Наталья Штумпф
Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему: «Содержание познавательно – математической
деятельности в режиме дня»
Кто с детских лет занимается математикой,
тот развивает внимание, тренирует свой мозг,
свою волю, воспитывает настойчивость
и упорство в достижении цели.
«А. И. Маркушевич»
Процесс применения математических знаний в дошкольном возрасте имеет свои особенности. Дошкольная жизнь - это игра, труд, наблюдения, занятия, а каждый дошкольник - это маленький исследователь с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.
Публикация «Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня» размещена в разделах
Практика показывает, что при условии правильно организованного педагогического процесса дети могут в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить математические знания и приобрести навыки.
Чтобы игра в ДОУ была ведущим видом деятельности не только теоретически, но и практически, нужно использовать необычные режимные моменты.
- Утренний приё м детей: выяснить с детьми кто пришёл первый, кто второй, сколько пришло девочек, сколько мальчиков, построение в колонну по одному (по росту) на зарядку или на занятие по физкультуре.
- Утренняя гимнастика: перестроение, выполнение упражнений на счёт, упражнения с предметами, умение двигаться в заданном направлении: вперёд, назад, направо, налево, кругом.
- Дежурство по столовой и прием пищи: попросить детей разложить ложки, перед этим они должны определить количество детей, сидящих за столом; напоминать детям, что тарелка стоит на столе, хлеб лежит в блюдце, ложка должна быть в правой руке, а хлеб – в левой. Во время приёма пищи обращаем внимание, что тарелки, блюдца - круглые, котлеты, куски белого хлеба – овальные, запеканка – квадратная и т. д.
- Одевание на прогулку (раздевание) : воспитатель обращает внимание на количество пуговиц и петель, длину пальто, как надета обувь, этот сандалик на левую ногу, а этот на правую, эти сапожки высокие, а эти низкие, обращает внимание на форму и цвет деталей одежды: карманы на этом платье квадратные и синего цвета, на этом платье овальные, красного цвета, поясок широкий, а на этом узкий, шорты короткие, а брюки длинные. Можно сравнить, чья обувь больше по размеру, прикладывая подошвы друг к другу; определить, сколько ребят пришло в куртках, сколько в пальто, сколько в комбинизонах; сравнить шарфы, определить, у кого шарф длиннее, а у кого короче, у кого шире, у кого уже. Воспитатель уточняет с детьми понятие пара: пара сапог, пара варежек, пара детей, что пара – это два, двое.
С помощью песочных часов замеряет время одевания, раздевания, тем самым дети практически усваивают понятия «долго», «быстро», «медленно - учатся ориентироваться во времени.
- Прогулка: во время прогулок обращается внимание на количество, счет, величину, форму, пространственное расположение объектов (можно считать детей, ведра, формочки, лопатки, листья, насекомых, птиц, животных; сравнить по высоте дерево и дом, по величине голубя и воробья, сколько этажей в доме напротив; наблюдая за транспортом обговаривать геометрическую форму, цвет, направление и скорость движения).
Можно рисовать палочками на песке, на участке или на снегу. Например: Рисуя многоэтажный дом, обязательно проговаривайте название фигуры. Скажите, что дом прямоугольный, а крыша треугольная. Можно нарисовать в этом доме окошки разной формы и поселить в квартиры жильцов (палочки, листики, все, что угодно). Посчитайте, сколько этажей, окон в вашем доме. Пусть ребенок найдет того, кто живет под прямоугольным окном, над квадратным окном, справа от круга и т. д. Можно нарисовать несколько домов – это будет город, нарисуйте дороги узкие и широкие, светофор. Пусть по вашим дорогам ездят игрушечные машины, ходят куклы - пешеходы)
На прогулке, воспитатель также организует наблюдения за изменениями происходящими в разное время года, обращает внимание на длительность дня. Особо следует обратить внимание на постановку проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Сколько шагов от скамейки до дерева? Почему получилось разное количество шагов? На глазах детей в очередной раз происходит важное открытие: количество шагов зависит от их размера.
Собирая осенние листья, дети могут выбрать красные, желтые, зеленые, коричневые; выложить из них шарфики для осени (длинные и короткие); расчищая снег, делать узкую и широкую дорожки, при лепке снеговика сравнивать как отдельные части, так и целое (ком большой, средний, маленький; учитывать последовательность – что сначала, что потом и т. д.)
Используются так же подвижные игры математического содержания «Попади в круг», «Найди себе пару», «Классы», «Сделай фигуру», «Эстафеты парами», «Чья команда забросит больше мячей в корзину» и т. д.
При закреплении количественного счета воспитанники выполняют различные упражнения: «Подпрыгнуть на одной ноге», «Занять домик определенного цвета или формы»). Дети не осознавая нагрузки считают, размышляют и думают.
- После сна: при работе с массажными ковриками, определяем количество, цвет, форму, длину; при работе с массажными мячиками: кладём мячик на правую ладошку, сверху левую и проговариваем «Я круги мячом катаю. Взад вперёд его гоняю» и т. д.
Расчесывая детей после сна, спросить, у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные, сравнить цвет резинок, длину ленточек.
Всем известно, что фольклор создает эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность ребенка.
Разгадывание загадок математического содержания – это увлекательная игра, вызывающая у ребенка радостное, приподнятое эмоциональное состояние. Одновременно это своеобразное умственное упражнение в выделении количества, формы, размера как общих признаков анализируемых предметов, определении простейших математических связей и зависимостей. Еще поддерживать интерес к математическим понятиям с помощью стихотворений, сказок с математическим содержанием, пальчиковых и жестовых игр. Детям нравится это занятие, они в игре легко запоминают тексты (тренируется память, с интересом дома рассказывают родителям (обучение и развитие продолжается за стенами детского сада).
Игры – занятия: особое место отводится играм – занятиям по сюжетам знакомых сказок, так называемый математический театр. Такие занятия помогают избежать умственных и психических перегрузок, создают свободу выбора и возможности высказаться каждому ребенку. А постоянно подкрепляемая игровая мотивация изменяет отношение к математическому содержанию задач.
Виды математических театров:
• Плоскостной, би-ба-бо театры по сюжетам знакомых сказок (Репка, Теремок, Три медведя, Колобок и др.).
• Цифры - персонажи.
• Геометрический театр (объемных или плоскостных фигур).
Сюжетно - ролевые игры. Например, количественный состав числа из единиц осваивается в игре «Почта». В игре происходит различение порядкового и количественного счета, сравнение рядом стоящих чисел, тем самым происходит закрепление полученных на занятиях знаний.
Игра «Зоопарк», где дети практически используют порядковые и количественные числительные, предшествует подготовительная работа: ознакомление с трудом взрослых, работающих в зоопарке; чтение рассказов Е. Чарушина, Б. Жидкова, С. Маршака о растительном и животном мире, о труде человека в зоопарке. Дети узнают, что люди, работающие в зоопарке должны хорошо уметь считать: сколько всего зверей в зоопарке? Сколько животных одного вида? Сколько особей находится в одной клетке?
Игра «Магазин», в которую дети играют с удовольствием. Имеется кассовый аппарат, наборы монет, весы, наборы овощей, фруктов и других продуктов.
С большим интересом играют дети в игры: «Больница», «Парикмахерская», «Моя семья», развивая математические способности в счете, в сравнении предметов по величине, цвету, форме, умение сопоставлять и классифицировать предметы, а так же способствуют развитию логического мышления.
Дидактические игры с математическим содержанием
Их система выстроена с учетом усложнения программных задач по ФЭМП.
Виды дидактических игр
1. Игры с цифрами и числами – это игры на обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Д/ и: "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей" учат детей свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.
Д/ и: "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие используются на занятиях и в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти и мышления. Игра "Считай не ошибись!", помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете.
2. Игры путешествие во времени - служат для знакомства детей с днями недели.
Д/ и: "Живая неделя", "Назови скорее", "Назови пропущенное слово", "Круглый год", "Двенадцать месяцев" помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.
3. Игры на ориентирование в пространстве. Задачей педагога является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Чтобы заинтересовать детей и результат был лучше, используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. (Например, игра "Найди игрушку", - "Ночью, когда в группе никого не было к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти. "
4. Игры с геометрическими фигурами учат зрительно обследовать, узнавать и правильно называть геометрические фигуры, формируют умение преобразовывать их, развивают воображение и творческое мышление, учат анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентироваться на образец.
Для закрепления используется множество дидактических игр и упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Например, такие игры как «Найди такой же узор», «Сложи квадрат», «Посмотри вокруг», «Подбери по форме», «Чудесный мешочек», «Кто больше увидит?»,
«Геометрическая мозаика» и др.
5. Игры на логическое мышление. Занимательные математические вопросы способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное, сравнивать. Например:
- У бабушки Даши есть внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша.)
- Привела гусыня - мать 6 детей на луг гулять. Все гусята как клубочки. 3 сынка, а сколько дочек? (3)
- Вы зашли в темную комнату, где есть свеча, газовая плита, керосиновая лампа. Что вы зажжете в первую очередь? (Спичку или зажигалку)
- Можно ли бросить мяч так, чтобы он, пролетев некоторое время, остановился и начал движение в обратном направлении? (Да, бросить его вверх)
- Двое мальчиков играли в шашки два часа. Сколько играл каждый из них? (По 2 часа)
- Двое пошли - все пять гвоздей нашли. Четверо пойдут - много ли найдут? (Ни одного, все уже нашли)
- У одного мужчины четыре сына и у каждого из них есть родная сестра. Сколько у него детей? (Пять человек)
Математические развлечения позволяют педагогу расширить и углубить знания старших дошкольников, активизировать их мыслительную деятельность,
воспитывать интерес к математике. Это могут быть конкурсы, викторины, игры - путешествия, олимпиады. Красочно иллюстрированные и музыкально оформленные соревнования доставляют им эстетическую радость, радость победы, радость участия в совместной со сверстниками деятельности.
Таким образом, использование разных форм работы по ФЭМП в режимных моментах дает возможность ребенку учиться с интересом и удовольствием, постигать мир математики и верить в свои силы.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!