Валентина Торгашева
Влияние театрализованной деятельности на развитие творческих способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
Концепция художественного образования в РФ нацелена на обеспечение реализации нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности; использование возможности искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей; выявление художественно одарённых детей и обеспечение соответствующих условий для их образования и творчества.
Публикация «Влияние театрализованной деятельности на развитие творческих способностей детей» размещена в разделах
Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях нужно уделять театрализованной деятельности – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию.
В настоящее время, благодаря усилиям учёных, методистов и практиков, работа с детьми по театрализованной деятельности получила научное обоснование и методическую проработку. Учёные единодушны во мнении, что театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребёнка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребёнка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребёнка театрализованной деятельности по праву принадлежит почётное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой. Поэтому очень важно с самого раннего возраста приобщить ребёнка к театру. Увлечь детей искусством, научить их понимать прекрасное – главная миссия воспитателя, музыкального руководителя. Развивать творческое воображение, умение передать образ вербальным и невербальным средствами выразительности.
Начиная с младшей группы, я стала чаще использовать элементы театрализации на музыкальных занятиях, развлечениях, праздниках. Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. В младшей группе уделяю большое внимание отражению сказочных образов животных, анализирую характер движения, интонации: летит большая и маленькая птица, весёлые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Использую упражнения по психогимнастике: идёт дождик, дует ветер, выглянуло солнышко, налетела туча. Предлагаю детям игрушки, атрибуты для ряженья, шапочки зверей для разыгрывания «Репки», «Колобка» и др., добиваюсь того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. Провожу индивидуальную работу с детьми, поощряю участие детей в инсценировках, желание играть небольшие роли. Дети учатся правильно называть театральное оборудование, бережно к нему относиться, ориентироваться в пространстве зала, следить за развитием действия.
С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложняю. Дети средней группы инсценируют небольшие сказки, поэтические произведения, при этом большое внимание уделяю речи ребёнка, правильному произношению слов, построению фраз, стараясь обогатить речь. Вместе сочиняем маленькие истории, поддерживаю коллективное придумывание диалогов. Инсценировали «Теремок», «Рукавичку», «Сестрицу Алёнушку и братца Иванушку».
Старшие дошкольники уже сочиняют мелодии в жанре колыбельной для мишки, куклы; в плясовом (танец для петрушки, петушков, солдатиков и др.)
В танцевальном творчестве воспитываю интерес и желание двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек. Использую различные атрибуты: цветы, листики, ленты,, кубики, шарики и др. Дети импровизируют на музыкальных инструментах: дудочках, балалайках, барабанах… В качестве основного приёма по музыкальному движению использую образные музыкально – двигательные этюды. Это маленькие мини – спектакли, которые дают возможность ребёнку осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе. Исполняя этюды, дети учатся точно соотносить определённые движения с характером незнакомого произведения. Музыка активизирует фантазию ребёнка, побуждает к творчеству, использованию выразительных движений. Элементы этюдов находят своё место в праздничных инсценировках, спектаклях, играх, хороводах.
Во время организованной образовательной деятельности повожу речевые упражнения, базой для которых являются считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки. Применяю элементы артикуляционной гимнастики, логоритмики, игры-драматизации, хороводы, инсценировки стихов и песен.
Развиваю представления о нравственных качествах: разбирали ситуации о правилах поведений зрителей на спектакле, где ребята учатся более точно выражать свое отношение к происходящему. Дети должны быть вежливыми, внимательными, вживаться в образ, уметь анализировать свою игру и исполнение других героев.
Поддерживаю инициативу импровизации на музыкальных инструментах: треугольниках, металлофоне, трещотке, ложках. Дети сами придумывают различные способы озвучивания – появление того или другого героя – приезд лошадки – ложки, колокольчики, самостоятельно подбирали музыкальные инструменты для героев сказки: зайки – барабан, мишке – бубен.
Использую игры на внимание, фантазию, добиваюсь яркой передачи разнопланового образа. Предлагаю по желанию исполнить сольные партии – песня мышки, лягушки, зайца с театрализации «Теремка».
Одной из возможностей познакомить дошкольников с театральным искусством является проведение праздников и развлечений, в основе которых – игра-драматизация по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета. Проведение праздника в такой форме позволяет творчески раскрыться каждому ребенку: кто – то показывает себя в большей роли, кто-то в совсем крошечной; робкие, стеснительные дети могут проговорить свои слова хором (по два-три человека).
Использование элементов театрализованной деятельности на музыкальных занятиях и в досуговой деятельности позволяет решить многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания.
Остановлюсь подробнее на работе с родителями. Театрализация – это, наверное, именно та область, к которой можно привлечь и которой можно заинтересовать каждого родителя. Опыт моей группы говорит о том, что все родители откликаются и стараются содействовать воспитателям в работе с использованием театрализованной деятельности.
Основными видами работы с родителями выступили:
• Беседа – консультация (о способах развития способностей и преодоления проблем конкретного ребенка)
• Творческие мастерские (именно здесь родители и педагоги делятся опытом, совместно подготавливают материал для досугов детей)
Помимо всего вышеперечисленного, родители привлекались к изготовлению костюмов, декораций, атрибутов, афиш, помогают в выборе пьес для инсценировок.
Не менее важным направление в системе по развитию связной речи и воображения посредством театрализованной деятельности, является сотрудничество воспитателей группы и педагога – логопеда, а также музыкального руководителя. Работа с этими специалистами проводилась по следующим направлениям:
• Консультирование воспитателей группы по работе с детьми (развитие артикуляционного аппарата, закрепление изученных звуков, работа над пластикой, выразительностью речи)
• Индивидуальные занятия педагогов – специалистов с детьми, в том числе.
• Рекомендации педагогов – специалистов по работе с детьми.
Я считаю, что театрализованная деятельность детей помогает мне решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Любая сказка, театрализованная игра – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.
Мне педагогу, очень важно чтобы в мире, насыщенной информацией, новыми технологиями ребёнок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети смогли использовать в повседневной жизни.