МААМ-картинки

Консультация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»

Екатерина Петрова
Консультация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т. п. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям.

Публикация «Консультация „Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Известно, что чем большее число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребенка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Между тем технологизация современной жизни создает дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуа льными образами.

Актуальность сенсорного воспитания - дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни.

• С рождения и до трех лет активно развиваются все органы чувств.

• У ребенка появляются первые сенсорные навыки.

Развитие сенсорики – один важнейших аспектов полноценного развития ребенка.

Существует несколько видов сенсорных ощущений :

• Зрительные

• Слуховые

• Осязательные

• Обонятельные

• Вкусовые

Задачи сенсорного воспитания :

- Организовать сенсорное воспитание детей в процессе ознакомления с окружающей природой;

- учить находить сенсорные эталоны в природном окружении, выделять и называть свойства природных объектов: цвет, форму, величину, расположение в пространстве;

- совершенствовать и обогащать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств;

- учить детей сенсорным способам обследования;

- развивать познавательные способности, мышление, умение анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязи между природными объектами и явлениями;

- учить переносить полученные знания в различные виды продуктивной деятельности;

- обогащать чувственный опыт детей и закреплять полученные впечатления в речи;

- формировать чувственно-эмоциональное отношение к природе.

Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами помогает организация в дошкольных учреждениях сенсомоторных уголков.

Сенсорное развитие у детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО наиболее успешно прослеживается в различных образовательных областях:

1. «Социально-коммуникативное развитие» происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх.

2. «Познавательное развитие» происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величине, вкусе, звучании, количестве, части и целом.

3. «Речевое развитие»- через обогащение активного словаря.

4. «Художественно-эстетическое развитие» - развитие сенсорного восприятия.

5. «Физическое развитие»- через развитие мелкой моторики обеих рук.

В нашей группе для сенсорного развития детей создается специально оборудованный уголок, в нем находятся игрушки и предметы, которые помогают детям обследовать предметы, выделять их форму, величину; игрушки на развитие мелкой моторики.

Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. В мозгу ребенка центры, отвечающие за речь, и те, что управляют движениями пальцев рук, находятся в тесном соседстве и стимулируют друг друга. Именно поэтому можно смело сказать: чем больше малыш умеет делать руками, тем он умнее.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Чем раньше мы начнем уделять внимание этому аспекту, тем раньше услышим первое слово от ребенка.

Существует множество способов и увлекательных игр, которые помогают улучшить развитие мелкой моторики рук.

Поэтому мной была разработана программа кружка «Говорящие пальчики», цель которого способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей.

Основная форма работы – пальчиковые игры.

Работа пальцами и разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, речи, памяти; помогает подготовить руку к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчает развитие навыков письма.

Пальчиковые игры — это замечательный материал для быстрого овладения простейшими математическими понятиями, начиная от счета и кончая такими категориями, как вправо — влево, выше — ниже, дальше — ближе, длиннее - короче, больше – меньше. Следовательно, пальчиковые игры – это стимуляция и развитие речи, универсальный тренинг мелкой моторики рук.

Также активно использовались различные предметы:

- резиновые игрушки, мячики (ежи)

- бусы, шнуровки, мозаика, прищепки, счетные палочки, спички;

- различные материалы: пластичные (тесто, пластилин, сыпучие (крупы, бобовые, песок, семечки);

- бумага, карандаши, клей, кисточки;

- картотека пальчиковых игр.

К концу года у детей вырос познавательный интерес, любознательность, улучшилась речь и память, мышление. Также дети научились взаимодействовать, проявляют нравственное отношение к окружающему миру.

Таким образом, я считаю, что игры и упражнения, которые стимулируют сенсорное развитие и общую моторику рук, оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, улучшают внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывают усидчивость, формируют игровую и учебно - практическую деятельность.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»Консультация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка.

Игровой практикум для родителей «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Нетрадиционное родительское собрание в 1младшей группе Воспитатель: Загорулько Т. Ю. Форма проведения: игровой практикум. Цель: обогащение.

Мастер-класс для родителей по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики.

Нетрадиционное родительское собрание в первой младшей группе «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Нетрадиционное родительское собрание в 1младшей группе Форма проведения: игровой практикум. Цель: обогащение родительских представлений.

Опыт работы «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру» В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры. Успешность.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством коллекции «Матрешки» Педагогическая статья Тема: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством коллекции «Матрешки»». Автор: Гривко Светлана.

План по самообразованию «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»План по самообразованию «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Тема: «Сенсорное развитие детей младшего возраста» на 2018-2019 учебный год Цель: повышение педагогической компетенции в вопросах сенсорного.

Консультация «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» На сегодняшний день задача нашего детского сада обеспечить наиболее полное развитие дошкольников с учетом возрастных характеристик на этапе.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности В современном мире возникает необходимость выделить в содержании работы с детьми младшего дошкольного возраста аспекты социально – личностного.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность Тема: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность». Цель: целенаправленно совершенствовать, развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 2 апреля 2019 в 09:58
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Петрова (УИ 1255338) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД