Татьяна Корнейчук
Применение теоретических и практических аспектов логопедической ритмики в коррекции и развитии речи умственно отсталых детей
▼ Скачать + Заказать документы
О значении музыки для развития ребенка сказано и написано немало. Еще в древние времена виднейшие ученые Пифагор, Аристотель, Платон указывали на лечебное и профилактическое воздействие музыки. Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты — мелодия и ритм, изменяет настроение человека, перестраивает его внутреннее состояние. В России интерес ученых к проблеме воздействия музыки на организм человека проявился в ряде исследований, проводимых В. М. Бехтеревым, И. М. Сеченовым, И. М. Догелем и др. Исследования выявили благотворное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, дыхательную, двигательную, нервную. Очень важными были выводы о том, что положительные эмоции, полученные от общения с искусством, оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы в организме человека, снимают психоэмоциональное напряжение, мобилизуют резервные силы, стимулируют творчество, а отрицательные оказывают противоположное действие.
Публикация «Применение теоретических и практических аспектов логопедической ритмики в коррекции и развитии речи умственно отсталых детей» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
Именно эти выводы ученых легли в основу моего обоснования использования музыки в коррекционной работе с детьми, имеющими психоневрологические отклонения.
Музыка – это одно из самых сильных средств воздействия на любого ребенка, в том числе и для ребенка с ограниченными возможностями. Она способна изменить поведение слушателя или исполнителя. Только музыка способна прорваться сквозь все преграды, вызывая отклики других центров нервной системы.
Особое место музыка и движения занимают в развитии, и коррекции отклонений у детей с различными проблемами. Изучая влияние музыки и движения на детей с ограниченными возможностями и опираясь на свой 20-ти летний опыт работы, я убедилась в огромных возможностях применения музыкально-ритмических движений как реабилитационной методики в системе воспитания и обучения детей с нарушениями развития речи, опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью. Результат: накопление ряда методических находок по развитию слухового, фонетико-фонематического восприятия речевых и неречевых звучаний (различных элементов музыки) у детей с умственной недостаточностью и формированию у них навыков мелодико-интонационной стороны речи и развития эмоциональности через пение.
Выразительность музыки во многом подобна выразительности речи. Легкость, с которой ребенок воспринимает музыку, и непосредственность этих восприятий, облегчают задачу исправления речи. На занятиях музыка не просто сопровождает движение и речь, а является его руководящим началом.
Включение музыкальных упражнений в структуру логопедического занятия позволяет повысить мотивацию, интерес ребенка, воздействует на его эмоциональную сферу. Дети с множественными проблемами в интеллектуальном развитии очень восприимчивы к музыке. Музыка, воздействуя на чувства, вызывает настолько глубокие эмоции, что влияет и притягивает к себе сильнее, чем любой вид деятельности. Это следует учитывать при проведении логоритмических занятий.
Применяя в своей практике на музыкально-ритмических занятиях специально подобранные вокально-артикуляционные и речевые упражнения, я опираюсь на свой опыт работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. Вследствие многолетних исследований, я поняла, что логопедическая ритмика тесно связана с методикой музыкального воспитания, поскольку музыка оказывает влияние на повышение качества исполнения движения (выразительность, ритмичность, четкость, координацию, плавность, слитность, что эмоциональная окрашенность движений музыкой содействует их свободе и непринужденности. Также я заметила, что движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т. е. способность уложить свои движения во времени, в соответствии с различным метроритмическим рисунком музыкального произведения. Определенная ритмическая пульсация, с которой связаны движения детей, вызывает согласованную реакцию всего организма ребенка (дыхательной, сердечной, мышечной деятельности, а также эмоционально-положительное состояние психики, что содействует общему оздоровлению организма.
Основной принцип системы логоритмических занятий заключается в тесной связи слова, музыки и движения. Музыка в данном случае используется для создания особого метода, направленного на исправление разнообразных форм речевых нарушений.
Основные требования к занятиям с детьми, имеющими отклонения в развитии – эмоциональность, образность, создание игровых ситуаций.
Необходимо в первую очередь, развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку, формировать навыки восприятия музыки, которая сделает их жизнь ярче и богаче. Особенностью логопедической ритмики является также стремление растормозить перенапряженный мышечный тонус многих детей. Напряжение это часто соответствует заторможенности речи и является серьезным препятствием для успешного выправления речевых нарушений.
Для достижения наибольшего результата логоритмических занятий необходимым условием является тесный контакт, единство в работе логопеда и учителя музыкально-ритмических занятий. Эта связь создает правильное отношение последнего к ребенку и облегчает подбор упражнений, исходя из соответствующего этапа логопедической работы.
Занимаясь логопедической ритмикой с нашими детьми, имеющими психоневрологические отклонения, огромное значение имеет изучение личности ребенка и особенностей его поведения. Проводя музыкально-ритмические занятия, я наблюдаю за каждым ребенком. Из отдельных мелких черт в поведении ребенка, из ответных реакций на всевозможные явления, из особенностей его движений и речи складывается постепенное представление о его возможностях и характере. При этом особое внимание я сосредотачиваю на психомоторных функциях ребенка и взаимоотношениях этих функций с функциями речевыми.
Между речевой функцией – ее двигательным, исполнительным компонентом и общей двигательной системой организма имеется тесная функциональная связь. В настоящее время среди детей, посещающих наш Центр, около 40% имеют нарушения опорно-двигательной системы и к тому же логопедические диагнозы. Поэтому, на сегодняшний день логоритмика становится одним из ведущих средств музыкального развития детей нашего Ценра, а именно:
• Педагоги включают элементы логоритмики в музыкальные занятия и занятия по развитию речи;
• Воспитатели создают специальные условия в повседневной жизни детей, включающих игры со словом и музыкой;
• Логопед проводит индивидуальные, групповые и интегрированные занятия совместно с учителем музыки по логопедической ритмике.
• Логопед проводит индивидуальные, групповые и интегрированные занятия совместно с учителем музыки по логопедической ритмике.
При проведении логоритмического занятия, для сохранения плановости в работе и принципа постепенного усложнения заданий практический материал я распределяю по определенной схеме:
Общеразвивающие упражнения(упражнения, способствующие развитию отдельных групп мышц)
Упражнения на развитие движений(ориентировка в пространстве, различные перестроения, движение по кругу)
Речевые упражнения(элементы фонетической и логопедической ритмики)
Пение (упражнения на развитие дыхания, голосообразования, артикуляции)
Музыкально-ритмические упражненияпесни-пляски, хороводы, игры в которых движения согласуются со словом
Общеразвивающие движениия направлены на укрепление, развитие и коррекцию всего двигательного аппарата. В этот раздел в основном входят гимнастические упражнения на укрепление мышц шеи, головы, плечевого пояса и верхних конечностей, мышц туловища и нижних конечностей; специальные упражнения для выработки осанки; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп. Все упражнения обязательно сопровождаются счетом, либо стихотворным текстом. Применяю такой прием, как «учитель-ученик» дифференцированно подходя к обучающимся.
Упражнения на развитие движений заключаются в легких элементарных заданиях в большинстве случаях в виде маршировки в различных направлениях. Они ставят себе целью дать детям первоначальные навыки на умение ходить по кругу в одиночку и парами, соблюдая одинаковые расстояния между собой, а так же строиться в шеренгу и колонну. Эти задания приучают ориентироваться в пространстве, развивают память, внимание, способствуют координации движений, снятию речевого негативизма, воспитывают навыки построения и перестроения. С самого начала, и это является чрезвычайно существенным, вводные упражнения должны дать установку на разнообразный темп движения и речи и направлять внимание ребенка на руководящую роль музыки.
Упражнения первого раздела часто сопровождаются расчетами на раз, два, три, четыре, являются хорошей речевой тренировкой.
Упражнения на развитие движений дают психологический заряд и настраивают двигательный аппарат на выполнение последующих музыкально-ритмических заданий.
Для развития движений я использую такое упражнение:
«Внимание! Музыка» (игра)
Группа стоит в основном строю. С началом музыки дети двигаются по залу друг за другом, стараясь не наталкиватьсядруг на друга. С окончанием музыки останавливаются и затем быстро, без суматохи и шума направляются на свои места. Построившись, проверяют интервалы и свою стойку.
Движение зависит от миузыки: дети ходят как медведи под музыку на низких звуках, бегают под быструю музыку или скачут под музыку, исполняемую на staccato.
Эта игра развивает внимание к музыке, ее характеру, началу и окончанию: учит самостоятельно находить соответствующее музыке движение.
Воспитанию четкой дикции способствуют дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения. Сначала под ритмическую музыку или счет педагога гласные обозначаются немой артикуляцией, затем произносятся шепотом и громко. Потом произносятся шепотом слоги и слова с согласными п, т, к, ф, с, ш и громко четверостишия, пословицы, поговорки со сменой ударения и темпа речи. Дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения включаются в подвижные игры, игры-драматизации, в ходьбу с замедлением, в упражнения с хлопками, счетом, пением.
Пение - сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса. Пение является методом, регулирующим дыхание, развивающим легкие и расширяющим грудную клетку, а также помогающим вырабатывать плавную и полнозвучную речь. Пение и движение на фоне музыки оказывают положительное воздействие на детей с разного рода речевыми нарушениями. Органическим элементом песни является слово. Музыка и слово вырабатывают чувство организованности.
Для развития правильного звукообразования и певческого дыхания удобна мелодия с короткими и длинными музыкальными фразами. Песни необходимо подбирать в медленном и среднем темпе, обладающие слитностью звучания. В тексте песен должно быть много гласных и звонких согласных, так как глухие согласные прерывают вокальную линию, мешают правильному звукообразованию, затрудняют обучение правильной певческой дикции. Для выбора песен необходимы: соответствие возрасту, коррекционная направленность, содержательность песни, простота и запоминаемость мелодии, логическое расположение текста в отношении ударных звуков, несложность аккомпанемента, возможность инсценирования текста песни. Чем разнообразнее будут песни по своему содержанию, тем богаче будет запас музыкальных восприятий у ребенка.
Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности, их можно сочетать с движениями рук, туловища, головы. Например, длительно тянуть глухой звук, выполняя при этом определенные движения. Затем глухой звук заменяется гласными звуками, изолированными и в различных сочетаниях с согласными звуками. Далее на выдохе произносятся слова, фразы.
С произношением на выдохе гласных и согласных звуков начинается работа над голосом. Необходимо воспитывать силу, высоту, длительность звучания и выразительность голоса, которая определяется его тембром. Упражнения на развитие голоса проводятся с музыкальным сопровождением и без него. Сила голоса воспитывается в произношении гласных более громко или более тихо, с соответствующим усилением или ослаблением музыкального аккомпанемента. Длительность звучания выразительности голоса зависит от продолжительности выдоха. Для воспитания выразительности голоса полезно проводить мелодекламацию: чтение стихотворения с вопросительной, восклицательной, побудительной и другой интонацией под соответствующую музыку.
Так же полезно пение вокализов - мелодии без слов с движениями и без них: у, о, а, и. В занятия по воспитанию дыхания, голоса и артикуляции включается пение и произношение междометий, которые выражают эмоции: радость, боль, гнев, страх и т. д.
Двигательные упражнения в сочетании с речью и музыкой направляются на координацию движений определенных мышечных групп и благотворно отражаются на мелодике речи умственно отсталого ребенка.
Бас барма – атам,
(загибаем большой палец)
Балан йрек – апам,
(загибаем указательный палец)
Ортан терек – акем,
(загибаем средний палец)
Шылдыр шмек – анам.
(загибаем безымянный палец)
Кішкентай ббек – мен
(показываем на себя)
Бір йде біз нешеуміз?
(изображаем вопрос)
Бір йде біз бесеуміз.
(хлопаем в ладоши)
«Умственная отсталость» как состояние существует не обособленно, а в комплексе с физическими изменениями, одной из причин или результатом которых является нарушение дыхательной функции, без тренировки которой формировать как вокальные, так и речевые навыки довольно сложно. Поэтому большую часть времени, особенно на начальном этапе, на музыкальном занятии следует уделять динамическим дыхательным (направленным на укрепление и развитие диафрагмы) и музыкально-ритмическим движениям
Музыкально-ритмические упражнения – это не просто движение под музыку. Выполнение простых инструкций организует ребенка, развивает его внимание, а музыкальное сопровождение позволяет заинтересовать и стимулирует появление новых звукоподражаний – дети с удовольствием пытаются подпевать знакомым мелодиям. Следует знакомить детей с плясовыми движениями и танцами. В работе с умственно отсталыми детьми используются песни-пляски, хороводы в которых движения согласуются со словом.
Логоритмические игры с применением пения, танцевальных движений вносят разнообразие и эмоциональность в обучении детей с отклонениями в развитии. дети исполняют песни в соответствии с игровым замыслом, например, играя в сюжетно-ролевую игру «У медведя во бору» дети выполняют движения в соответствии со словами: собирают «грибы-ягоды», грозят медведю пальцем и т. п.
Организация специальных логоритмических и музыкально-двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содействует устранению речевого нарушения и в конечном итоге социальной реабилитации ребенка.
Музыка – одна из обязательных форм реабилитации эмоций, движения, слуха, ритма и голоса (вплоть до точного интонирования) умственно отсталого ребенка. Только музыка способна прорваться сквозь все преграды вызывая отклики других центров нервной системы. Сегодня я совершенно убеждена, что, продолжая занятия по моим наработкам, мои ученики постепенно из мира ограниченных придут в мир говорящих и очень хочется увидеть их в мире играющих и поющих.