Татьяна Белова
Доклад по теме самообразования: «Воспитание у детей эстетического отношения к окружающему миру».
▼ Скачать + Заказать документы
"Детство, это важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, от этого в решающий степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш".
(В. А. Сухомлинский)
Эстетическое воспитание-это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности, видеть красоту окружающего мира и создавать её. Начинается оно с первых лет жизни.
Публикация «Доклад по теме самообразования: „Воспитание у детей эстетического отношения к окружающему миру“,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Приобщение ребёнка к духовной культуре можно и нужно начинать как можно раньше. Даже самые маленькие способы воспринимать красоту в окружающем мире, проявлять интерес к музыке, произведениям изобразительного искусства, поэзии, театральным постановкам.
Ранние впечатления обогащают эмоциональную сферу ребёнка особыми переживаниями, ложатся в основу его эстетического мировоззрения, способствуют формированию нравственных ориентиров.
Большое значение для общего развития имеет и собственное участие малыша в разных видах художественно-эстетической деятельности. При этом у него обостряется способность воспринимать и эмоционально откликаться на красоту в окружающем мире, в природе, человеческих отношениях, в мире вещей.
Дети начинают более внимательно вслушиваться, всматриваться в окружающее, учатся замечать своеобразие, уникальность предметов и явлений, осознавать и выражать свои чувства. В процессе художественной деятельности они получают широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования своих творческих способностей. Занятия изобразительной деятельностью, музыкой, танцами способствуют развитию зрительного, слухового, двигательного анализаторов и их координации, побуждают малыша осваивать новые сложные действия, получать новые знания, фантазировать, быть внимательным и усидчивым.
Взрослые должны помогать, малышу открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать к доступным видам художественно - эстетической деятельности как в повседневном общении взрослых с детьми, так и специальных играх-занятиях, привлекать внимание ребёнка к красивым вещам, явлениям природы, произведениям искусства, включать его в процесс сопереживания по поводу воспринятого. Взрослый должен сам уметь испытывать и выражать эстетические эмоции. Откликаться на чувства малыша.
Важный момент в развитии чувств прекрасного, умение лепить пластилином. Ребёнок не только научится творить красоту своими руками, но и разовьёт мелкую моторику. В моей младшей группе, искусство лепки детей, ещё не на высоте, но дети без труда справляются с заданиями. В игровой форме я подсказываю малышам, вызываю желание не только лепить, но и любоваться, показать родителям свои работы, рассказывать о них.
Очень важен, для эстетического восприятия ребёнка, а также для творческого развития, это театральные постановки. На занятиях я использую театрализованные показы сказок, песенок, дети, находясь под впечатлением увиденного, начинают сами устраивать игры-сказки (теремок, колобок). И они уже становятся не зрителями, а актёрами. Это даёт возможность малоактивным детям, которые стесняются заговорить с взрослым от своего имени, превратиться например, в лисичку и вести беседу от имени лисички. С помощью театрализованных преставлений дети познают окружающий мир, начинают приобщаться к красоте и богатству художественного слова, музыки. Это доставляет удовольствие детям, формирует основы художественного вкуса, учит видеть и чувствовать красоту окружающего мира, беречь её.
На занятиях я также использую музыкально-ритмические движения. С помощью танцевальных движений дети могут имитировать разных животных, птиц и даже растения. Эти игры могут заинтересовать ребёнка, дети с интересом смотрят, как танцуют старшие дети или телевизионные передачи, например фигурное катание.
Для обогащения запаса детских впечатлений, полезно прослушивать фрагменты поэтических и музыкальных произведений. Важно, чтобы произведения искусства сопутствовали его в жизни. Например, выходя с детьми на прогулку в ясный зимний день, можно выразительно прочесть отрывок из стихотворения А. С. Пушкина "Зимнее утро". Укладывая детей спать, можно напеть колыбельную песню, а уже потом в игре предложить малышам покачать кукол и спеть песню для кукол.
Также я стараюсь формировать эстетические моменты в быту. Приучаю детей помогать во время уборки, дети выполняют вместе со мной, различные поручения. А потом, когда все хозяйственные дела выполнены, я обращаю внимание детей на то, как уютно и красиво стало в группе.
Конечно, взрослый должен сам уметь испытывать и выражать эстетические эмоции, привлекать внимание ребёнка к красивым вещам, явлениям природы, произведениям искусства, включать в процесс сопереживания по поводу воспринятого.