто в кафе или на природе. Попробовали пофантазировать на тему особенных ритуалов при проведении этого праздника: отмечать рост ребенка на специальной линейке или обводить ручку и ножку малыша каждый год, складывая в специальную папку отпечатки; создать галерею рисунков «Мой день рождения» или фотографий.
В современных семьях появился интерес к своим корня, что выражается в традициях, связанных с экскурсом в родословную (сбор и хранение семейных реликвий, посещение мест, памятных для предков ит. д.). Вместе с ребенком можно начать составлять древо генеалогии, на котором будут присутствовать все предки семьи. На одном из родительских собраний мамы рассказали о гербе, даже придумали девизы, по которым живет семья. Ребятам интересно было слушать рассказы взрослых, они с интересом рассматривали гербы, делились впечатлениями. А бабушки показали и рассказали о семейном древе, в традициях в семье. Так ребята узнали о редко встречающихся сейчас, забытых именах: Фекла, Степанида, Агафена, Матрена и др. В группе провели несколько выставок, например, фотовыставка «Бабушка рядышком с дедушкой и со мной» с шутливыми надписями под фотографиями. На другую тему «Семейные реликвии» ребята вместе с родителями приносили старинные вещи. Так мы увидели Библию 1905 г. ; настольную лампу с резным деревянным абажуром, выпиленным руками прадеда одного из детей; боевые и трудовые ордена и медали бабушек и дедушек, старые семейные фотографии. А в семейном альбоме Севы дети на фотографии разглядели старинную одежду и сравнили ее с современной. Чем больше ребята знают о своих корнях, родословной, тем больше уважения и гордости за своих родных они испытывают. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традициях и обычаев, песен, поговорок и заповедей. Обеспечит передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.
Мы стараемся привлечь родителей на мероприятия, способствующие совместной деятельности родителей и детей. На таких мероприятиях родители, бабушки и дети участвуют в веселых соревнованиях, конкурсах, поют частушки, песни, рисуют, рассказывают стихи, пословицы, устраиваем чаепития со сладким столом. Родителям вручаются памятки. Людям старшего поколения – подарки, сделанные руками ребят.
Не забывайте главного – то, как сложится жизнь вашего ребенка, во многом зависит от того, как вы ему ее преподнесете. Если вы сможете донести до него все прекрасное, что есть в мире, он попробует перенести это и в свою семью. Семейные традиции укрепляют добрые отношения между родителями и детьми.
В качестве позитивных результатов работы можно назвать, то, что родители и воспитатели :
- начинают лучше понимать детей;
- создают более гармоничные отношения в семье и в детском саду;
- проявляют большой интерес к истории своей семьи;
- переосмысливают отношения с близкими и родственниками.
У детей повышается самооценка, познавательный интерес к истории своей семьи, взаимоотношения родственников, что говорит о положительной динамике их социально – нравственного развития.
Список литературы.
1. Афанасьева Т. М. Семья, 2 изд., М., «Просвещение»,1988.
2. Лесгавт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991.
3. Мартынский В. С. Твоя родословная. Учебное пособие по изучению истории семьи и составлению родословной. М., 2000.
4. Семейные традиции в воспитании детей. Режим доступа:
https:malutka.net/semeinye-traditsii-v-vospitanii-detei.
5 .Семья и семейные традиции. Режим доступа:
https:/volna-lubvi.ru/semea_semeinye-tradicii.php.
6. Якубовская Е. И. Традиционный народный праздник как средство приобщения детей к культурному опыту родного народа. Педагогика культуры, 2005. № 3\4.