Марина Сафронова
Материалы семинара Организация методической работы по реализации требований к результатам освоения воспитанниками ООП ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы на тему " Организация методической работы по реализации требований к результатам освоения воспитанниками ООП ДО" с мультимедийной презентацией.
Публикация «Материалы семинара „Организация методической работы по реализации требований к результатам освоения воспитанниками ООП ДО» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Материалы окружного семинара заведующих, заместителей заведующих по ВМР и старших воспитателей детских садов городского округа Семеновский. на базе МБДОУ детского сада № 2 "Теремок", февраль 2015 года.
подготовила старший воспитатель Сафронова М. А.
Слайд 1 Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого воспитанника, нацелен на полноценное проживание ребенком всех этапов детства. Возникает потребность в такой системе контроля качества педагогического процесса, которая позволит педагогу не просто отслеживать динамику физического, интеллектуального и личностного развития для построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, но и выстроить работу так, чтобы можно было проследить достижения каждого воспитанника в той или иной образовательной области.
Слайд 2 ФГОС ДО в п. 3.2.3 подтверждает, что "При реализации Программы может проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики. "
Таким образом, и раньше, и теперь педагогическая диагностика является неотъемлемым компонентом образовательного процесса. Без диагностики невозможно достижение поставленных целей, а так же эффективное управление дидактическим процессом.
Слайд 3 Как проводить диагностику? Каким образом учитывать результаты? Что может выступать критерием, а что показателем? Вот ряд вопросов, которые которые достаточно актуально звучат в наше время. Проведение учета результатов освоения ООП обучающихся (воспитанников) предполагает разработку измерительного инструментария, а точнее критериев и методов проведения диагностических процедур. Что такое критерий? В переводе с греческого- это средство суждения. В педагогической диагностике критерий служит, таким своеобразным мерилом, суждением, признаком, на основании которого производится оценка чего-либо. Именно критерий указывает наличие или отсутствие того или иного свойства. другими словами критерии педагогической диагностики выполняют функции ориентиров для педагогических работников (воспитателей, специалистов). Раньше по итогам педагогической диагностики сравнивали полученные результаты оценки конкретного ребенка, с тем насколько они отклоняются от определенных норм и стандартов. Эти "нормы" были отражены в примерных образовательных программах, на основе которых образовательные учреждения создавали ООП своего дошкольного учреждения. Показателем оценки критериев служил "балл", само развитие соотносили с уровневой характеристикой (нормой) описанной в Программе. По результатам такой диагностики (мониторинга) педагогические работники выстраивали дальнейшую коррекционно-развивающую работу с воспитанниками. Одни Программы, как "норму" предлагали высоки, средний, низкий уровень развития, в других можно было встретить такое понятие, как уровень выше среднего. При этом вся работа педагогов была направлена на достижение воспитанником высокого уровня, на этапе завершения дошкольного детства. Если задуматься и задать вопрос "А сможет ли каждый ребенок (или хотя бы большая часть детей) достичь определенного в Программе высокого уровня (по всем разделам, заданного как идеальный вариант развития? думаю, что для Вас ответ на этот вопрос очевиден. Именно поэтому проблема нормирования при оценке результатов педагогической диагностики заставляет искать новые содержательные критерии.
Слайд 4. после вступления в силу ФЗ № 273 "Об образовании в РФ", а вместе сними и ФГОС ДО многие требования, в том числе и требования к освоению ООП в "корне" изменились. Если мы обратимся к разделу IV "Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования" данного стандарта, п. 4, то по прочтем, что "Требования к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. "
Слайд 5-6. ФГОС ДО п. 4.6 предлагает педагогам выстроить свою работу так, чтобы на этапе завершения дошкольного образования воспитанник овладел (смотри слайд 5 и слайд 6).
Слайд 7. В то же время педагогические работники, которые задействованы в проведении педагогической диагностики, должны четко представлять для чего они это делают, какую цель преследуют, и как потом применить полученные результаты в своей работе. Надо отметить, что так же предусмотрена психологическая диагностика, для проведения которой приглашаются в учреждение которой приглашаются психологи. Данной теме в нашем учреждении отводиться не мало времени. Актуальной проблеме были посвящены педагогические часы. В рамках педагогического часа педагоги были познакомлены с Положением о порядке осуществления индивидуального учета результатов освоения обучающимися воспитанниками МБДОУ детского сада № 2 "Теремок" Образовательной программы дошкольного образования (мониторинг, подробно обсуждали-, как могу быть использованы результаты педагогической диагностики. Проводилась практическая работа творческой группы, обсуждались п. 3.2.3. ФГОС ДО.
Слайд 8. Именно совместная практическая работа со старшим воспитателем по заполнению карт, помогла педагогам понять, формулировку "Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для индивидуального образования:-поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции его развития; оптимизации работы с группой детей" Кроме этого анализ диагностики выявил пробелы в создании и обогащении предметно-пространственной среды в группах и в целом в учреждении. Нацелил на необходимость обновления материально-технической базы ДОУ, а педагогам помог в построении вариативного развивающего пространства ориентированного на зону ближайшего развития воспитанников. Особо хочется отметить работу с молодыми начинающими педагогами, в ними были организованы индивидуальные консультации- практикумы по ознакомлению с методами используемыми в процессе педагогической диагностике. На слайде вы можете познакомится с фотоматериалами.
Слайд 9. перечень методов указан на слайде. Кроме этого была разработана памятка в помощь педагогу, в которой предлагались конкретные формулировки, описывались методы и приемы, способы организации психолого-педагогической работы.
Слайд 10. На данном слайде представлен фрагмент карты по определенному разделу программы (образовательной области, критерии и показатели, дата проведения педагогической диагностики. Вверху заполняются личные данные Ф. И воспитанника, дата рождения, возрастная группа, воспитатели, проводившие диагностику, результаты на начало года и конец года, рекомендации.
Слайд 11 На примере результов воспитанников старшей группы, вы можете увидеть призовые сертификаты, как одну из форм представления наглядной результативности освоения ООП ДО.
Слайд 12 Свое выступление я завершила словами А. Т. Твардовского "И труд свой пристально любя - он всех основ основа, сурово спрашивать с себя с других не столь сурово". Эти слова очень удачно подводят итог всей моей темы и методической работы в целом, так как в вопросах освоения ООП воспитанниками, педагогу нужно в первую очередь спрашивать с себя, а правильно ли я выстраиваю свою деятельность в рамках образовательного процесса, чтобы успехи моего воспитанника в будущем были бы близки к целевым ориентирам ФГОС ДО.