АНЯ КУДАКАЕВА
Консультация для воспитателей «Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Уже в дошкольном возрасте начинается вхождение детей в мир математики. Дошкольный возраст характеризуется своими особенностями. Формирование знаний у детей происходит в тесной взаимосвязи с их практическими действиями. Область математических представлений, которая складывается у детей до школы, становится фундаментом для дальнейшего математического образования и влияет на его успешность. При условии правильно организованного педагогического процесса, практика показывает, что с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться в школе.
Публикация «Консультация для воспитателей „Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Режим дня. Консультации для родителей
- Темочки
Главная задача педагогов, при ознакомлении с математическими понятиями, заинтересовать детей игровой деятельностью и сохранить к ней интерес. Непосредственно-образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в моей группе проводится 1 раз в неделю в первой половине дня.
Формирование элементарных математических представлений следует осуществлять не только в организованной образовательной деятельности, но и в режиме дня с использованием игровых приемов.
Одна из важнейших задач воспитателя заключается в том, чтобы те знания, умения и навыки, которые дети получают в процессе организованной образовательной деятельности по математике, использовались ими в разных жизненных условиях – в играх, в быту, на прогулке. Дети должны понимать, что приобретенные ими знания действительно им нужны и научились ими пользоваться. Это будет способствовать дальнейшему развитию интереса детей к математике и расширению полученных знаний. Необходимо, чтобы данный процесс был связан со всеми сторонами воспитательно-образовательной работы детского учреждения и направлен, прежде всего, на решение задач умственного воспитания и математического развития дошкольников. Окружающая жизнь предоставляет неограниченные возможности для математического развития ребенка:
- проведение прогулок и экскурсий;
- участие в разных видах труда;
- игры-занятия;
- участие в математических развлечениях;
- игры с математическим содержанием;
- сюжетно-ролевые игры.
Прогулки и экскурсии - богатейший источник для расширения математического кругозора детей. Во время прогулок я обращаю внимание детей на количество, величину, форму, пространственное расположение объектов (сосчитай, сколько проехало машин, сравни по высоте дерево и дом, по величине голубя и воробья, сколько этажей в доме напротив….). При организации наблюдения за изменениями происходящими в разное время года, обращаю внимание детей на длительность дня.
Особо обращаю внимание на постановку проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. «Сколько шагов от скамейки до дерева?» «Почему получилось разное количество шагов?». На глазах детей в очередной раз происходит важное открытие: количество шагов зависит от их размера.
Стараюсь создавать условия, в которых бы дети осознавали необходимость применить математические знания и самостоятельно решить задачу. Каких цветов больше на клумбе: белых или красных. Чего больше красных цветов или цветов всего?
Хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд являются теми видами деятельности, где эффективно можно применить математические знания. Во время сборов на прогулку предлагаю вниманию детей количество пуговиц и петель, длину пальто, форму платка. В другой раз уточняю с детьми понятие пара: пара сапог, пара варежек, пара детей, что пара – это два, двое. С помощью песочных часов совместно с воспитанниками замеряем время одевания, уборки игрушек. Тем самым, дети практически усваивают понятия «долго», «быстро», учатся ориентироваться во времени. Расчищая снег, дети делают узкую и широкую дорожки.
При сервировке стола, подготовке к занятиям прибегаю к созданию ситуаций, заставляющих ребенка прибегать к проверке равночисленности множеств путем их сравнения. Чего больше ложек или вилок, столов или стульев, детей или приборов? В подобных ситуациях знания детьми усваиваются не формально, а осознанно.
После сна, убирая массажные коврики, дети определяют количество, цвет, форму; расчесывая девочек, спрашиваю, у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные, предлагаю сравнить цвет, длину ленточек.
Работа в уголке природы тоже дает богатый материал для закрепления знаний о числе, счете, величине и способах ее измерения. Дети подсчитывают количество вновь распустившихся листьев, цветов. Рассматривая, на глазах ребенка, постоянно возникают задачи с арифметическим содержанием : «Вчера на ветке распустилось 3 листочка, сегодня еще 1, сколько всего?»
Изготовление различных поделок требует измерения длины, ширины, закрепляются названия геометрических фигур.
Постепенно сам ребенок начинает находить в окружающей обстановке объекты для счета, измерения, сравнения.
Математические конкурсы и досуги. Дошкольники очень любят соревнования и конкурсы, в том числе математические. В зависимости от времени года я организовываю тематический конкурс «На прогулку в лес» (зимний, весенний, летний, осенний). На данном мероприятии закрепляем математические понятия (много цветов – мало цветов, высокие деревья – низкие деревья, широкая тропа – узкая тропа, на какую геометрическую фигуру похожа берлога медведя, дупло белки, нора лисицы? И т. д.). Вопросы задаются в соответствии со временем года. Во время проведения развлечений дети закрепляют математические знания в игровой, занимательной форме.
Дидактические игры с математическим содержанием. Их система выстроена с учетом усложнения программных задач по ФЭМП. Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами («Убираем цифры», «Какой цифры не стало?» и т. д.).
2. Игры путешествия во времени. («Круглый год», «12 месяцев» и т. д.) Эти игры служат для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, я использую кружочками разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна.
3. Игры с геометрическими фигурами («Геометрическое лото», «Найди фигуру»).
4. Игры на логическое мышление («Ассоциация», «Дорисуй фигуру».)
Так же большую пользу в познавательно-математическом развитии приносят сюжетно-ролевые игры.
Например, количественный состав числа из единиц осваивается воспитанниками в игре «Почта». Сортировщики и почтальоны раскладывают корреспонденцию по адресам, в соответствии с названными числами. В игре происходит различение порядкового и количественного счета, сравнение рядом стоящих чисел, тем самым происходит закрепление полученных на занятиях знаний. Знакомясь с составом числа из единиц в пределах 5, после 2 - 3 проведенных занятий в игре «Почта», дети применяют полученные знания практически. Учатся считать с предметами и без них, рассказывать о выполненном действии.
Игра «Зоопарк», где дети практически используют порядковые и количественные числительные. На доступных примерах я раскрываю детям сложность работы по уходу за животными и их доставке в зоопарк: здесь необходимы смелость, находчивость, большие знания. Наряду с этим ребята узнают, что люди, работающие в зоопарке должны хорошо уметь считать: сколько всего зверей в зоопарке? Сколько животных одного вида? Сколько особей находится в одной клетке?
Игра «Магазин», в которую дети играют с удовольствием. Имеется кассовый аппарат, наборы монет.
Игра для ребенка – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвет, форму, свойства предметов. С помощью игр уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временные и пространственные ориентировки. Игры способствуют развитию любознательности, наблюдательности, сообразительности, внимания, памяти, мышления, речи, стимулируют детскую активность в них.
В работе с детьми особое место мною отводится играм – драматизациям по сюжетам знакомых сказок. Я заметила, что с помощью фольклорных сказок детям легче сравнивать игрушки по величине: кто больше - зайка или мишка, кто меньше, кто такого же роста; устанавливать временные отношения, закреплять знания порядкового и количественного счёта, а также определять пространственное расположение предметов.
К тому же сказки помогают легче запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади, воспитывают любознательность, развивают память, инициативность.
Всем известно, что фольклор создает эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность ребенка, поэтому постоянно использую загадки, пословицы, скороговорки, стихотворения, сказки. Они дают большой эффект в обучении дошкольников математическим понятиям.
При проведении подвижных, пальчиковых игр, утренней гимнастики использую считалки с математическим содержанием, так же закрепляем знания о временах года, учимся ориентироваться в пространстве (направо, налево, вперед, назад и т. д.).
В различных подвижных играх широко использую умения детей ориентироваться во времени и пространстве.
В заключение я хочу отметить, что необходимо регулярное использование на занятиях и в режимных моментах специальных игровых задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширять математический кругозор дошкольников, способствовать математическому развитию, повышать качество математической подготовленности. Это позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.