Татьяна Горячева
Игры, направленные на коммуникативно-речевое развитие
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное учреждение
«Детский сад №476»
ДОКЛАД
На тему: «Игры, направленные на коммуникативно - речевое развитие»
Подготовила: Горячева Т. Ю.
Нижний Новгород
2020
Игры, направленные на коммуникативно речевое развитие доклад
Публикация «Игры, направленные на коммуникативно-речевое развитие» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Актуальность проблемы развития речи у детей дошкольного возраста на современном этапе развития образования очень высока, так как речевая функция – это одна из важнейших психических функций. Овладев речью, ребёнок осознаёт, планирует и регулирует своё поведение. Речевое общение создаёт необходимые условия для развития различных форм деятельности и социализации в целом.
Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). В ФГОС ДО в образовательной области «Речевое развитие» прописаны направления развития, включающие в себя владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха. Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.
Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Чем лучше будет развита речь ребенка, тем выше гарантия его социализации, успешного школьного обучения.
Согласно требованиям образовательной программы «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) современный педагог ставит перед собой цели и задачи по развитию всех компонентов речи детей: от свободного общения со взрослыми и детьми, овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими, развития грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи, – до практического овладения воспитанниками нормами родного языка.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем обучении в школе. Большое значение имеет становление всех сторон речи. Главное, что познавательно-речевое направление в соответствии с современным социальным заказом необходимо рассматривать с позиции развития речевых и коммуникативных умений дошкольников, на основе которых формируется коммуникативная деятельность.
Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.
Цели и задачи:
- чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров;
- умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты;
- умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом;
- создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.
Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх, играх драматизациях.
Используя традиционные методы и формы организации работы, не всегда можно добиться высокого уровня развития речи детей; поэтому самый короткий путь решения этих проблем – это путь через игру. До школы у ребенка игровая деятельность считается ведущей. Да и в начальной школе еще долго учебная деятельность совмещается с игрой. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти, речи, развития мелкой моторики, воображения.
Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной для детей игровой форме. Дидактическая игра развивает речь детей : пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Важным является положительное эмоциональное отношение детей к подобным играм. Удачно и быстро найденное решение, радость победы, успех, одобрение со стороны воспитателя оказывают на детей положительное воздействие, активизируют их мышление, способствуют повышению интереса к познавательной деятельности.
Основные виды игр:
- игры с предметами (игрушками, природным материалом,
- настольно-печатные игры
- словесные игры.
Хочу познакомить вас с рядом игр, которые я применяю в своей практике:
В играх с предметами я использую игрушки и различные предметы. Например, с природным материалом играем в такие игры : «Найди дерево по описанию?», «С какой ветки детки?», «Собери букет из осенних листьев» и другие. В таких играх формируются мыслительные процессы, развиваются речь и память. Эти игры уместны в среднем возрасте.
При изучении животных предлагаю детям игру «Чей детеныш?». Бросая мяч всем детям по очереди, ведущий называет начало фразы, а ребенок, который поймал мяч, заканчивает ее. (Например : У коровы … Р. : теленок, «Во саду ли, в огороде» -классификация фруктов, овощей, грибов, «Для чего нужен этот предмет?» (профессии) и т. д.).
Дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В играх с предметами решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательностей.
Настольно – печатные игры интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, собери узор и многие другие. Задачи, которые решаются при использовании этих игр различны. Одни устанавливают связь между предметами (подбор картинок по общему признаку, например, в игре «Что растет в саду? (в лесу, в огороде)» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки, а в игре «А что было потом?» дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности развития сюжетных действий; другие направлены на развитие памяти, запоминания и припоминания («Отгадай, какую картинку спрятали», «Что лишнее?», «Что изменилось?», «Что перепутал художник?»). Игры на составление разрезных картинок учат детей логическому мышлению, развивает у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.
Описательные настольно – печатные игры (рассказ о картинке) развивают не только речь детей, но и воображение творчество. Например : Назовите, какое время года изображено на картинке? Почему? Какую одежду можно надеть на куклу, если на улице зима? весна? лето? осень?
Словесные игры направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукового произношения, уточнения, закрепления, активизации словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве. Дети любят играть в словесные дидактические игры. Это потешки, отгадывание загадок, пальчиковая гимнастика, составление рассказов. Например :
1.«Дополни предложения»
- Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью.
- Зайчик летом серый, а зимой.
- Грибы растут., а огурчики - на.
- Рыба живет в., а медведь - в.
2. «Расскажи о животных, которые живут у вас дома, в лесу». С целью эффективного проведения игры читала детям рассказы и сказки, где даются описания животных.
С помощью словесных игр у детей воспитываю желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко.
Развитие диалогической речи детей в дидактической игре.
Диалог – основная форма общения дошкольников. Открывают диалог инициативные реплики, это реплики-стимулы. К ним относятся вопросы, сообщения и побуждения. Другие реплики поддерживают диалог, это реплики-реакции, а именно ответ на вопрос, реакции на сообщения и побуждения.
Задачи обучения дошкольников диалогу:
• развивать умения понимать разнообразные инициативные обращения (сообщения, вопросы, побуждения);
• учить детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях;
• задавать вопросы;
• формировать у детей умение пользоваться интонацией, мимикой, жестами;
• развивать умения следовать правилам ведения диалога
Методы формирования диалогической речи
• разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог);
• беседы (индивидуальные и групповые);
• чтение литературных произведений;
• разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации).
Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги («Гуси- гуси», «Мы веселые ребята»). В них закрепляются умения адресовать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнёрами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно.
«Клеевой ручеёк». Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься. Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия. Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия. 1. Подняться и сойти со стула. 2. Проползти под столом. 3. Обогнуть “широкое озеро”. 4. Пробраться через “дремучий лес”. 5. Спрятаться от диких животных. Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.
«Слепец и поводырь» Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению. Дети разбиваются на пары: “слепец” и“поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, дат возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, дат соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определнную “школу доверия”. По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя наджно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?
«Волшебные водоросли». Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения. Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.
«Вежливые слова». Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
Для совершенствования диалогической речи подходят:
- театрализованные игры;
- народные подвижные игры;
- игры с правилами (игры в театр и различные элементы театра в самодеятельных сюжетно-ролевых играх).
В дидактические игры дети могут играть как на занятиях так и вне их. Во многие игры успешнее играть на свежем воздухе, так как здесь больше возможностей для движения, для развития фантазии («Найди дерево по описанию»). Во время трудовой деятельности играем в игры типа «Опиши цветок», «Расскажи, как правильно сервировать стол» и другие. Такие игры позволяют успешнее организовывать трудовой процесс.
После сна дети чаще играют в настольно – печатные игры, что позволяет развивать самостоятельность, дружелюбие, способствует созданию психологического комфорта в группе.
Сюжетно- ролевая игра.
Сюжетно – ролевая игра помогает развивать запас игровых действий с игрушками, дает представление о множестве сюжетов которые можно обыграть, формирует умение играть с коллективом, развивает коммуникативные способности.
Картотека: «Больница»
Все участники игры распределяются по ролям и обсуждают их обязанности: доктор (проводить осмотр, выслушивает жалобы и назначает лечение, медсестра (оказывает первую помощь, проводит процедуры, пациенты (изображают симптомы болезни). Нужно не забывать об использовании спецодежды.
Можно разыгрывать такие сюжеты:
на осмотре у доктора;
заболело горло.
Игры драматизации.
Игры драматизации – это особые игры, в которых дети сами изображают героев литературных произведений, чаще это могут быть сказки, песни, стишки. Во время таких игр идет интенсивное развитие речи, обогащение словарного запаса, развиваются творческие способности ребенка. Очень популярны Пальчиковые куклы– это куколки, изготовленные из дерева, ткани или других материалов, которые одеваются на пальчик. Так же дети с большим интересом примеряют театральные костюмы и всевозможные маски, вживаясь в роль сказочного персонажа.
Картотека коммуникативных игр
1. "Я и мое тело". Эти упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение. Это упражнения, развивающие пластику, гибкость, легкость тела, снимающие мышечные зажимы, стимулирующие двигательное и эмоциональное самовыражение. Сюда входят ролевые игры ( двигательное изображение какой-либо роли: "походи как старик, лев, как котенок, как медведь"). Сочинение рассказа, в котором ребенок испытывает сильное чувство (например, "гнев" с последующим отображением этого чувства в движениях).
2. "Я и мой язык". Игры и упражнения, направленные на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения (беседа "Как можно общаться без слов?", "Через стекло", "Расскажи стихи без слов", "Испорченный телефон", беседа "Зачем нужна речь?").
3. "Я и мои эмоции". Игры и упражнения на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоция, а также на распознание эмоциональных реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции. ("Пиктограммы", "Рисуем эмоции пальцами", "Дневник настроений", беседы об эмоциях).
4. "Я и Я". Развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам, переживаниям. ("Психологический автопортрет" "За что меня можно любить? За что меня можно ругать?", "Кто я?" для описания используются характеристики, черты, интересы и чувства, начинающиеся с местоимения "Я").
5. "Я и моя семья". Осознание отношений внутри семьи, формирование теплого отношения к ее членам, осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого другими члена семьи. (Рассматривание фотоальбома; беседа "Что значит любить родителей?"; разыгрывание ситуаций; рисунок "Семьи").
6. "Я и другие". Игры, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного, доброжелательного отношения к людям и друг к другу. (Коллективное рисование, беседы "Кого мы называем добрым (честным, вежливым и т. п.)", проигрывание ситуаций).
Вывод
Считаю, что большую роль в развитии речи детей играет правильно организованная предметно-пространственная среда.
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Правильная речь – один из показателей развития ребенка, залог успешного освоения грамоты и чтения. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., у детей возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок - подросток - взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться, и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника. Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.
Одним из показателей полноценного и правильного развития ребёнка является умение взаимодействовать со сверстниками и со старшими. Коммуникативные игры - наиболее простой и эффективный способ развития навыка общения у детей дошкольного возраста.