Маргарита Смоляк
Мастер-класс для педагогов «Влияние освоения сенсорных эталонов на умственное развитие детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию выступление на тему: «Влияние освоения сенсорных эталонов на умственное развитие детей младшего дошкольного возраста»
В младшем дошкольном возрасте ознакомление со свойствами предметов играет очень важную роль, это возраст «золотой поры» сенсорного развития.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Влияние освоения сенсорных эталонов на умственное развитие детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют фундамент умственного развития.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, знакомиться он и с произведениями искусства – музыкой, живописью. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.
Исследованиям в области сенсорного развития дошкольников большое внимание уделяли многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи, такие как А. П. Усова, Н. А. Ветлугина, Я. А. Каменский, М. Монтессори. Они пришли к выводу, что для полноценного умственного развития ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов т. е. сенсорными эталонами.
В каждом возрасте перед сенсорным развитием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры :
- формирование общей сенсорной способности;
- формирование представления о различных материалах и их основных качествах;
- о простейших перцептивных действиях
- воспитание бережного отношения к предметам.
Педагогами и психологами выделено три основных периода освоения сенсорных эталонов.
На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущими яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
На втором и третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
Начиная с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны : устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами.
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования в области сенсорного воспитания и социализации дошкольников, я провела педагогическую диагностику с той целью, чтобы определить степень влияния дидактических игр на освоение младшими дошкольниками сенсорных эталонов.
В своей работе я использовала такой прием как сенсорное обследование детьми младшего дошкольного возраста предметов с наглядным объяснением. Во время проведения диагностики, я учитывала не быстроту и точность движений, а результативность выполнения задания.
Малышам предлагались задания на различения цвета, формы и расположения предметов, а так же их группировки.
Результаты диагностики показали что: у большинства детей слабо развиты сенсорные представления о величине предметов. Не умеют различать предметы по свойствам и принадлежностям, слабо развиты сенсорные представления о форме предметов.
Не все дети знают и умеют различать основные цвета.
В связи с вышеперечисленными результатами мною определялся дальнейший маршрут работы: развитие способности освоения детьми младшего дошкольного возраста сенсорных эталонов посредством дидактических игр. Специально созданные условия, в процессе проведения образовательной деятельности и в повседневной жизни, позволят обеспечить накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений, сформировать элементарные представления об основных разновидностях величины.
Прежде всего, мне необходимо было правильно организовать развивающую предметно – пространственную среду, которая является одним из основных условий развития сенсорных эталонов и социализации личности дошкольника. Собрали совместно с родителями материал на развитие тактильных ощущений.
Организовали Центр сенсомоторного развития, находясь в котором дети выкладывают узоры по образцу из различных материалов. Одновременно дети знакомятся со свойствами многих материалов.
Все предметы подбирались таким образом, что бы они отражали многообразие цвета, форм, величины. Для развития мелкой моторики рук мною были использованы специальные дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки, шнуровки. Все игрушки чистых цветов, чёткой несложной формы, разных размеров.
Работу по сенсорному развитию младших дошкольников я начала целенаправленно проводить, организуя совместные игры, экспериментирование, индивидуальную работу с детьми. Но основное внимание я уделяла образовательной деятельности в форме серии дидактических игр.
Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное.
Традиционно все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.
Настольно-печатные игры так же разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Дети самостоятельно решают разные мыслительные задачи; описывают предметы, находят признаки сходства и различия.
Организуя дидактические игры, я следую основным правилам: 1. Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
2. Подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);
3. Моя подготовка к игре: изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
4. Подготовка к игре детей : обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи;
Подводя итог игры (рефлексию) я спрашивает у детей, понравилась ли им игра, что именно им понравилось и обещаю, что в следующий раз будем играть в новую игру, еще более интересную.
Проведенная итоговая педагогическая диагностика подтвердила правильность выбранной мною системы работы - использование дидактических игр и упражнений для сенсорного развития младших дошкольников :
- у детей повысилась любознательность, пытливость;
- сформировались знания об определенных сенсорных эталонах; - дети стали более активными.
Моя работа по сенсорному развитию дошкольников не имела бы таких положительных результатов без активного взаимодействия с родителями. Так как родители являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Между мной и родителями сложились, партнерские отношения. Родители стали активными участниками образовательного процесса: проводили игры, участвовали в развлечениях, праздниках.
С родителями воспитанников мною была проведена целенаправленная работа по ознакомлению с принципами сенсорного воспитания :
- родительские собрания «Сенсорное воспитание : средства, формы, методы»;
- семинар-практикум «Мы любим рисовать и лепить»;
- консультации и практические рекомендации «Игры с песком», «Пальчиковые игры»;
- анкетирование на выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников. Которое показало, что: 80% опрошенных отметили, что у детей улучшилось настроение утром и вечером, дети с удовольствием идут в детский сад.
Из всего вышесказанного следует сделать вывод, что сенсорное воспитание является фундаментом гармоничного умственного развития детей, творческий тандем педагога и родителей в достижении поставленных целей и задач по воспитанию, развитию и обучению детей приносит положительные результаты.
В перспективе я планирую:
- разнообразить развивающую среду группы :
- поиск и внедрение новых игровых методов и форм работы с детьми;
- внедрять в работу новые методы и формы работы с родителями.