Наталья Ефремова
Развивающие игры Воскобовича «Увлекательные лабиринты игры» в системе работы детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на районный семинар «Развивающие игры Воскобовича в системе работы детского сада» «Увлекательные лабиринты игры».
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Поэтому в системе работы нашего ДОУ мы решили использовать развивающие игры В. В. Воскобовича и разработанную ими технологию «Сказочные лабиринты игры» как эффективное средство развития интеллектуально-творческих способностей детей. Технология В. В. Воскобовича органично вписывается в образовательную и воспитательную работу и раскрывают каждую из образовательных областей ФГОС ДО.
Публикация «Развивающие игры Воскобовича „Увлекательные лабиринты игры“ в системе работы детского сада» размещена в разделах
Технология «Сказочные лабиринты игры» - это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста с поэтапным использованием игр и постепенным усложнением образовательного материала. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Интенсивному развитию способствует и продуктивная деятельность, осуществляемая в «зоне ближайшего развития».
Технология решает следующие задачи:
1. Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое
2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности
3. Развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный предмет под новым углом зрения)
4. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал
5. Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических, речевых умений
6. Построение образовательной деятельности, способствующей интеллектуально-творческому развитию детей в игре.
Характеристика развивающих игр Воскобовича :
1. Многофункциональность
В каждой игре можно решать большое количество образовательных и воспитательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
2. Широкий возрастной диапазон участников игр
Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда даже учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.
3. Сказочная «огранка»
Сказочный сюжет для детей – это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка, не осваивают отношения целого и части, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика. Новое, необычное всегда привлекает внимание малышей и лучше запоминается.
4. Творческий потенциал
Игры дают ребенку возможность воплощать задуманное в действительность. Много интересного можно сделать из деталей «Чудо-головоломок», разноцветных «паутинок» «Геоконта», гибкого «Игрового квадрата». Машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы – целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество не только детям, но и взрослым.
5. Конструктивные элементы
Каждая игра отличается своеобразными конструктивными элементами. В «Геоконте» - это динамичная «резинка», в «Игровом квадрате» - жесткость и гибкость одновременно, в «Прозрачном квадрате» - прозрачная пластинка с непрозрачной частью.
Основные принципы технологии
• Игра плюс сказка
Первым принципом технологии "Сказочные лабиринты игры" является игровое обучение детей дошкольного возраста. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка. "Сказочные лабиринты игры" - это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры.
Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжеты органично вплетается система вопросов, задач, упражнения, заданий. Очень удобно - взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания.
• Интеллект
Второй принцип технологии Воскобовича - построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр ("по спирали") позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то "предметного" результата.
Не случайно так много внимания уделяется развитию интеллекта у детей дошкольного возраста. В этом возрасте у них, как правило, развивают вербальный, то есть "приобретенный", интеллект. Мама читает ребенку книжки, рассматривает с ним энциклопедии, водит его в музеи. В результате он много знает, о многом слышал. Таких ребят школьные учителя называют "натасканными". Но нет гарантии, что такие дети будут в дальнейшем хорошо учиться. И невербальный, то есть "врожденный" интеллект, у них может быть развит плохо. Что такое врожденный интеллект? Это психические процессы внимания, способность к анализу, синтезу, сформированность причинно-следственных связей, мелкая моторика, память. Игры Воскобовича в первую очередь направлены на их развитие, и одним из концептуальных положений технологии "Сказочные лабиринты игры" является развитие именно невербального интеллекта у детей.
Авторы технологии "Сказочные лабиринты игры" не являются сторонниками раннего форсированного развития детей. Весь материал является сензитивным, то есть наиболее благоприятным для восприятия детей дошкольного возраста, с учетом их психологических особенностей.
• Творчество
Третий принцип "Сказочных лабиринтов игры" - раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.
• Развивающая среда - Фиолетовый лес
По сути, это развивающая сенсомоторная зона. Ее делают из фанеры, ковролина, рисуют на стене, ткани. Ребенок действует здесь самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности со взрослым. В Фиолетовом Лесу обязательно находятся сказочные персонажи.
Каждая игра занимает определенную область в Фиолетовом Лесу и имеет своего персонажа
Все игры - свободный полет воображения, которое может вылиться в какое-нибудь открытие. Создавая из деталей головоломок бабочек, птиц, животных, ребенок может сочинить про это целую историю. Подробнее об этой развивающей среде чуть позже нам расскажет Шебаршова С. А.
«Игровизор» и геовизор.
Прекрасное многофункциональное средство для проведения графических диктантов, переноса изображения по клеточкам, штриховки, дорисовки и многого другого. Уникальность «Игровизора» состоит в его многофункциональности (один лист тренажера решает несколько образов. задач, экономичности (листы с заданиями используются многократно, (неограниченное количество приложений с заданиями, возможности самоконтроля самим ребенком. ВАЖНО: пособие создает ребенку ситуацию успеха (всегда можно исправить ошибку)
Игра «Чудо-цветик» направлена на развитие сенсорики и психических процессов, математических представлений и творческих способностей. Малыш 3-5 лет осваивает состав числа в пределах первого десятка, учится считать и отсчитывать необходимое количество, соотносить цифру и число. Составление образных фигурок из деталей головоломки (сначала по образцу, а потом по своему замыслу) тренируют мелкую моторику рук, развивают пространственное воображение и фантазию. Ребенок 5-7 лет с помощью игры и сказочного сюжета учится решать логические задачи и осуществлять свои творческие замыслы, осваивает принцип образования чисел из единиц и двух меньших, получает представление о соотношении целого и части, дробях.
Квадрат Воскобовича двухцветный + сказка. Волшебные превращения квадрата способствуют развитию логического мышления, пространственного воображения, конструктивных умений, мелкой моторики рук. А сказка «Тайна Ворона Метра» или «Сказка об удивительных приключениях Квадрата» служат дополнительной игровой мотивацией, побуждающей детей выполнять необходимое по сюжету действие и добиваться результата.
Игровой комплекс коврограф «Ларчик»-уникальное пособие Вячеслава Воскобовича. В состав комплекта входят 13 элементов + методика. Об этом пособии вам более подробно расскажут чуть позже мои коллеги.
Игра-шнуровка Воскобовича обучает детей словообразованию, способствует развитию памяти, сообразительности и внимания. Через игру ребенок знакомится с новыми словами, что значительно расширяет его кругозор, а также укрепляет мелкую моторику пальцев, налаживает координацию движений кистей рук.
Из начального слова яблонька можно составить более 200 других слов и в этом вам поможет еще один значок – маленькая звездочка, которой можно заменить недостающую букву.
Слова пишутся шнурком, продевая его сквозь отверстия или наматывая на кнопки. В приложении описаны варианты нескольких игр с Яблонькой, которые рассчитаны на детей самого разного возраст
Во время занятий с детьми по играм Воскобовича педагогам надо обратить внимание на следующее:
Подготовка. Перед тем, как предлагать ребенку игру – ознакомьтесь с методическими рекомендациями и самой игрой.
Речь. В основном дети работают руками и мало говорят. Во время занятий расспрашивайте ребенка, что он делает, почему выбрал именно эту фигуру, а не другую, просите пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет.
Статичность. Занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать «заигравшихся».
Усидчивость. Для игры с пособиями Воскобовича требуется усидчивость, а это не каждому ребенку по душе и по силам.
Закончить свое выступление мне хотелось бы словами великого педагога В. А. Сухомлинского, который сказал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без того он – засушенный цветок.