Папки-передвижки

Воспитание у детей бережного отношения к нравственным ценностям семьи

валентина петрусь
Воспитание у детей бережного отношения к нравственным ценностям семьи
▼ Скачать + Заказать документы

Клочкова Г. И.

Петрусь В. В.

Швачко Е. Ю.

БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 356»

«Воспитание у детей бережного отношения

к нравственным ценностям семьи»

В последние годы отмечается проблема снижения педагогической компетентности родителей по воспитанию у детей основ нравственных ценностей. Проблема отношения личности к традициям рассматривалась в работах Л. В. Загик, В. М Ивановой, Н. Ф. Винаградовой, Т. М. Марковой и др. Семейные ценности рассматривались в русле психолого-педагогических исследований. Демократизация общества привела к снижению воздействия на развитие личности таких факторов, как традиции, опыт родительской семьи. Слишком высок динамизм современной жизни. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в обществе и общественном сознании. В настоящее время необходима ориентация личности на систему семейных ценностей, приоритет семьи и детей, воспитания уважительного отношения к традициям семьи.

Публикация «Воспитание у детей бережного отношения к нравственным ценностям семьи» размещена в разделах

Самые дорогие и авторитетные для ребенка люди – это его близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат. Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребенка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных этапах играет семья.

Вот почему проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребенка.

Что же мы наблюдаем в большинстве случаев:

- родители смещают акценты в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, в то время как природные закономерности свидетельствуют о том, что возраст от рождения до 8 лет наиболее благоприятен для формирования сенсорной, социальной и нравственной сфер;

- произошла утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;

- крайне низкий уровень нравственной культуры большинства современных родителей говорит о недостаточной компетентности семьи в вопросах нравственного становления и воспитания личности ребенка.

Для успешного вхождения ребенка в мир социальных отношений необходимо объединить усилия детского сада и семьи. Главная цель работы с семьей – это педагогическое просвещение родителей в вопросах нравственного воспитания детей.

Отсюда возникают основные задачи, которые мы поставили в своей работе:

- создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром нравственных ценностей и семейных традиций;

- познакомиться с традициями семей воспитанников;

- предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности;

- обогатить отношения детей и родителей опытом эмоционально-насыщенного обучения.

Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей. Традиции должны быть простыми, но никак не надуманными. Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у малыша и в дальнейшей жизни.

Сначала мы изучали систему социально-нравственного воспитания в семьях своих воспитанников через анкетирование, в индивидуальных беседах с родителями, детьми. Составили программу работы с родителями и детьми, провели родительское собрание. При этом обратили внимание родителей на воспитание у детей гуманных чувств, культуры поведения, действенной любви к родным и близким, а через них к обществу и Родине, разъяснили роль личного примера родителей, значения семейных праздников и традиций.

Выяснилось, что в двух семьях воспитанников стало привычным за вечерним чаем, когда собирается вся семья, обсуждать события прошедшего дня. Мать и отец рассказывают, обмениваются впечатлениями. Такая возможность предоставляется и ребенку. Совместно обсуждаются планы отдаленного и ближайшего будущего.

На собрании посоветовали родителям завести в своей семье традицию ежевечерних чтений детских рассказов, сказок, стихов с последующим обсуждением прочитанного.

Многие семьи отмечают день рождения ребенка. Родители обменялись мнениями, как они отмечают его: кто дома, кто в кафе или на природе. Попробовали пофантазировать на тему особенных ритуалов при проведении этого праздника: отмечать рост ребенка на специальной линейке или обводить ручку и ножку малыша каждый год, складывая в специальную папку отпечатки; создать галерею рисунков «Мой день рождения» или фотографий.

В современных семьях появился интерес к своим корня, что выражается в традициях, связанных с экскурсом в родословную (сбор и хранение семейных реликвий, посещение мест, памятных для предков ит. д.). Вместе с ребенком можно начать составлять древо генеалогии, на котором будут присутствовать все предки семьи. На одном из родительских собраний мамы рассказали о гербе, даже придумали девизы, по которым живет семья. Ребятам интересно было слушать рассказы взрослых, они с интересом рассматривали гербы, делились впечатлениями. А бабушки показали и рассказали о семейном древе, в традициях в семье. Так ребята узнали о редко встречающихся сейчас, забытых именах: Фекла, Степанида, Агафена, Матрена и др. В группе провели несколько выставок, например, фотовыставка «Бабушка рядышком с дедушкой и со мной» с шутливыми надписями под фотографиями. На другую тему «Семейные реликвии» ребята вместе с родителями приносили старинные вещи. Так мы увидели Библию 1905 г. ; настольную лампу с резным деревянным абажуром, выпиленным руками прадеда одного из детей; боевые и трудовые ордена и медали бабушек и дедушек, старые семейные фотографии. А в семейном альбоме Севы дети на фотографии разглядели старинную одежду и сравнили ее с современной. Чем больше ребята знают о своих корнях, родословной, тем больше уважения и гордости за своих родных они испытывают. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традициях и обычаев, песен, поговорок и заповедей. Обеспечит передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.

Мы стараемся привлечь родителей на мероприятия, способствующие совместной деятельности родителей и детей. На таких мероприятиях родители, бабушки и дети участвуют в веселых соревнованиях, конкурсах, поют частушки, песни, рисуют, рассказывают стихи, пословицы, устраиваем чаепития со сладким столом. Родителям вручаются памятки. Людям старшего поколения – подарки, сделанные руками ребят.

Не забывайте главного – то, как сложится жизнь вашего ребенка, во многом зависит от того, как вы ему ее преподнесете. Если вы сможете донести до него все прекрасное, что есть в мире, он попробует перенести это и в свою семью. Семейные традиции укрепляют добрые отношения между родителями и детьми.

В качестве позитивных результатов работы можно назвать, то, что родители и воспитатели :

- начинают лучше понимать детей;

- создают более гармоничные отношения в семье и в детском саду;

- проявляют большой интерес к истории своей семьи;

- переосмысливают отношения с близкими и родственниками.

У детей повышается самооценка, познавательный интерес к истории своей семьи, взаимоотношения родственников, что говорит о положительной динамике их социально – нравственного развития.

Список литературы.

1. Афанасьева Т. М. Семья, 2 изд., М., «Просвещение»,1988.

2. Лесгавт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991.

3. Мартынский В. С. Твоя родословная. Учебное пособие по изучению истории семьи и составлению родословной. М., 2000.

4. Семейные традиции в воспитании детей. Режим доступа:

https:malutka.net/semeinye-traditsii-v-vospitanii-detei.

5 .Семья и семейные традиции. Режим доступа:

https:/volna-lubvi.ru/semea_semeinye-tradicii.php.

6. Якубовская Е. И. Традиционный народный праздник как средство приобщения детей к культурному опыту родного народа. Педагогика культуры, 2005. № 3\4.

Публикации по теме:

Воспитание положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста Выступление Слайд 2 На свете есть много профессий различных И в каждой есть прелесть своя. Но всех благородней, милее и краше Есть та,.

Консультация «Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей дошкольного возраста» Важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы, является семья. Родителям принадлежит главная роль в воспитании.

Доклад по теме самообразования: «Воспитание у детей эстетического отношения к окружающему миру».Доклад по теме самообразования: «Воспитание у детей эстетического отношения к окружающему миру». "Детство, это важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от.

Духовно-нравственное воспитание ребенка-дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культурыДуховно-нравственное воспитание ребенка-дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня.

Консультация для родителей «Формирование у детей бережного отношения к родной природе» Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных.

Консультация для родителей «Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему "Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возрастаУчёными давно.

Краткосрочный проект по формированию у детей бережного отношения к зимующим птицам «Поможем пернатым!» Улетели птичьи стаи, Лес в сугробах до ветвей. Вот тогда мы и дождались Наших северных гостей. Зимний лес не спит, а дремлет, Серебром.

Влияние семьи на воспитание детей Семья для ребёнка – это целый мир. Мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, радоваться, сочувствовать. Семья.

Воспитание бережного отношения к растениям (из опыта работы) Воспитание бережного отношения к растениям (из опыта работы). Подготовила Протасова Зинаида Петровна, воспитатель МБДОУ детский сад №5 «Радуга».

Воспитание гуманного отношения к животным у детей Как только человек рождается, он окунается в живую цветущую, поющую и красочную жизнь. Она многолика и прекрасна: ежедневно мы слышим пение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание у детей бережного отношения к нравственным ценностям семьи
Опубликовано: 19 марта 2016 в 11:04
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание у детей бережного отношения к нравственным ценностям семьи» (включая файлы) размещена пользователем валентина петрусь (УИ 518493) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД