Смирнова Людмила Васильевна
Система коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития
▼ Скачать + Заказать документы
Наши дети занимают особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети в нашей группе - это дети с выраженными нарушениями как умственной, так и с физической активностью. Это нарушение опорно – двигательного аппарата, зрения, слуха и т. д.
С 2006 года в моей педагогической практике стал накапливаться опыт с такими детьми. Сложность моей работы заключается в том, что у детей почти отсутствует речь, движения рук ограничены, многие из них не могут держать ложку или карандаш. Практически отсутствует обратная связь ребенка к воспитателю.
Публикация «Система коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития» размещена в разделах
К началу поступления таких детей в группу были только крик, телодвижения, эмоции, отдельные жесты, звукоподражания. Из – за имеющихся интеллектуальных и физических нарушений нашим детям сложно овладевать различными практическими действиями. У некоторых детей, в следствии малой двигательной активности ( на пример: Маша, Захар, Матвей и подобные) мышцы рук оказываются вялыми или слишком напряженными (Матвей, целенаправленные действия с окружающими предметами отсутствуют. Такие дети получают курсы массажа, что бы мышцы сформировались.
Вначале моей работы с такими детьми, мне как воспитателю, приходится полностью перенастраивать свою речь и разговаривать с детьми так, чтобы они хотя бы смогли отвечать коротко «да» или «нет», так как полностью говорить предложениями, или словосочетаниями для наших детей (я имею ввиду детей моей группы №3 «Малыши») очень сложно.
Для повышения мотивации, для того чтобы наблюдалась динамика в коррекции развития, все обучение на занятиях и в жизни должно выстраиваться с элементами игры. Таким образом, игровые технологии являются ведущими при обучении детей с тяжелыми, множественными нарушениями развития.
Нам, воспитателям, нужно наладить коммуникацию между детьми, но сделать это очень сложно из-за отсутствия речи. Но коммуникация между детьми возможна при направляющей помощи воспитателя.
На занятиях воспитатель должен искать индивидуальный подход к каждому ребенку в отдельности. Особенно в использовании наглядного материала, иллюстрация (картинки, игрушки разные по цвету и форме)
При объяснении, приходится общаться с каждым ребенком в отдельности, задавать вопросы такие, чтобы было понятно ему, при необходимости действия подтверждать наглядно. Необходимо давать ребенку такие задания, которые он сможет выполнить. У детей с ТМНР необходимо сформировать необходимые навыки и умения для здорового образа жизни, научить использовать эти навыки и полученные знания в повседневной жизни. Самое первое и необходимое чему мы их должны научит это самостоятельно кушать, ходить на горшок, мыть руки, чистить зубы и т. д.
И в заключении я хочу сказать о том, что для нас воспитателей, работающих с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, основной задачей является адаптация данной категории детей в социуме.
Воспитатель: Смирнова Людмила Васильевна.