Ирина Качинская
Семинар-практикум для родителей, имеющих детей-инвалидов «Развитие и обогащение словаря ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Развитие и обогащение словаря ребёнка"
Цель: Познакомить родителей с различными способами закрепления речевых навыков у детей в до-машних условиях.
План:
1. Сообщение темы.
2. Информационная часть.
3. Практическая часть.
o Обучение практическим умениям родителей: Игра «Шаги»
o Обучение практическим умениям родителей: Игра «Волшебный мешочек»
Публикация «Семинар-практикум для родителей, имеющих детей-инвалидов „Развитие и обогащение словаря ребёнка“» размещена в разделах
o Педагогический диктант: «Ассоциации»
o Педагогические ситуации в упражнениях: «Придумай рассказ»
4. Заключение.
o Обратная связь «Вопрос-ответ
Ход занятия
Теоретическая часть семинара
Одной из основных особенностей детей с интеллектуальным недоразвитием – бедность актив-ного и пассивного словаря. Речь у наших детей настолько слабо развита, что значительно затрудняет общение с окружающими людьми.
Дети имеют ограниченный словарный запас даже на бытовом уровне и способны называть не-которые предметы из близкого окружения и некоторые действия. Они используют только простые предложения из 2-3 слов. Допускают грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, испытывают трудности в использовании предлогов. У них отсутствует или грубо недоразвита связ-ная речь (1-2 предложения вместо пересказа).
Например, при составлении рассказа по плану по теме «Одежда» (название, цвет, из каких час-тей состоит, для чего предназначена) дети расскажут о рубашке примерно так: «рубашка синяя, ее можно носить», вместо: «Это рубашка. Она синего цвета. У рубашки есть воротник, пуговицы, рукава и карманы. Рубашку носят мальчики, как торжественную одежду». Часто при выполнении домашних заданий совместно с ребенком встречаются такие же однословные ответы по пунктам плана, вместо связного небольшого рассказа.
Поэтому обогащение словаря ребёнка, развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители и педагоги могут и должны решать совместными уси-лиями.
Как в домашних условиях проводить занятия с ребенком по развитию речи?
Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на регулярную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсо-лютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мульт-фильмы.
Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одно-стороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; всту-пать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).
Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, … яблоко.
Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста. Для начала устройте соревнование «Подбери словечко» (Яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т. д.). Игра пройдёт интереснее, если вы пригласите других членов своей семьи. Тот, кто придумал сле-дующее слово – откусывает кусочек яблока. А пока оно ещё цело, его можно срисовать и заштрихо-вать цветным карандашом. Это полезно для развития моторики пальчиков. А когда в руках несколь-ко яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой - игра с союзом «А» - «Сравни два яблока» (первое яблоко жёлтое, А втрое - красное; одно сладкое, А другое с кислинкой; у первого коричневые семечки, А у второго - белые и т. д.)
Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи. Рассмотрим ещё несколько ситуаций, подходящих для речевых занятий. На прогулке вы можете прививать ребёнку знания и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие. Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными измене-ниями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз. Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т. д. Это развивает слухо-вое внимания. Ребёнку будут интересны игры: «О чём рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?».
Рассматривание сезонной одежды людей поможет обогатить и активизировать словарь по темам «Одежда» и «Обувь». Большой интерес вызывают у детей сюжетно-ролевые игры: «Автобус», «Най-дём клад», «Магазин», «Строительство песочного городка», которые помогут лучше овладеть фразо-вой речью и навыками речевой коммуникации. Ваша задача помочь детям организовать такую игру, подсказать сюжет, показать игровые действия.
На кухне у Вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», Продукты питания», «Бытовая тех-ника» и др. Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, ка-кие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предла-гайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами. На-зывайте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, све-жий, чёрствый и т. д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). ОБЯЗАТЕЛЬ-НО называйте все свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю», «чищу», «тру», «пробую» и т. д., показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее. Если ребёнок ещё мал и неловок, пусть занимается рядом с вами своей игрушечной посудой и продуктами, копирует ваши слова и действия: «готовит» еду куклам и кормит их, моет посуду, вытирает со стола. И обязательно рассказывает вам о том, что он делает, пусть даже совсем не понятно. Поощряйте любую речевую активность ребенка.
Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие ре-чевые игры как «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что измени-лось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот» и т. д.
Итак, мы развиваем словарь детей для того, чтобы ребенок мог активно использовать фразовую речь, распространенные предложения и пользоваться связной речью.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Обучение практическим умениям родителей: Игра "Шаги»
Цель: Обучение родителей приемам расширения словарного запаса детей.
С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в целом.
Ход
Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Все круглое". Каждый игрок может сделать шаг, назвав ка-кой-нибудь предмет круглой формы (мяч, яблоко, арбуз, колобок, колесо, руль, юла, ёжик). Даем минуту на размышление и "Старт!"
Другие темы:
• "все горячее" (плита, огонь, чайник, солнце, батарея, горячая вода, кастрюля, чай,
• "все мокрое" (зонт, руки, ноги, плащ, волосы, бельё, пол, дорога, трава,
• «все тяжелое» (гиря, кирпич, камень, сумка, ведро с водой, доска, колесо, медведь, кит,
• "Ласковые слова" (киска, рыбка, куколка, машинка, ягодка, ручка, зимушка, деревце, цвето-чек).
• "Вежливые слова" (пожалуйста, спасибо, благодарю, простите, извините, подскажите, будьте любезны, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи) и т. д.
• «Слова утешения», «Слова радости», «все что едет», «всё красное» и т. д.
Обучение практическим умениям родителей: Игра «Волшебный мешочек».
Цель: Практическое обучение родителей приемам активизация словаря.
Ход
Достать из мешочка предмет, и описать его как можно подробнее. Например: лимон- это фрукт. Желтого цвета, овальной формы, сочный и кислый на вкус. Предметы в мешочке: виноград, апельсин, банан, арбуз, зайчик, лошадка, лягушка и т. д.
Карточки для самостоятельной работы: «Ассоциации»
Цель: Познакомить родителей со способами активизация словаря.
Ход:
Родителям предлагаются карточки с изображением какого-либо предмета. Игроки должны придумать как можно больше ассоциаций к изображенному на карточке предмету и записать их. Когда все игроки справятся с заданием, разбираем его в форме диалога.
• Машина (большая, зеленая, руль, стекло, дверцы, багажник, капот, фары, колеса, сидения, дворники, сигналит, едет, стоит, заводится, останавливается, глохнет, возит, работает, моют, протирают, ремонтируют, ставят).
• Куртка (замок, карманы, капюшон, рукава, манжеты, коричневая, осенняя, теплая, мягкая, красивая, стирают, чистят, сушат, гладят, носят, одевают, снимают, вешают).
• Лук (овощ, полезный, зеленый, желтый, перьевой, репчатый, горький, полезный, растет на грядке, вытаскивают, сушат, чистят, режут, варят, жарят, едят).
• Сапоги (замок, нос, пятка, подошва, мех, кожа, коричневые, теплые, зимние, красивые, мяг-кие, чистят, сушат, моют, ходят, обувают, снимают, ставят)
• Кастрюля (большая, зеленая, железная, крышка, ручки, дно, стенки, варят, кипятят, греют, го-товят, ставят, разогревают, моют, чистят, сушат).
Педагогические ситуации в упражнениях: «Придумай рассказ»
Цель: Знакомство со способами активизация словаря, распространения предложений с помо-щью вопросов, составление рассказа.
Ход
Игрокам предлагается сюжетная картинка «Девочка рисует красками». С помощью вопросов педагога игроки распространяют предложения и составляют рассказ.
• За столом сидит (КТО) – девочка. Девочка сидит (НА ЧЕМ) – на табуретке. Девочка держит (ЧТО) – кисточку. Девочка (ЧТО ДЕЛАЕТ) – рисует. Девочка рисует (ЧЕМ) – красками. Девочка рисует (ЧТО) – облака, природу, лето…
• «Мальчик катает снежный ком». (КАКОЕ) время года на дворе – зима. (КТО) гуляет на улице? – мальчик. (КАК) мальчик одет? – тепло, по зимнему. (ЧТО) мальчик делает? – ката-ет снежный ком. (ЗАЧЕМ) мальчик катает снежный ком? – мальчик будет лепить снеговика.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я предлагаю вам принять во внимание продемонстрированные игры, активно их применять в домашних условиях с детьми. Принимать активное участие в любых играх с детьми. Устраивать экс-курсии по интересам детей, что так же поможет расширению и обогащению словаря и кругозора де-тей.
Обратная связь - родителям предлагаются короткие опросники о пройденном семинаре-практикуме.
Опросник для родителей о пройденном семинаре-практикуме
на тему "Развиваем и обогащаем словарь ребёнка"
1. Как Вы считаете, необходимо ли проводить такие семинары практикумы для роди-телей. Почему?___
___
2. Что нового Вы узнали из семинара?___
___
___
3. Пригодятся ли Вам полученные на семинаре знания и умения для развития словаря Вашего ребенка?___