Татьяна Королькова
Реабилитация умственно отсталых детей с церебральным параличом в ДДИ
▼ Скачать + Заказать документы
Детский церебральный паралич (ДЦП) - это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. За последние годы оно стало одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. В среднем 6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом.
ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. При этом наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга - большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции. Детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений.
Публикация «Реабилитация умственно отсталых детей с церебральным параличом в ДДИ» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Степень тяжести двигательных нарушений варьируется в большом диапазоне, где на одном полюсе находятся грубейшие двигательные нарушения, на, другом - минимальные. Психические и речевые расстройства, так же как и двигательные, имеют разную степень выраженности, и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний.
Двигательные нарушения у детей с церебральным параличом имеют различную степень выраженности. При тяжелой степени ребенок не овладевает навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью. Он не может самостоятельно обслуживать себя. При средней степени двигательных нарушений дети овладевают ходьбой, но передвигаются неуверенно, часто с помощью специальных приспособлений (костылей, канадских палочек и т. д.). Они не в состоянии самостоятельно передвигаться. Навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за нарушений манипулятивной функции. При легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно, уверенно как в помещении, так и за его пределами.
Они полностью себя обслуживают, у них достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако у больных могут наблюдаться неправильные патологические позы и положения, нарушения походки, движения недостаточно ловкие, замедленные. Снижена мышечная сила, имеются недостатки мелкой моторики.
В коррекционно - педагогической деятельности воспитателя с детьми, имеющими церебральный паралич, основное внимание уделено развитию реакции ребёнка на звуковой, тактильный и зрительный сигналы, формированию основ сенсорного реагирования на движущийся предмет
(поворот головы, взгляд «следования» за предметом, двигательная реакция тела на сигнал).
Основные направления коррекционной работы по формированию двигательной активности у детей с ДЦП предлагает комплексное, системное воздействие, включающие медикаментозное, физиотерапевтическое, ортопедическое лечение, различные массажи, лечебную физкультуру. Чтобы комплексная система оздоровления, предназначенная для детей с подобными нарушениями, влились в общий ритм работы ДДИ, скорректировали организацию воспитательно - образовательного процесса.
Для того чтобы виделись индивидуальные особенности каждого ребёнка мы ведём для этих целей документацию.
1. Лист здоровья, в котором отмечаются состояние здоровья ребёнка, назначения врача, рекомендации психолога.
2. Психологическая анкета.
3. Часть воспитательно - образовательных задач решается в ходе повседневной жизни.
Длительность занятий гибко варьируется в зависимости от уровня умственной работоспособностей детей.
Форма занятий также гибка и разнообразна:
1. Фронтальные
2. Подгрупповые
3. Индивидуальные
4. На воздухе, в кабинетах.
Так в уголке природы проводится занятия по ознакомлению с художественной литературой, окружающим миром, дети наблюдают пёстрыми, яркими рыбками в аквариуме, могут потрогать руками черепаху, наблюдают за хомячком.
Воспитатель, учитывая специфику, большое внимание уделяет дыхательной гимнастики, что способствует развитию дыхательной мускулатуры. Для этого и провожу следующие упражнения:
1. Поднимаем руки вверх, опускаем вниз, лёжа на кровати.
2. «Бабочка полетела» (дети дуют на бабочку, привязанную на ниточке)
3. «А» - тянем, «А» - коротко (произносим)
Музыкальное восприятие также входит в систему оздоровительной работы.
Музыка имеет огромные возможности для улучшения нервно-психологического здоровья детей. Музыкальный руководитель обязательно включает в занятие дыхательные и музыкально – ритмические упражнения для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.
Большое внимание уделяем тренировке кистей и пальцев рук. При развитии функции кисти внимание следует уделять тренировке захвата и отпускания предмета, стимуляции изолированных движений пальцев.
Например: пластмассовое кольцо одеть на кисть и двигать вперёд назад, пружинка одевается на пальчик также движения вперёд назад.
Большое значение для развития детей является развитие тактильных ощущений.
Для этого провожу следующие занятия.
(предварительно помазать руки, щёки детским кремом) Использую мячик массажный. Дети зажимают его между ладошками, щёточкой тру руки, ноги.
Игра: «Комарик летит, сейчас сядет на нос, ладошку, коленку»
Занятие 1: «Признаки Зимы»
Привезли снег на самосвале (игрушке)
Дети трогают снег, мнут, мешают.
- Какой снег?
Занятие 2.
Падают снежинки на руку, голову, нос, ноги.
(прикладываем снежинки)
Занятие 3.
Как бывает зимой? ветрено.
Дует ветер (у-у-у) холодный. (тихо, громко)
(Развитие слухового восприятия).
Важное значение имеет развитие игровой деятельности в общении со сверстниками, обучение и коррекция нарушенных функций в процессе игры, воспитание навыков самообслуживания и гигиены.
Список литературы
1. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М. 2005.
2. Данилова Л. А. Методика коррекции речевого и психологического развития у детей с церебральным параличом. М. 2007.
3. Мастюкова Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. М. 2001
4. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Что является наиболее важным в воспитании в семье ребёнка с детским церебральным параличом. Воспитание и обучение детей с нарушением с нарушениями развития. 2002. №2.
5. Семенова К. А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и с детьми церебральным параличом. М. 2007.