Приложение МААМ

Музыкальная деятельность, как средство развития речи детей раннего возраста

Ольга Корякина
Музыкальная деятельность, как средство развития речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

"Музыкальная деятельность, как средство развития речи детей раннего возраста. "

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Для получения хороших результатов обязательно взаимодействие всех педагогов ДОУ и родителей.

Публикация «Музыкальная деятельность, как средство развития речи детей раннего возраста» размещена в разделах

Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение. Основная задача музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес к музыки. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха. На занятиях можно наблюдать разные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах. Давайте рассмотрим, как через разные виды музыкальной деятельности идёт работа по развитию речи.

Речь и пение

Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи –это пение.

Известно, что пение развивает:

Речевое дыхание,

Голос,

Формирует чувство ритма и темпа,

Улучшает дикцию,

Координирует слух и голос.

Правильный подбор репертуара – важнейшая задача педагога. Выбирая песню, надо исходить не только из доступности литературного текста, но принимать во внимание характер, строение мелодии, диапазон, эстетическую ценность песни, а также песни, которые детям понятны.

Песни приучают пользоваться естественным голосом без напряжения и крика,вырабатывают умение владеть голосом: петь громко и тихо. Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения. Пение требует работы артикуляционного аппарата (губы, язык, это, конечно, помогает развитию дикции ребенка. Есть и другие примеры того, как пение способствует развитию речевых навыков. Например, пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями.

Музыкально – дидактические игры и упражнения

Во время разучивания песен можно использовать дидактические игры.

Начиная с младшего возраста нужно активизировать у детей речевую деятельность, опираясь всегда на игровые мотивы. Здесь на первом плане диалог малыша со взрослым.

Например:

Игра «Кто у нас хороший?». Она строится на вопросе музыкального руководителя и ответе ребёнка. Протягивая руки любому ребёнку, он спрашивает:

Кто, кто у нас, кто у нас хороший?

Кто, кто, кто у нас, кто у нас пригожий?

В ответ ребёнок звонко, чётко называет своё имя. Игра активизирует речь у всех без исключения: стеснительных, молчаливых, смелых, уверенных…

Слушание музыки

Слушание музыки так же направлено на развитие речи.

Этот вид деятельности способствует:

Формированию слухового внимания,

Развитию эмоциональной отзывчивости,

Развитию звуковысотного, тембрового и динамического компонентов слухового восприятия.

Следует разделять активное и пассивное восприятие при воздействии музыки на речевую сферу детей:пассивное восприятие музыки может выражаться в музыкальном оформлении различных игр и развлечений, в сопровождении групповых занятий и самостоятельной деятельности детей. Активное выражается в беседе о прослушанном музыкальном произведении. Подобные беседы позволяют расширить словарный запас детей, помочь им сформулировать свои мысли.

Речь и пальчиковые игры

Кроме пения, речь ребёнка можно развивать через другие виды музыкальной деятельности.

Одной из важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является – развитие мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики положительно влияет на активизацию речевых центров в головном мозге. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Давайте вспомним, когда ребёнок только родился, какие первые его движения? Конечно, он уже осуществляет хватательные движения, т. е. сжимает и разжимает кулачок. Можно играть с ребенком, приговаривая при этом веселые стишки, напевая короткие попевки («Сорока-ворона», «Ладушки», «Водичка, водичка, умой мое личико»). Корни всех этих упражнений лежат в народной педагогике. На протяжении многих веков мама или бабушка играли с пальчиками малыша, проговаривая или пропивая при этом, потешки. Так взрослые любовно и мудро поучали ребенка. Специалистами доказано: ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребёнком по овладению навыками речи ускоряют её развитие. Таким образом, двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. Одним из направлений деятельности музыкального руководителя являются пальчиковые игры.

Виды пальчиковой гимнастики:

1. Игры-манипуляции:

«Ладушки - ладушки» - дети ритмично хлопают в ладоши,

«Сорока - белобока» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.

«Пальчик-мальчик, где ты был?», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик - дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире», "Пальчики пошли гулять» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик.

Эти упражнения дети выполняют с помощью взрослого.

2. Сюжетные пальчиковые упражнения

«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.

«Домик» - изучаем части тела, ощущая их тактильно.

Стенка, стенка, (потрогать щечки)

Потолок, (потрогать лобик)

Две ступеньки, (прошагать пальцами по губам)

Дзинь — звонок! (нажать на носик)

Речь и движение

Занятия движениями под музыку в сопровождении с речью имеют неоценимое значение. Ведь двигательные упражнения тренируют в первую

очередь мозг и подвижность нервных процессов. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению, у них совершенствуется моторика, координация движений, развивается произвольность движений, коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки, движений и речи. Ребенок сначала будет повторять движения за взрослым, а затем уже самостоятельно сможет правильно двигаться в соответствии со словами песни.

Например:

Погремушка – погремушка,

Музыкальная игрушка

Погремушечку возьми

И греми, греми, греми (гремят погремушками)

Спрячь за спинку погремушки (убирают руки за спину)

Отдохнут от шума ушки

На соседей погляди (поворачивают голову направо и на лево)

И тихонько посиди (прижимают пальчик ко рту и говорят «тсс»)

Движения под музыкальное сопровождение положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти. Многими учеными отмечено, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Игра на музыкальных инструментах.

В этом возрастном промежутке наиболее оптимально будет обратить внимание

На ознакомление детей с музыкальными инструментами.

В этом возрасте можно использовать погремушки, колокольчики, дудочку. После знакомства с этими инструментами можно продолжить знакомство с новыми муз. инструментами:

Барабан- можно предложить юному ударнику хлопнуть по барабану ладошкой, потом постучать пальчиком, поверхность можно погладить. Взрослому можно отбить барабанную дробь, хотя подобное упражнение малышу не под силу,этим расширяется диапазон воспроизводимых звуков и возникает интерес к дальнейшим манипуляциям. (палочки стоит отложить во избежание травматизма)

Бубен: модно бить и звенеть. Самый простой способ игры – удары на сильную долю.

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

Таким образом, проанализировав все виды музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии речи детей, можно сделать вывод о важности и особом значении каждого из них. Занятия музыкой предполагают для детей особую атмосферу творчества, встречи с прекрасным, поэтому на приподнятом эмоциональном фоне все достаточно серьезные обучающие и развивающие задачи решаются максимально результативно

Публикации по теме:

«Бизиборд как средство развития детей раннего возраста» «Бизиборд как средство развития детей раннего возраста» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Центр.

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Изобразительная деятельность, как средство развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность,.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возрастаПластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Занятия пластилинографией, представляют большую возможность, для.

Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. «В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в свое время.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Театрализованная деятельность детей второй младшей группы, как средство развития речи Введение Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; у детей в этот период особый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкальная деятельность, как средство развития речи детей раннего возраста
Опубликовано: 15 января 2020 в 11:15
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкальная деятельность, как средство развития речи детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Корякина (УИ 950927) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД