Анна Кузнецова
Развитие у детей старшего дошкольного возраста представлений о семейных ценностях в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание семейных ценностей – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
В условиях динамичного изменения нашего общества, когда утрачены многие традиции российского семейного воспитания, высок уровень распада семей, многие дети не ощущают ценности семейных отношений.
Публикация «Развитие у детей старшего дошкольного возраста представлений о семейных ценностях в игровой деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Старшая группа
- Темочки
Живя в обществе, малыш принимает его законы и старается следовать им. Роль педагогов и родителей состоит в том, чтобы помочь ребенку ориентироваться в жизненных обстоятельствах, правильно расставить акценты при моральной оценке событий, сделать внутренний выбор в пользу традиционных духовных ценностей.
Семья является ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений.
К главным семейным ценностям относится :
-Взаимоуважение друг к другу
-Взаимопонимание
-Почитание старшего поколения
Бережное отношение к традициям и культуре своего народа
Содержание, формы и методы воспитания у детей дошкольного возраста семейных ценностей весьма разнообразны. Поскольку основным видом деятельности дошкольников является игра, то основная часть работы по подготовке ребенка к проживанию в семье проходит через все виды игр, таких как:
- Сюжетно-ролевые игры "Семья", "День рожденья", "Магазин", "Больница".
- Инсценировки "Три мамы", "Сказка для мамочки".
- Игры-драматизации по сказкам "Красная Шапочка", "Репка".
- Дидактические игры "Кем быть", "Кому что нужно для работы", "Чьи детки?"
- Строительные игры "Мебель для дома".
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. А также она наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.)
Сюжетно-ролевая игра:
- развивает потенциальные возможности детей;
- имеет решающее значение для психического развития ребёнка;
- является формой моделирования ребёнком социальных отношений;
- обладает уникальными особенностями, своеобразной структурой, специфическими чертами, которые отличают её от других видов игр.
В группе организована предметно-развивающая среда для сюжетно-ролевых игр «Мастерская», «Магазин», «Больница», «Дочки-матери», «Парикмахерская».
Игровая среда оснащена оборудованием, игрушками, атрибутами, игрушками-заместителями, которые находятся в доступном для детей месте; имеют красивый, эстетичный вид. Это привлекает желание детей играть в сюжетно-ролевые игры.
Для расширения игрового опыта можно использовать дидактические игры - «Поможем маме накрыть на стол», «Оденем куклу по сезону», «Печем пирожки», «Ждем гостей», «Семейная гостиная», «Купание куклы», «Семейные праздники», «Мама готовит обед», «Приезд бабушки», «Юбилей мамы», «Папа чинит мебель», «Уборка в доме – распределение обязанностей» и т. п.
В ходе таких игр уточняются представления детей об особенностях семейной жизни, о взаимоотношениях поколений, о традициях и обычаях в семье. В игровых действиях дети воспроизводят поведение, чувства, переживания своих близких так, как они себе их представляют, отображают различные жизненные ситуации.
Изображая взрослых, дети передают обычные отношения, которые наблюдают в домашней обстановке. Они бывают доброжелательными, заботливыми, понимающими или деструктивными, дисгармоничными, конфликтными.
В сюжетно-ролевых играх девочки отражают семейные ценности материнства и родительства. Любимая роль у девочек – роль мамы, которая заботится о детях и близких. Девочки используют игровое оборудование (аналоги предметов быта) : посуда, муляжи продуктов, мебель, предметы бытовой техники и др. В процессе игр девочки очень эмоционально передают образ мамы, вживаясь в него.
Мальчики реже принимают участие в играх на семейно-бытовую тематику. Приняв на себя роль папы, они изображают ответственных, заботливых отцов. Например, в игре предлагают покатать коляску с ребенком или увести «малыша» в больницу.
Дети также любят периодически разыгрывать роли, связанные с походом в гости к родственникам или принимать гостей у себя. Что говорит о том, что в семьях сохраняются традиции навещать своих родственников или приглашать их к себе.
Знания о своей семье помогают детям стать уверенными, а тем самым это помогает им в будущем. Чем больше детям дошкольного возраста будем давать знания об особенностях взаимоотношений в семье, тем лучше у них будут складываться представления о будущей семье. После систематического использования игровой деятельности представления о семье становятся более полными. Дети учатся раскрывать понятие «семья», с удовольствием рассказывать о своей семье, о деятельности родителей и о семейных традициях, атак же знают о своих будущих семейных обязанностях.
Таким образом, дети подводятся к элементарному осознанию роли семьи, системы родственных отношений, определяют свое место, как члена семьи. Нравственный результат такой работы: создается реальная возможность ввести детей в особенности родственных отношений, помочь им понять необходимость бережного, заботливого отношения к членам семьи и самое главное, научиться этим отношениям.