Папки-передвижки

Консультация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»

Любовь Климина
Консультация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Выступление воспитателя Климиной Л. Н. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста 2019г.

Готовность ребенка к обучению в школе значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Публикация «Консультация „Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

По результатам проведенного мониторинга был составлен план работы, где особое внимание было уделено сенсорному развитию.

В группе создан уголок сенсомоторного развития детей, в котором дети могут проявить свои индивидуальные способности.

Содержание сенсомоторного уголка было направлено на:

1. развитие сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);

2. развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;

3. создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;

4. активизации мышления, внимания, восприятия, памяти;

5. повышения мотивации к самостоятельной деятельности.

6. усвоение основных сенсорных эталонов

В группе собрано много материала на развитие тактильных ощущений. Я использую здесь большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи и многое другое. Сделала массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью и горохом. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках, одновременно познавая форму, величину предметов.

Для развития всех органов чувств подобран материал, который создала сама природа. Дети выкладывают узоры по образцу из различных видов круп, шишек, небольших веточек, ракушек, камушков. Составляют композиции из природного материала.

При выборе месторасположения сенсомоторного уголка в группе я учитывала дидактические принципы удобства расположения уголка и доступности его для детей. Особое внимание уделила подбору сенсомоторных объектов для уголка в плане их безопасности для жизни и здоровья детей.

Сенсомоторный уголок используется в педагогическом процессе, как на организованных занятиях, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.

Таким образом, в своей работе я выделила принципы организации уголка:

1. доступность;

2. безопасность;

3. трансформируемость;

4. вариативность;

5. полифункциональность.

Назначение сенсорного уголка в группе – развитие всех видов восприятия, создание условий для реализации, речевого развития детей, эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними.

Считаю что вариативность выполнения заданий обеспечивает прочность и глубину знаний, умений вместо механического, ситуативного заучивания.

Особое внимание уделяю индивидуальной работе с детьми, дидактический материал даю малышам и для самостоятельных игр.

Основная задача ознакомления младшего дошкольника со свойствами предметов — это обеспечить накопление представлений о цвете, форме, и величине предметов.

Обучение должно включать формирование у детей обобщенных способов обследования многих качеств, служащих решению ряда сходных задач.

Задания на выполнение предметных действий:

1. Раскладывание однородных предметов на две группы в зависимости от их величины, формы, цвета.

Целью обучения является: фиксация внимания детей на свойствах предметов, формирование у них простейших приемов установления тождества и различия величины, формы, цвета. Материалом служат однородные предметы двух величин, пяти форм, восьми цветов. В ходе обучения детям сообщаются слова, необходимые для регуляции выполняемых ими действий: цвет, форма, такой, не такой, большой, маленький.

2. Размещение вкладок разной величины, формы в соответствующих гнездах.

Цель обучения: выработка у детей умения соотносить свойства (цвет, форму, величину) разнородных предметов. Материалом служат большие и малые вкладыши из дерева и рамки с соответствующими отверстиями, вкладыши пяти форм и решетки для их размещения.

Накопление сенсорных представлений не может быть обеспечено путем ознакомления ребенка лишь с 3—4 разновидностями каждого свойства. Оно требует знакомства с цветом, формой, величиной, охватывающего, по возможности, все основные варианты.

. Тактильно-двигательное восприятие

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. «Тактильный» (от лат. tactilis) — осязательный.

Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.

С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует

С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:

1. сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки, разных по величине, форме, материалу.

«Шариковые» ванны» представляют собой большую емкость, наполненную разноцветными пластмассовыми шариками одинакового или разного размера. «Купаясь» в таких ваннах или опуская в них руки, дети получают новые тактильные ощущения;

«Осязательные ванны» — в небольшой коробке рассыпаны горох или бобы, фасоль, желуди. Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствует развитию мелкой моторики.

Игровые тактильные панно «Черепаха» и «Собери картинку» (сенсорная панель для рук) представляет собой панно, изготовленное из ковролина и ряда съемных деталей, изображающих части предметов, из которых ребенок собирает целое по инструкции педагога, а в дальнейшем и по собственному замыслу.

Вся работа по развитию тактильной чувствительности у детей проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках.

Использую дидактические игры в работе по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста :

Игры на развитие тактильных ощущений :

«Чудесный мешочек»

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«Определи на ощупь»

В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»

Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

«Узнай фигуру»

На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

«Что в мешочке»

Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы).

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

«Найти предмет указанной формы»

Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).

«Из каких фигур состоит машина?»

Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.

«Найди предмет такой же формы»

Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д., овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь и т. д.).

«Определи правильно»

Ребенку предлагают по рисункам определить, из каких геометрических фигур состоит предмет (замок, письмо)

Дидактические игры и упражнения на закрепление

цветового восприятия:

«Какого цвета не стало?»

Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.

«Какого цвета предмет?»

Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона — желтую и т. д.

Варианты:

выбрать предмет по цветовому образцу: педагог показывает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные варежки, синие носочки и др., дети должны показать карточки с изображением оттенков данного цвета.

«Собери гирлянду»

Педагог показывает элемент — образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.

«Сложи радугу»

Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку. Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

Проведенная работа по сенсорному воспитанию :

1. Помогла познакомиться детям с основными геометрическими фигурами, запомнить их названия.

2. Научила детей различать цвет.

3. Научила детей сравнивать предметы по величине.

4. Способствовала развитию у детей тактильного и зрительного восприятия.

5. Помогла в совершенствовании мелкой моторики рук.

Дети овладевают рациональными приемами обследования:

1. дети активны при взаимодействии со взрослым в сенсомоторном уголке;

2. проявляется желание творить;

Представленная система работы направлена не только на сенсомоторное развитие ребенка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире.

Литература.

1. Венгер J1. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной

культуры ребёнка», М. : «Просвещение», 1988.

2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию

дошкольников. Под редакцией JI. А. Венгера. М. : «Просвещение», 1973.

3. Дагмар Альтхауз, Эрна Дум «Цвет, форма, количество», М. :

«Просвещение», 1984.

4. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением»,

№3-2007, тема номера «Экологическое воспитание».

10. Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. «Организация

сенсомоторного уголка в группе детского сада», Справочник старшего

воспитателя, №5-2008.

11. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. «Работа ДОУ с семьёй», М. :«Творческий

центр: Сфера»,2004.

1. Метлева JI. А., Удалова Э. Я. «Развитие сенсорной сферы детей».

13. Н. Михайлова 3. А. «Игровые задачи для дошкольников», СпБ. : «Детство-

Пресс», 1999.

16. Пилюгина Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего

возраста», М. ,1983.

17. Сольцева О. Г. «Наши помощники - органы чувств», «Ребёнок в детском

Саду» №3-2007.

18. Сенсорное воспитание в детском саду. Под редакцией

Поддьякова Н. Н., Аванесовой В. Н., М. : «Просвещение», 1981.

Публикации по теме:

Консультация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Консультация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»Консультация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка.

Игровой практикум для родителей «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Нетрадиционное родительское собрание в 1младшей группе Воспитатель: Загорулько Т. Ю. Форма проведения: игровой практикум. Цель: обогащение.

Мастер-класс для родителей по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики.

Нетрадиционное родительское собрание в первой младшей группе «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Нетрадиционное родительское собрание в 1младшей группе Форма проведения: игровой практикум. Цель: обогащение родительских представлений.

Опыт работы «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру» В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры. Успешность.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством коллекции «Матрешки» Педагогическая статья Тема: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством коллекции «Матрешки»». Автор: Гривко Светлана.

План по самообразованию «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»План по самообразованию «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Тема: «Сенсорное развитие детей младшего возраста» на 2018-2019 учебный год Цель: повышение педагогической компетенции в вопросах сенсорного.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности В современном мире возникает необходимость выделить в содержании работы с детьми младшего дошкольного возраста аспекты социально – личностного.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность Тема: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность». Цель: целенаправленно совершенствовать, развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 4 мая 2019 в 16:14
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Климина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД