Татьяна Корнейчук
Внеклассное логоритмическое занятие «Дружный дом». Занятие учителя музыки и логопеда для умственно отсталых детей
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Преодоление речевого нарушения умственно отсталых детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Задачи.
• Формирование грамматического строя слов, пополнение словарного запаса речи;
• Развитие речевого дыхания, тонкой, общей и артикуляционной моторики путем одновременного сочетания музыки, слова и движения.
• Воспитание выразительности движений, переключаемости с одного поля деятельности на другое, умение перевоплощаться, умения согласовывать музыку с движением, эмоционально положительной установки на занятие, проявляя интерес к сказке.
Публикация «Внеклассное логоритмическое занятие „Дружный дом“, Занятие учителя музыки и логопеда для умственно отсталых детей» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Дружба. Учимся дружить
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Музыка. Конспекты уроков
- Темочки
Тип занятия: интегрированное занятие-сказка (музыкально-ритмическое и логопедическое занятия).
Музыкальный материал:
Марш Парлова; музыкальные фрагменты: «Медведь», «Мы бегаем»; музыка для сказки из телепередачи «В гостях у сказки»; музыка для логоритмической рифмовки «Тук-тук, молотком…», музыка для игры «Чик-чирик», музыкальная игра «У медведя во бору».
Оборудование:
Маска медведя, на полу ковер, картинки с изображениями строительных инструментов (лопата, пила, молоток, мягкие модули для постройки дома, фонарик из бумаги (для дыхательной гимнастики, раздаточный материал с изображением птичек на ленте, скамейки.
ТСО: Магнитофон, аудио кассеты с записью, пианино.
План занятия.
• Организационный момент.
Марш (под счет)
• Основная часть
Музыкально-ритмическое упражнение «Медведь»;
Фонетическая ритмика [У],[Ш], [ПА-ПА-ПА] (с движениями);
Артикуляционная гимнастика
Фонетическая ритмика (Тук-тук молотком);
Дыхательная гимнастика;
Логопедическая игра «Чик-чирик»;
Логопедическая пальчиковая гимнастика «Ладушки»;
Музыкальная игра «У медведя во бору»;
• Заключительная часть.
Ход занятия.
• Организационный момент:
Дети вместе с учителем логопедом входят друг за другом под музыку марша и встают в шеренгу.
Учитель музыки:
- Ребята, что вы делали сейчас? (Мы маршировали)
- На какое занятие вы пришли? Что мы будем делать?
Логопед:
Посмотрите сколько гостей сегодня пришло к нам, потому,что сегодня будет не простое занятие, а занятие – сказка про медвежонка и его Дружный дом. Мы будем петь, играть, водить хоровод и побываем в сказке. Но, давайте сначала, как на всех музыкальных занятиях, поздороваемся.
Учитель музыки: (поет) – Здравствуйте, ребята!
Дети (поют) – Здравствуйте.
Далее выполняется поклон под счет и под музыку в размере 4/4.
раз – шаг в сторону, руки на поясе;
два – мальчики выполняют кивок головой, а девочки приседают;
три – шаг в обратном направлении;
четыре – выполняются движения № 2
Логопед:
- Ребята, а вы любите сказки?
Звучит музыка из телепередачи «В гостях у сказки»
- Жил-был в лесу медвежонок. Бегал, прыгал, играл. Но вот наступила осень. Похолодало. Решил медведь домик себе построить. Давайте представим себе – лес, осень, холодно. Идет медведь.
Надевает маску медведя на ребенка.
Звучит музыка. Дети изображают медведя. Двигаются по кругу.
- Вот мы и пришли на поляну. Мишке холодно и хочет он согреться.
Произношение звуков [У],[Ш], [ПА-ПА-ПА] – с движениями.
Учитель музыки:
- Согрелись? Садитесь на полянке (на ковер) и слушайте сказку дальше.
И так, медведь решил себе построить дом. А для того, чтобы построить дом нужны строительные инструменты – лопатка, пила, молоток. (показывает картинки).
Далее выполняется артикуляционная гимнастика:
1. «Лопатка» - широкий, распластанный и неподвижный язык положить передним краем на нижнюю губу;
2. «Точим лопатку» - сжимаем язык зубами и произносим [ПА];
3. «Пила» - взгорбив спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы. Медленно двигаем взгорбленный язык слева направо и обратно;
4. «Молоток» - бъем кулачком об кулачок и щелкаем языком.
- Молодцы! Вот и собрали инструменты. Теперь давайте строить дом.
Учитель музыки:
- А для начала встаньте в круг. Сейчас мы будем петь.
Тук-тук молотком,
Мы построим мишке дом.
Тук-тук молотком,
Собирайтесь гости в нем.
Тоылдатып баламен,
й соамын ала мен.
Биік рі демі
Сол йде трам мен.
стучат кулачком об кулачок
разводят руки в стороны
Поют и строят домик из мягких модулей.
Логопед:
- Вот какой хороший, большой, красивый дом получился!
- Что построил Миша? (новый дом)
- Какой получился дом? (большой, с печкой и трубой)
- Мише-медведю темно в большом доме, давайте зажжем фонарик в нем.
Дыхательная гимнастика. Упражнение «Зажжем фонарик».
Логопед предлагает детям подойти к домику, опустить руки, сделать спокойный вдох, «послать воздух в животик», а на выдохе сделать губы трубочкой и подуть на фонарик. Дуют на фонарик и он зажигается.
Мишка – ребенок остается в доме, а ребята садятся на скамейки.
Учитель музыки:
- Ну теперь дом готов. Сядем. Отдохнем. Слушайте сказку дальше.
Сидит мишутка в доме один. Грустно ему одному стало. Решил он позвать к себе в большой дом друзей. Выглянул он в окошко. Видит, а там птички летают.
Детям надеваются на шею ленты с изображением птички.
Птички в домике живут
Чик-чирик
Птички песенки поют
Чик-чирик
Стали крылья расправлять
Чик-чирик
Собираются летать
Чик-чирик
стар яда трады
Чик-чирик
стар нге салады
Чик-чирик
анаттарын ке жайып
Чик-чирик
Биіктерге шады.
Чик-чирик
Сидят и машут «крылями» (кистями рук) и поют «чик-чирик»
Встали и машут руами и продолжают петь «чик-чирик»
Далее звучит быстрая музыка – дети «летают» (бегают по классу); под музыку, исполняемую на staccato – «клюют зернышки» (пальчиками ударяют об пол, под спокойную музыку «спят». Затем исполняется резкая,громкая музыка «Медведь» - бегут на свои места.
Логопед:
- Не бойтесь. Мишка хороший, добрый. В дом свой вас хочет пригласить и пирог испечь.
Пальчиковая игра «Ватрушки». Дети поют и выполняют движения под музыку.
Ладушки, ладушки
Будем печь ватрушки!
Тесто замесили мы,
Сахар положили мы,
Ягоды, творог –
Лепим пирожок.
Ладушки, ладушки
Кушайте ватрушки!
Алаан да алаан,
Тоаш иле балаан
анты да себейік,
Жеміс осып крейік,
Алаан да алаан,
Тоаш иле балаан
Хлопаем в ладоши
Пощипывают себя по бедрам;
«Посыпают сахарный песок» пальчиками рук;
«Лепят пирожки» (то одна рука сверху, то другая);
Хлопают в ладоши. Вытягивают руки вперед, развернув ладони вверх
Учитель музыки:
- Угощенье напекли, пора и поиграть в игру. Ребята, сейчас мы будем играть в игру «У медведя во бору».
У медведя во бору
Грибы-ягоды я рву
А медведь не спит
Он тихонечко сидит.
Ау!
Аю тран ормана
Гл теруге баранда
Ал, аю уйытамай,
Аырын, ты тыдайд.
Аю!
Подходят к медведю, грозя пальчиком
«собирают цветы»
снова грозят пальчиком
руки подносят ко рту и громко крича
Дети сидят на стульях. На противоположной стороне на стуле сидит ребенок: «медведь спит». Исполняя песенку и инсценируя ее движениями, дети подходят в такт музыки к медведю. Кричат ему: «Ау!» на музыкальный сигнал медведь просыпается и ловит одного из ребят. Дети бегут на свои места. Тот, кого он поймал, будет следующим «медведем».
- Что мы делали? (играли)
• Заключительная часть.
- Молодцы, ребята, сегодня вы очень помогли героям сказки, давайте вспомним еще раз, кто построил дружный дом? (медведь)
- Кто из друзей стал жить вместе с ним в домке? (птички);
- Как птички поют?
- Посмотрите, какие вкусные ватрушки мы сегодня приготовили.
Ну а сейчас закроем на замок
Наш красивый домок.
Будут жители спать до утра.
Сказка кончилась. Прощаться пора.
- Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Учитель музыки: (поет) – До свидания, дети.
Дети (поют) – До-сви-да-ни-я!
-
Выходят из зала под музыку.