Елена Попова
Опыт работы «Проектная деятельность в речевом развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность в речевом развитии детей дошкольного возраста.
Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения.
Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые: родители, педагоги должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Публикация «Опыт работы „Проектная деятельность в речевом развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
К сожалению, в наши дни в дошкольные образовательные организации все больше поступает детей с отставанием, задержкой и различными нарушениями речи, которые резко ограничивают возможность общения детей с окружающими их сверстниками и взрослыми.
Это проблема, имеет многочисленные причины. Одной из них, на мой взгляд, является разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, лишение их содержательных (живых) способов общения. Живое слово (разговор, беседа, рассказывание) вытесняется просмотром мультфильмов, прослушиванием аудиозаписей, но это в лучшем случае. Как правило, многие дети и родители в качестве любимых занятий называют развлечения, связанные с просмотром телевизионных передач.
Вызывает тревогу и тот факт, что общение взрослого с ребенком, все чаще ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием, в виде замечаний, указаний, инструкций, обсуждений примитивно-бытовых тем. Хотя доказано, что полноценное речевое развитие ребенка осуществляется только в живом, непосредственном общении со взрослым, в которое он включен всеми своими мыслями и чувствами. А совместная детско-взрослая деятельность способствует успешному социальному и интеллектуальному развитию ребенка, закладывает психоэмоциональную базу его будущей жизни.
Организация речевого развития детей предусматривает поиск эффективных средств развития детской речи. Одним из таких средств является метод проектирования.
В этой связи я обратила внимание на метод проекта, который, являясь совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, а также стать эффективным средством речевого развития детей.
Работая над реализацией любого проекта можно решать задачи речевого развития детей : Сейчас я поподробнее расскажу как я решаю вопросы по развитию речи на каждом из этапов проекта.
Свою работу над проектом я строю в три этапа.
На первом, мотивационном подготовительном этапе идет постановка проблемы, дети выдвигают свою гипотезу и предложения по изучению поставленной проблемы. Я выясняю уровень знаний детей, используя модель трё х вопросов:
Что мы знаем? Что мы хотим узнать? С помощью чего узнаем?
Отвечая на данные вопросы, дети опираются на свой личный опыт. На данном этапе проекта решаю множество коммуникативных задач: это умение договариваться, слушать и слышать друг друга, принимать чужую точку зрения, Решаю и речевые задачи - это развитие диалогической речи : то есть умений ставить вопросы и отвечать на них, участвовать в коллективном разговоре, соблюдая правила коллективного общения,
После составления совместного плана действий начинается 2этап работы над проектом– основной (практический). На данном этапе создаю в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Содержание данного этапа проекта позволяет решить мне задачи обогащения и активизации словаря детей, развитие связной речи На данном этапе дети могут здесь составлять описательные и повествовательные рассказы, описывать содержание коллажей, альбомов; пересказывают прочитанные произведения, рассказы, отгадывают загадки, играют во всевозможные игры по теме проекта, тем самым развивают речь.
На третьем, этапе проекта идет обобщение и оформление коллективного продукта детской деятельности и его публичная презентация
Она может проходить в различных формах, в зависимости от возраста детей и темы проекта Это могут быть итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.. На этом этапе решаются задачи развития речевого творчества детей, выразительности речи.
Из этого можно сделать вывод,
Речь и общение сопровождают все виды деятельности детей (игровую, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение) и являются их неотъемлемой частью. Поэтому у нас у педагогов имеются огромные возможности для постоянной работы над развитием речи детей в рамках любого проекта. Будь он исследовательским информационным, творческим или игровым.
Во время проектной деятельности я наблюдала отчетливые позитивные изменения в речевом развитии детей.
За первое полугодие мною были разработаны следующие проекты : проект «Зимующие птицы», посвящённый Синичкину дню. «Мы помним, мы гордимся», посвящённый дню освобождения Становлянского района от немецко – фашистских захватчиков, проект «В игры играем, речь развиваем», который реализовался в рамках решения одной из годовых задач детского сада на 2021- 2022 учебный год
Сейчас мне хочется немного подробней остановиться на каждом из данных проектов.
Проект «Зимующие птицы»,
В ходе реализации проекта особое внимание уделяла развитию речи. Для этого использовала подобранные на изучаемую тему дидактические и настольные игры. Такие как «Какая это птица», «В зимней столовой»; «Угадай по описанию», «4 лишний», и многие другие. В ходе проекта для активизации речевой активности были проведены цикл бесед на тему «Зимующие птицы», дети отгадывали загадки на заданную тему, познакомились с рядом произведений о птицах, такие произведения как "Воробьишко" М Горький, М. Сибиряк "Серая шейка",С. Михалков «Где обедал воробей?».
Проект «Мы помним, мы гордимся»
Цель данного проекта : создание условий для формирования у детей чувства гордости за свою Родину, ее героических предков. Данный проект позволил приобщить детей к истории своей страны, своего села к её традициям, бережно относиться к памяти прошлого, расширить знания детей о героях- земляках Великой Отечественной Войны. В ходе проекта для активизации речевой активности были проведены беседы о войне, чтение и обсуждение произведений о войне, разучивание стихов, песен на военную тематику. Итогом проекта было создание альбома «Герои – становлянцы».
Проект «В игры играем, речь развиваем».
Цель: данного проекта «Формирование связной речи детей с помощью игр и игровых упражнений». Реализация данного проекта осуществлялась через цикл игр с детьми и
создание условий для игровой деятельности детей в группе. Реализация проекта предполагала различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно –печатных. Также
включены театрализованные игры:дети слушают сказки, инсценируют их.
Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм. Итогом проекта было оборудование центра речевого развития «Говоруша».
Таким образом, в результате проведённой работы дети научились находить способы решения поставленных задач, научились обосновывать своё мнение, используя распространённые предложения. У них пополнился словарный запас, Сформировалась потребность узнать что-то новое и поделиться этим с другими людьми,
Анализируя проделанную работу, я пришла к выводу, что проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых. Участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.