елена васина
Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Публикация «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка. Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.
Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи.
Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее.
В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать комм Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление:
- она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста;
- формой обучения;
- самостоятельной игровой деятельностью,
Ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.
С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры.
Дидактическая игра используется при обучении детей познавательному развитию, речевому развитию, в развитии сенсорной культуры.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала : учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание хорошо ему известны? Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре (а это в большей мере относится к настольно- печатным играм, необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.
Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого.
Структура дидактических игр :
- Дидактическая задача;
- Игровые действия;
- Правила.
Дидактические игры бывают :
Словесные;
С предметами;
Настольно – печатные.
Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи. Они построены на словах и действиях играющих. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают их по описанию; находят признаки сходства и различия этих предметов и явлений природы; группируют предметы по различным свойствам, признакам и др. Например: «Доскажи словечко», «Закончи предложение», «Какое что бывает?», «Кто больше заметит небылиц», «Кто летает», «Что из чего сделано?», «Назови одним словом», «Так бывает или нет?», «Назови ласково», «А что потом?».
Игры с предметами или игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения. Например: «Кто где стоит?», «Что изменилось?», «Найди и назови», «Кто скорее соберет?», «Чудесный мешочек», «Овощи и фрукты», «Мяч бросай, животных называй», «Найди ошибку», «Закончи предложение», «Вчера, сегодня, завтра», «Чьи это детки».
Настольно – печатные игры используются как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти, внимания и т. д. С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля. Например: «Кто, где живет?», «Буквы», «Ребусы», «Кто чем питается?», «Кто где обитает?», «Варим суп и компот», «Продолжи ряд», «Что растёт в саду, лесу, огороде?» Что сначала, что потом?», «Лото».
В своей работе с родителями на данном этапе я использую мессенджер WhatsApp, где размещаю интересную и полезную информацию, направленную на развитие и обучение детей в семье, а также памятки различной направленности. Данный вид взаимодействия позволяет проконсультировать родителей, ответить на интересующие их вопросы, прислать задания для самостоятельной работы с ребенком.
Родители с удовольствием включились в процесс обучения таким методом.
В группе созданы условия для речевой деятельности детей, имеется разнообразные дидактические игры, дидактический материал для развития мелкой моторики. Дети с удовольствием играют с ними. В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи я добилась положительных результатов. У детей повысился познавательный интерес, они проявляют самостоятельность, творческую инициативу, активность,
Дети свободно высказываются, научились контролировать себя, помогают друг другу. У дошкольников расширился активный словарь (обладают довольно большим запасом слов, используют большое количество обобщающих слов, употребляют в речи синонимы, антонимы, многозначные слова). Дети овладевают грамматическим строем речи (морфологией, словообразованием (созданием новых слов, синтаксисом (построением предложений). Они способны к простейшему звуковому анализу слова, умеют дифференцировать звуки, делят слова на слоги. Дети научились составлять рассказы об игрушках, пересказывать.