Татьяна Савинова
Развивающие формы и методы оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста через подвижные игры
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день одной из самых актуальных проблем в дошкольном образовании является проблема здоровья детей и реальное ухудшение их физического, психического, нравственного и духовного состояния.
Эта проблема волнует педагогов и родителей дошкольников. Исторически сложилось, что ответственность за здоровье будущих поколений возложена на педагогических работников дошкольных учреждений. Для того, чтобы изменить ситуацию в сторону улучшения детского здоровья, нужна система физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.
Актуальность данной системы состоит в:
Публикация «Развивающие формы и методы оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста через подвижные игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Подвижные игры для детей
- Старшая группа
- Темочки
Потребности ребенка в движении, ограниченная расширяющемся информационным полем.
Отсутствии мотивации современного ребенка к занятиям физической культурой.
Возрастающей роли педагога в создании условий принятия детьми базовых ценностей здоровья и физической культуры.
Для решения проблемы оздоровления детей старшего дошкольного возраста мы поставили следующую цель:
Достижение оптимального уровня здоровья и физического развития детей через подвижные игры и развитие двигательного творчества
и задачи:
1. Создавать условия для обогащения двигательного опыта детей в процессе овладения средствами физической культуры и здоровья.
2. Формировать устойчивый интерес и ценностное отношение детей к физической культуре, двигательной деятельности и оздоровительным упражнениям.
3. Формировать у детей потребность в двигательной активности.
4. Развивать двигательные способности.
5. Побуждать развитие у детей творческой активности в подвижных играх
6. Развивать самостоятельность в выборе способов двигательной деятельности.
Способствовать стремлению воспитанников к достижению оздоровительного эффекта при освоении движений.
Психолого-педагогическое обоснование системы развивающих форм оздоровительной работы с детьми
На современном этапе проблемы физического воспитания рассматриваются доктором психологических наук В. Т. Кудрявцевым и кандидатом педагогических наук Б. Б. Егоровым. Они считают, что сложившаяся система физического воспитания не обеспечивает в должной мере ни развитие двигательной активности, ни, тем более, развитие двигательного творчества дошкольников без специально организованного педагогического процесса.
Применение нетрадиционных методов оздоровления эффективно в том случае, если влияние на организм ребенка носит опосредованный характер (протекает в форме развития детского воображения, в форме подвижных игр. С помощью подвижных игр дети творчески овладевают необходимыми навыками само- и взаимопомощи. У детей возникает осмысленное переживание ценности здорового тела и здорового духа (своего и чужого, доброе уважительное отношение к ним. И затем в доступных пределах начинают самостоятельно, без помощи взрослого корректировать собственное психосоматическое состояние.
Двигательное творчество представляет широкие возможности для расширения и обогащения двигательного опыта детей и служит эффективным средством воспитания и оздоровления дошкольников.
Профессор Ю. Ф. Змановский также в понятие «здоровый ребенок» помимо физиологических характеристик включал психологические:
• Жизнерадостность
• Активность
• Любознательность
• Высокий уровень умственного развития.
Владимир Товиевич Кудрявцев считает, что «важнейшая социально-педагогическая перспектива оздоровительной работы в современных дошкольных образовательных учреждениях связана с развивающей педагогикой оздоровления». Она имеет следующие характерные черты:
• Здоровый ребенок понимается как идеальный эталон и практически достижимая норма детского развития.
• Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.
• Оздоровление – это не комплекс лечебно-профилактических мер, а форма развития детей. «Охрана здоровья» утрачивает смысл, если она не опирается на его развитие.
• Работа по развитию здоровья не может полноценно вестись исключительно медицинскими методами, эффективность их применения возрастает при условии их дополнения психолого-педагогическими методами.
Придерживаясь мнения Кудрявцева о перспективах оздоровительной работы, мы выбрали технологию В. Т. Кудрявцева, Б. Б. Егорова «Развивающая педагогика оздоровления» для работы с детьми в этом направлении.
Одной из форм оздоровительно-развивающей работы с дошкольниками по В. Т. Кудрявцеву является:
Приобщение к физической культуре. Это одно из 2-х направлений, которое включает в себя подвижные игры.
Подвижная игра составляет основу физической культуры дошкольника. Она всегда является творческой деятельностью, так как в ней проявляется естественная потребность ребенка в движении. Играя, ребенок познает окружающий мир, преображая его, развивая все присущие ему способности. В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития двигательного творчества детей.
При организации и проведении оздоровительных подвижных игр мы используем следующие принципы:
Первый принцип оздоровительно-развивающей работы с детьми – это развитие творческого воображения – главного психологического завоевания дошкольного возраста.
Второй принцип оздоровительно-развивающей работы – это формирование осмысленной моторики.
Третий принцип оздоровительной работы – создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов движений в подвижных играх.
Четвертый принцип – формирование у детей способности к содействию и сопереживанию.
Эти принципы взаимосвязаны и всегда применяются совместно.
Место оздоровительной подвижной игры в режиме дня
Оздоровительную подвижную игру мы применяем в разных формах физкультурной работы и предусмотрели варианты применения подвижных игр.
Виды занятий Варианты применения подвижных игр
1. Физкультурно-оздоровительные мероприятия
1.1. Утренняя гимнастика Утренняя гимнастика в виде подвижных игр
1.2. Двигательные паузы 1-2 подвижные игры между занятиями статического характера
1.3. Физкультминутка 1 малоподвижная игра на занятиях познавательного цикла
1.4. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке 1-2 игры большой подвижности с учетом сезона
1.6. Оздоровительная гимнастика после дневного сна 2 часть гимнастики после сна в виде подвижной игры в группе
2. Непосредственно образовательная деятельность
2.1. «Физическое развитие» игра большой подвижности в основной части;
игра малой подвижности в заключительной части
3. Самостоятельная деятельность
3.1. Самостоятельная двигательная деятельность подвижные игры с участием воспитателя (в группе и на воздухе);
самостоятельные подвижные игры без участия воспитателя (в группе и на воздухе).
4. Физкультурно-массовые мероприятия
4.1. Физкультурный досуг подвижные и малоподвижные игры;
игры-аттракционы
в соответствии с сюжетом досуга или развлечения.
4.2. Физкультурно-спортивные праздники подвижные и малоподвижные игры;
игры-аттракционы
в соответствии с сюжетом праздника.
4.3. Игры-соревнования между возрастными группами подвижные игры-соревнования
4.4. Неделя здоровья (каникулы) подвижные игры с участием воспитателя (в группе и на воздухе);
самостоятельные подвижные игры без участия воспитателя (в группе и на воздухе).
Первоначальное знакомство с игрой осуществляем в непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию или в совместной деятельности воспитателя с детьми. В месяц мы планируем в среднем 4 новые игры. По мере разучивания новых игр в начале старшей группы дети играют в 7-9 игр в месяц и к концу года в среднем 30 игр оздоровительного содержания. В подготовительной группе знакомые игры совершенствуются, видоизменяются по предложению детей и также вводятся новые игры. Подвижные игры, предложенные В. Т. Кудрявцевым, мы разделили на игры большой подвижности, например, «Паук», «По кирпичикам», «Космонавты», и игры малой подвижности – «Светофор», «Король».
Алгоритм / этапы взаимодействия воспитателя с детьми в процессе применения оздоровительных подвижных игр
Ориентируясь на методику проведения подвижных игр, мы разработали алгоритм взаимодействия воспитателя с детьми в процессе применения оздоровительных подвижных игр по технологии В. Т. Кудрявцева.
Сбор детей на игру.
В связи со сложностью задач, применяемых с целью оздоровления и развития творчества в подвижной игре сбор детей на игру сочетается с предварительной работой.
Например, при организации игры «Космонавты» начинаю готовить атрибуты на глазах у детей: вырезаю из цветного картона ракету (по шаблону) и прикрепляю с помощью скотча силуэт ракеты к обручу. Тут же у детей возник интерес и они начали задавать вопросы познавательного характера и высказывать предположения. Благодаря этому у детей возник интерес к новой подвижной игре.
Использование мной в качестве мотивации для сбора на игру «зазывалочек», нестандартных звуковых и зрительных сигналов позволяет создать позитивный настрой и тем самым добиться оздоровительного эффекта.
Объяснение правил.
Объясняя детям содержание игры и правила, я ориентируюсь на принципы оздоровительно-развивающей работы. Например, в игре «Космонавты», осуществляя показ, учитывая принцип создания и закрепления целостного позитивного психосоматического состояния, мы объясняем детям, что встать в обруч парами спиной друг к другу нужно ровно, спину держать прямо, прислонившись к спине другого космонавта, почувствовать тепло, как будто ракета имеет удвоенную силу, и тем самым настраиваем детей на правильное движение в беге приставным шагом по кругу, поддерживая друг друга. При этом реализуется принцип формирования у детей способности к содействию и сопереживанию. Принцип развития творческого воображения реализуется в возможности детей представить, что они находятся на космодроме. Принцип осмысленной моторики предоставляет детям возможность осмыслить движения еще до игры.
Распределение ролей.
Мы считаем, что особенностью данного этапа оздоровительной подвижной игры является то, что даже в старшем дошкольном возрасте необходимо при знакомстве с новой игрой участие воспитателя в игре, потому что нужно объяснить и показать детям возможности правильного дыхания, красивой осанки. При повторных играх я назначаю ведущим ребенка, который достаточно хорошо владеет оздоровительными приемами.
Руководство игрой.
Во время руководства ходом игры, я всегда, наблюдаю за ней со стороны, в доброжелательной форме делаю замечания нарушившему правила, подсказываю действия растерявшемуся, подаю сигналы, помогаю сменить водящих, поощряю детей, слежу за действиями, регулирую физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. И при этом контроль с моей стороны за качеством выполнения оздоровительных моментов присутствует.
Подведение итога.
При подведении итога игры я отмечаю тех, кто проявил ловкость, быстроту, соблюдал правила, правильно выполнял оздоровительные моменты.
Анализирую вместе с детьми, как удалось достичь успеха в игре. Анализ игры помогает достичь успеха в последующих играх. При этом я использую беседы, просмотр видеозаписи игры вместе с детьми.
Варьируя игру с целью усложнения, я увеличиваю дозировку (повторность и общую продолжительность игры); усложняю двигательное содержание; изменяю расстановку играющих по площадке; меняю сигнал (вместо словесного – звуковой или зрительный); усложняю правила (пойманных детей можно выручать).
К составлению вариантов игр я привлекаю детей, используя при этом приемы:
• сюжетное рисование «Нарисуй, как мы будем играть»,
• рисование схематичных моделей игры,
• моделирование подвижной игры с помощью режиссёрской игры «Гномики играют в подвижную игру».
Приемы руководства подвижной игрой,
которые способствуют оздоровлению дошкольников и развитию двигательного творчества
Мы выделили приемы руководства, направленные на обучение детей приемам оздоровления с помощью подвижных игр.
Условно мы их разделили:
1. Приемы предварительного взаимодействия, направленные на усвоения новой подвижной игры и ее возникновение :
• игровые ситуации
• наблюдения
• изготовление атрибутов к игре
• обучающие игры с участием педагога
• игры-упражнения
2. Приемы, направленные на начало самостоятельной подвижной игры детей :
• игровой прием (внесение игрушки или приход персонажа)
• принятие педагогом роли на себя
• художественное слово («зазывалки», заклички, загадки)
• сюрпризный момент
• внесение нового атрибута к игре или изготовление его на глазах у детей
• создание проблемной игровой ситуации
• считалка
3. Приемы, направленные на руководство ходом игры :
• наблюдение
• совет, указание в игровой форме
• игровая коммуникация
4. Приемы, направленные на окончание игры :
• сигнал (звуковой, зрительный, словесный)
• положительная оценка действий детей с акцентом на позитивные успехи по качеству выполнения оздоровительных моментов
• анализ игровых действий и взаимоотношений с акцентом на перспективу
5. Приемы, используемые после игры :
• подведение итога,
• просмотр видеозаписи игры,
• рассказывание «Как мы играли»,
• сюжетное рисование «Нарисуй, как мы будем играть»,
• рисование схематичных моделей игры,
• моделирование подвижной игры с помощью режиссёрской игры «Гномики играют в подвижную игру»,
• пополнение среды новым материалом,
• те же приемы, что использовались до игры, но направленные на обогащение игры новыми движениями и оздоровительными моментами,
Варианты оздоровительных подвижных игр
Оздоровительная малоподвижная игра «Светофор»
Самостоятельная оздоровительная подвижная игра, придуманная детьми «Дружные ребята»
Самостоятельная оздоровительная подвижная игра, придуманная детьми «Дружные ребята»
Игры-аттракционы
Игры-аттракционы на воздухе
Игры-аттракционы в группе
Игры-аттракционы в спортивном зале
Выводы, перспектива
После использования данных приемов мы отметили, что у детей возник интерес к оздоровительным подвижным играм. Дети на данный момент вообще в основном не болеют. Показатели заболеваемости в моей группе ниже, чем средняя заболеваемость по детскому саду.
В дальнейшем мы планируем использовать такие приемы как:
-пополнение ПРС новым материалом в соответствии с планом игр
-приемы, направленные на обогащение двигательного творчества.