Казакова Анастасия
Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему
«Развитие творческих способностей средствами музыкально- театрализованной деятельности»
Музыкального руководителя БДОУ «детский сад №195» Казаковой Анастасии Георгиевны
Публикация «Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах
Искусство – это важнейшее средство эмоционального развития ребёнка. Наиболее близким видом искусством для детей является театрализация. Поэтому меня привлекает такой вид деятельности как музыкальная игра - сказка, в которой у каждого ребёнка есть роль, с помощью которой он может выразить то, что чувствует.
В процессе музыкально - театрализованных игр, происходит воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике, пению, игре на инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности.
Результатом моей работы по данному направлению являются театрализованное представление, в основе которых лежит игра-сказка по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета. Такой явилась музыкальная сказка «Сказка о глупом мышонке» совместно с воспитателями и детьми средней группы.
Музыкально - театрализованные представления занимают немаловажное место в музыкальном воспитании ребенка. Театрализация позволяет ребенку любого возраста открыть для себя возможность играть и обучаться одновременно. Подобный вид деятельности доступен всем и оказывает благоприятное воздействие на творческое развитие ребенка, его открытость, раскрепощенность, позволяет избавить ребенка от ненужной стеснительности и комплексов.
Участвуя в драматизации, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное выполнение, т. к. оно не опирается ни на какой пример, а действует исключительно на своих ощущениях и умениях. Поэтому для облегчения задачи я использую музыку, которая помогает передать характер персонажей.
Я считаю, что задача театрализованной деятельности не только в том, чтобы учить изображать героев или выражать те или иные эмоции, а в том, чтобы дать детям возможность выразить себя, показать свои способности, раскрыться и извлечь максимальную пользу из этого.
Чтобы привить детям любовь и интерес к музыке и театрализованной деятельности, я использую яркие, выразительные музыкальные произведения, рекомендованные программой, а также и те, которые не предназначены специально для детей. Ребенок очень восприимчив ко всему подлинному, прекрасному, у него еще не сложились принятые в обществе стереотипы мышления, вкуса. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства (П. Чайковский, С. Прокофьев, Н. Римский-Корсаков, М. Глинка, Д. Кабалевский, Э. Григ.) расширять представления, детей о музыке разных времен и народов.
Работа над театрализованным представлением помогает решению главной задачи музыкального воспитания – всестороннему развитию личности ребёнка посредством образно-игровой деятельности.
. В занятиях музыкой театрализация должна занимать весомое место, так как оказывает большое влияние на развитие у ребенка творческих способностей.
Музыкально-театральная деятельность включает в себя :
- восприятие музыки;
- песенно-игровое творчество;
- интонирование;
- музицирование;
- художественное слово;
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать музыкально - театрализованная деятельность.
Также важен момент импровизации. Ребенок должен чувствовать, что его не «загоняют в рамки» текста, а дают возможность самому обыграть своего героя.
В процессе разучивания материала нужно соблюдать некоторые моменты:
• следование природе ребенка, его темпераменту, характеру;
• импровизация;
• подбор доступного для детей материала;
Гармоничное сочетание драматического искусства, музыки и художественного слова вместе с развитием детского творчества дает положительные результаты. Ребенок осознает свои возможности, чувствует, что может проявить себя в любом виде музыкально-театральной деятельности, привыкает к мысли, что любое проявление творчества находит поддержку со стороны взрослых и сверстников.
Особо хочется отметить роль воспитателей и родителей, которые помогают в разучивании текста, в его образном исполнении. Создание спектакля – это работа не одного человека, но работа коллектива в целом. Родители также оказывают посильную помощь в создании декораций и костюмов. Важно, что это - коллективное и совместное со взрослыми действие, в котором присутствует большая свобода для проявления индивидуальности и творчества.
Благодаря совместной деятельности в ходе реализации музыкально-театрального представления укрепляются взаимоотношения между детьми, воспитателями, музыкальным руководителем и родителями. Дети становятся более общительными, раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах, не боятся выступать перед зрителями. Иначе говоря, постановка музыкально - театрализованного представления позволяет проявить творческую активность детей и родителей, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности.
Я считаю, что основной целью детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, а в самом процессе творчества. Важно то, что дети создают здесь и сейчас: творят, упражняются в творческом воображении, развиваются.