Екатерина Петрова
Консультация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т. п. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям.
Публикация «Консультация „Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Известно, что чем большее число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребенка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Между тем технологизация современной жизни создает дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуа льными образами.
Актуальность сенсорного воспитания - дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни.
• С рождения и до трех лет активно развиваются все органы чувств.
• У ребенка появляются первые сенсорные навыки.
• Развитие сенсорики – один важнейших аспектов полноценного развития ребенка.
Существует несколько видов сенсорных ощущений :
• Зрительные
• Слуховые
• Осязательные
• Обонятельные
• Вкусовые
Задачи сенсорного воспитания :
- Организовать сенсорное воспитание детей в процессе ознакомления с окружающей природой;
- учить находить сенсорные эталоны в природном окружении, выделять и называть свойства природных объектов: цвет, форму, величину, расположение в пространстве;
- совершенствовать и обогащать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств;
- учить детей сенсорным способам обследования;
- развивать познавательные способности, мышление, умение анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязи между природными объектами и явлениями;
- учить переносить полученные знания в различные виды продуктивной деятельности;
- обогащать чувственный опыт детей и закреплять полученные впечатления в речи;
- формировать чувственно-эмоциональное отношение к природе.
Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами помогает организация в дошкольных учреждениях сенсомоторных уголков.
Сенсорное развитие у детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО наиболее успешно прослеживается в различных образовательных областях:
1. «Социально-коммуникативное развитие» происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх.
2. «Познавательное развитие» происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величине, вкусе, звучании, количестве, части и целом.
3. «Речевое развитие»- через обогащение активного словаря.
4. «Художественно-эстетическое развитие» - развитие сенсорного восприятия.
5. «Физическое развитие»- через развитие мелкой моторики обеих рук.
В нашей группе для сенсорного развития детей создается специально оборудованный уголок, в нем находятся игрушки и предметы, которые помогают детям обследовать предметы, выделять их форму, величину; игрушки на развитие мелкой моторики.
Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. В мозгу ребенка центры, отвечающие за речь, и те, что управляют движениями пальцев рук, находятся в тесном соседстве и стимулируют друг друга. Именно поэтому можно смело сказать: чем больше малыш умеет делать руками, тем он умнее.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Чем раньше мы начнем уделять внимание этому аспекту, тем раньше услышим первое слово от ребенка.
Существует множество способов и увлекательных игр, которые помогают улучшить развитие мелкой моторики рук.
Поэтому мной была разработана программа кружка «Говорящие пальчики», цель которого способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей.
Основная форма работы – пальчиковые игры.
Работа пальцами и разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, речи, памяти; помогает подготовить руку к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчает развитие навыков письма.
Пальчиковые игры — это замечательный материал для быстрого овладения простейшими математическими понятиями, начиная от счета и кончая такими категориями, как вправо — влево, выше — ниже, дальше — ближе, длиннее - короче, больше – меньше. Следовательно, пальчиковые игры – это стимуляция и развитие речи, универсальный тренинг мелкой моторики рук.
Также активно использовались различные предметы:
- резиновые игрушки, мячики (ежи)
- бусы, шнуровки, мозаика, прищепки, счетные палочки, спички;
- различные материалы: пластичные (тесто, пластилин, сыпучие (крупы, бобовые, песок, семечки);
- бумага, карандаши, клей, кисточки;
- картотека пальчиковых игр.
К концу года у детей вырос познавательный интерес, любознательность, улучшилась речь и память, мышление. Также дети научились взаимодействовать, проявляют нравственное отношение к окружающему миру.
Таким образом, я считаю, что игры и упражнения, которые стимулируют сенсорное развитие и общую моторику рук, оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, улучшают внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывают усидчивость, формируют игровую и учебно - практическую деятельность.