Анна Староверова
Развитие устной речи у детей, имеющих сложную структуру дефекта
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие устной речи у детей, имеющих сложную структуру дефекта
У детей младшего школьного возраста со сложной структурой дефекта имеются :
- недоразвитие познавательных процессов, и, прежде всего – восприятия; узость объёма восприятия, его фрагментарный характер и низкая активность этого процесса;
- бессистемность мышления, при которой вычленяются лишь наиболее заметные части предметов, без установления связи между частями предметов и отдельными предметами;
Публикация «Развитие устной речи у детей, имеющих сложную структуру дефекта» размещена в разделах
- нарушения памяти;
- дефекты всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической);
- недостатки внимания, особенно страдает произвольное внимание: если работа не интересная, дети её просто бросают;
- нарушения эмоционально-волевой сферы;
- несформированность навыков учебной деятельности.
Все эти особенности носят весьма стойкий характер. Однако, наряду с недостатками, этим детям присущи и некоторые положительные возможности, наличие которых служит опорой, обеспечивающей процесс развития. Дети способны к развитию, которое осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас весьма резкими отклонениями от нормы. Отличительной особенностью детей со сложной структурой дефекта является отсутствие характерного для детей с нормой интеллекта, неудержимого стремления познать окружающий мир. Инертность (заторможенность) нервных процессов, повышенная склонность к охранительному торможению, создают патогенную основу для снижения познавательной активности в целом. В связи с тем, что у детей, с особыми образовательными потребностями, ведущим нарушением является недоразвитие когнитивной (познавательной) деятельности, весь образовательно-воспитательный процесс с детьми данной категории направляю на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Поскольку любой вид деятельности сопровождается речью (внутренней и внешней, в связи с этим правомерен вопрос: Как организовать содержание работы с детьми, имеющими сложную структуру дефекта?
В каждом отдельном случае организация работы выстраивается мною относительно образовательных потребностей того или иного ребёнка. В классе обучается восемь детей. Некоторые учащиеся во всех отношениях занимают наиболее благоприятную позицию. Активный словарь на бытовом уровне сформирован в большей степени. Дети мотивированы на учебную, трудовую деятельность, практически все их работы аккуратны, выполнены с желанием. Есть дети, которые не могут самостоятельно выражать просьбы, обращения, но в случае необходимости порождения речевого высказывания принимают помощь, заключающуюся в ориентировке на сопряжённое проговаривание. Таким образом, речевое развитие детей относится к резко ограниченному уровню.
Как это ни странно, но именно желание достичь положительных результатов в речевой деятельности каждого ребёнка, научить своих подопечных вербальному общению, приводило меня к стремлению поиска новых путей, параллельных традиционному содержанию и формам работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
В ходе своей практической деятельности я сделала вывод, что развитие и формирование устной речи детей со сложной структурой дефекта – одна из наиболее острых и сложных проблем в коррекционной педагогике. Поиск новых и эффективных путей работы привёл меня к необходимости использовать нейропсихологическую помощь, а опыт и педагогическое чутьё помогли превратить нейропсихологические упражнения в увлекательные задания.
Вероятно, нет необходимости говорить, как важно для ребят, с ограниченными возможностями здоровья внимание к их деятельности, создание атмосферы доброжелательности, заинтересованного участия во всех мероприятиях, а также наличия уверенности в своих действиях.
Гипотезой явилось предположение:
если применять нейропсихологические коррекционные методы в учебном процессе и во внеурочное время, то повысится уровень речевой активности детей младшего школьного возраста.
Развитие речи осуществляется в процессе всех видов деятельности, базирующихся на круглосуточном коррекционно-воспитательном воздействии на ребенка посредством режима. Составленные коррекционно-развивающие упражнения, основанные на двигательных методах, включали в себя: дыхательные, глазодвигательные, перекрестные телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, упражнения с правилами для произвольности, упражнения по визуализации, релаксации.
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Нарушение ритмов организма могут привести к нарушению психического развития ребёнка. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Известно, что движения глаз активизируют процесс обучения. Дело в том, что многие черепные нервы, идущие от продолговатого мозга, включая тройничные, лицевой соединяются с глазом. Они активизируют движения глазного яблока во всех направлениях. Глаза находятся в постоянном движении, собирают сенсорную информацию и строят сложные схемы образов, необходимые для обучения. Мозг объединяет эти образы с другой сенсорной информацией для построения визуальной системы восприятия. Систематические занятия способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии, улучшают межличностные отношения, способствуют росту доброжелательности во взаимоотношениях, улучшают общее чувство гармонии и ритма.
Телесные упражнения эффективно снимают синкенезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Происходит “чувствование” своего тела, что способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации. Мои ученики пропустили жизненно важную стадию развития – ползание, и поэтому испытывают трудности в обучении. При регулярном выполнении На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается!
Упражнения для мелкой моторики рук способствуют развитию нервных сетей. Практически все упражнения-игры требуют участия обеих рук, согласованного их действия, посредством чего синхронизируется работа обоих полушарий. Все это даё т возможность учиться ориентироваться в понятиях: “вправо”, “влево”, “вверх”, “вниз”, и т. д. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивают речь ребенка. Каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий. Испытывая нагрузку, мелкая мускулатура пальцев развивается, связки укрепляются, становятся более сильными – это важно для правильного развития мозга.
Упражнения для развития произвольности - учат подчиняться правилам и строго следовать инструкции, формируют произвольную регуляцию деятельности. Психологический смысл заключается в том, что произвольное выполнение заданий задаётся не инструкцией и не учителем, а правилами задания и игры, выполнение которых к тому же происходит в группе на виду у всех участников и затем проводится разбор и оценка выполнения заданий. Это важная часть метода, позволяющая сформировать общее и слуховое внимание к речи и к невербальным формам выполнения инструкции. Здесь возникает взаимодействие группы ВПФ и психических образований: внимания, памяти, речи, восприятия и личности, эмоций.
Упражнения по визуализации выполняются с закрытыми глазами. Упражнения способствуют воссозданию зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и других образов. Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело.
Упражнения для релаксации (снятие напряжения) способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений. Практика показала, что воздействие только на двигательную функцию дает свой эффект и на уровне эмоциональной и интеллектуальной сфер, - его называют “эффектом ненаправленной коррекции”, ребёнок получает знания о собственном теле. Использование упражнений активизирует высшие психические функции, является гарантом спокойствия и уравновешивания психики.
Вышеуказанные упражнения способствуют тому, что ребёнок овладевает речью, у него формируется потребность в словах и пользовании ими. Школьник ориентируется на образец педагога, который предоставляет ему слова в качестве образцов для подражания.
Данная работа над развитием речи учащихся осуществляется на всех уроках и во внеклассное время. Проводимая работа играет важную роль в повышении общего и речевого развития школьников. Она включает организацию речевого режима через планирование специальных мероприятий (разыгрывание различных импровизаций, театральных мини-сценок и т. д.) Организуемая деятельность направлена на коррекцию всей личности, представлена следующими приё мами:
Приём дозированности, т. е. развитие в адекватном темпе, подача любого материала дозирована.
Приём вовлечения в учебную деятельность, развивающую интеллект, через элементы игры. Дети доверчивы, у них ярко выражено наивно-игровое отношение к окружающему. Объясняю правила игры кукле, дети наблюдают, затем кукла просит подсказать то или иное действие. Дети, незаметно для себя входят в игру, усваивая её правила. Всё зависит от конкретной ситуации, от психологического состояния детей, от темы того или иного урока, от поставленных целей и задач. Обыгрывая ситуацию, даю установку на внимание к игрушке, что оказывает действие на концентрацию внимания детей. Это очень эффективный приём;
Приём устранения некомфортности среди сверстников- суметь преодолеть свою робость и рассказать рифмовку для всех присутствующих в классе, обыграть роль персонажа, спеть песню, станцевать танец.
Приём создания комфортных условий для развития. Комфортные условия, это когда охранный режим соотносится с посильными интеллектуальными и психофизическими нагрузками, где в течение урока разумно сочетается труд и отдых. Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению детей, провожу частую смену видов деятельности, переключаю с одной формы работы на другую: работа у доски, работа за партой, динамические паузы, введение кукольного, либо другого персонажа, применение неречевых звуков, использование предметов-заместителей, наглядности.
Приём нестандартности – это соревнование на смекалку, дающее большие возможности для наблюдений за окружающим миром, удивительная игра, тренирующая внимание и память, развивающая любознательность. Дети демонстрируют положительную динамику в речевом развитии, показывают результаты: лексической основы речи, навыков и умений связной устной речи.
Таким образом, работа, выстроенная в подобном ключе, активизирует индивидуальное психофизическое развитие ребёнка и, не смотря на особенности, обусловленные сложной структурой дефекта, постепенно расширяет его познавательные возможности, что в конечном итоге оказывает положительное влияние на становление личности.