ИРИНА НИКИТИНА
Организация работы учителя-дефектолога в ходе реализации проекта «Школа Минпросвещения России»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Кто такой учитель-дефектолог и смысл его работы.
Дефектолог - это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в обучении.
Дефектолог (в широком смысле трактовки этого термина) - специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии; дефектолог (в узком понимании этого термина) - коррекционный педагог. ( Справка: ru.wikipedia.org/wiki/Дефектология)
Публикация «Организация работы учителя-дефектолога в ходе реализации проекта „Школа Минпросвещения России“» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Моя Родина Россия
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
Дефектолог – это социально значимая специальность, требующая глубоких профессиональных знаний и желания помогать детям.
Результатом работы дефектолога является социализация и приобщение к окружающему миру детей с отклонениями в развитии.
2. Проект «Школа Минпросвещения России».
Цель проекта «Доброшкола» — улучшение качества образования и жизни детей с особыми потребностями. Доброшкола. рф является уникальным проектом, осуществляющим помощь в подборе и поставке оборудования, мебели, необходимых методик и материалов для работы с детьми с ограниченными возможностями. в школах, ДОУ, интернатах, в рамках Федерального проекта «Доброшкола», который разработан на основе национального проекта «Образование» и рассчитана на реализацию в течение 5лет-с2019по2024г.
Федеральный проект «Доброшкола» направлен на совершенствование методов обучения детей с инвалидностью. Он предназначен для обучающихся разных возрастов и нозологий – нарушение интеллекта, болезни слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и др. Благодаря современному техническому оснащению передвижение по кабинетам и местам общего пользования становится более доступным и безопасным.
3. Организация работы учителя-дефектолога в рамках проекта.
Основная деятельность работы учителя-дефектолога в образовательном учреждении направленна на детей с различными нарушениями в развитии и представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи, как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так и родителям, педагогам в форме рекомендаций.
Основное содержание дефектологической работы :
-сенсорное и сенсомоторное развитие;
-формирование пространственно-временных представлений;
-функция программирования и контроля собственной деятельности;
-формирование познавательной активности;
-развитие навыков письма и чтения;
С чего начинается работа учителя – дефектолога?
Работа дефектолога начинается с диагностики. Диагностическое обследование проводится с целью выявления отклонений в развитии детей, определения структуры и степени выраженности имеющихся отклонений в развитии. С этой целью использую различные формы диагностической работы (беседа, наблюдение, комплекс диагностических методик и т. д)
Первичная диагностика осуществляется в начале года.
Помимо этого вида диагностики осуществляется еще и «рубежная» диагностика. Цель ее – выявление динамических изменений в развитии обучающихся или отсутствие таковых. Это важное направление диагностической деятельности позволяет корректировать характер и интенсивность помощи каждому конкретному ученику, следить за темпом и качеством его развития.
Параллельно с диагностикой выявляются те трудности и проблемы, которые могут возникнуть у ребенка, если вовремя не скорректировать нарушение.
На основании проведенной диагностики и выявления ближайшей зоны развития ребенка составляется коррекционно-развивающая программа.
Затем уже осуществляется сам коррекционный процесс, который осуществляется в проведении подгрупповых и индивидуальных занятий.
Параллельно с коррекцией осуществляется динамическое наблюдение за всем учебным процессом ребенка, причем не только на дефектологических занятиях.
Идёт консультация педагогов и родителей по интересующим вопросам.
Психолого-педагогическое консультирование родителей проводится по их запросу или инициативе педагога-дефектолога и выполняет различные функции:
- информирование родителей о школьных проблемах ребенка;
- помощь в вопросах воспитания и обучения ребенка;
- получение дополнительной диагностической информации от родителей.
Основные направления коррекционной работы учителя-дефектолога
Работа учителя-дефектолога содержит очень много направлений, основными из которых являются следующие:
1. блок «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Это очень большой блок, основным направлением из которого корригируется мелкая моторика. Ведь, как известно, если не развита мелкая моторика – нет письма, нет письма – нет и связной речи.
2. блок «Формирование пространственно-временных отношений».
Здесь изучаются не только такие понятия, как «право и лево», но и такие как «правый верхний угол», «левый нижний угол», «2-х мерное и 3-мерное пространство». При недоразвитии этого направления могут возникнуть проблемы с чтением и письмом.
3. блок «Умственное развитие».
Тоже очень большое направление, в котором корригируются ВПФ, такие, как память, мышление, анализ и синтез и др.
4. блок «Нормализация ведущей деятельности возраста».
Как известно, у учащихся ведущей деятельностью возраста является учебная.
5. блок «Формирование представлений о предметах и явлениях».
В этом направлении корригируются те проблемы, которые возникли в связи с пробелами в предшествующем развитии. Например, ребенок не ходил в детский сад. Здесь формируются такие представления как цвет, форма, размер и др. это тоже очень важное направление, т. к. оно является предпосылкой развития математического навыка.
6. блок «Обогащение словаря и развитие связной речи». Название этого направления говорит само за себя и, конечно, оно больше относится к логопедам, но и дефектолог не обходит его стороной.
7. блок «Формирование умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала».
В результате коррекции по данному направлению у учащихся формируются те знания и умения, которые помогают усвоить им учебный материал.
Как видно из вышесказанного, учитель-дефектолог не учит детей математике или русскому языку (хотя данные занятия осуществляются в коррекционном процессе). Учитель-дефектолог корригирует причину возникшей трудности, вследствие чего и происходит коррекция нарушенных функций. Например, из-за несформированности пространственных представлений вытекают трудности письма, чтения. Их можно компенсировать как работой, направленной непосредственно на формирование чтения и письма (чем и занимается учитель, а также и развитием пространственных представлений у ребенка (чем и занимается дефектолог).
Формы работы :
Основные формы работы-дефектолога : подгрупповые и индивидуальные занятия.
В моей практической деятельности преобладают индивидуальные занятия, так как они позволяют максимально учесть особенности каждого ребенка.
Структура моих дефектологических занятий разнообразна и интересна. Набор развивающих пособий настолько велик, что дети с большим интересом занимаясь вроде бы простыми играми, не замечают как чему-то учатся. Каждое занятие представляет собой целый комплекс по развитию познавательной деятельности, моторики, речи, фонематического слуха).
На занятиях использую различные игрушки, дидактические игры, картинки, книги, краски, пластилин, цветную бумагу, салфетки, природный материал, пуговицы, кинетический песок, крупы и много другого разнообразного дидактического материала.
Мир особого ребенка - он закрыт от глаз чужих,
Мир особого ребенка - допускает лишь своих.
Мир особого ребенка интересен и пуглив.
Мир особого ребенка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир особого ребенка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему не говорит?
Мир особого ребенка - он закрыт от глаз чужих,
Мир особого ребенка - допускает лишь своих.
(И в завершении своего выступления предлагаю вашему вниманию небольшую презентацию о моей работе в рамках проекта «Доброшкола»).