Галина Стрельникова
Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.
Воспитатель должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
В нашем детском саду есть: интерактивная панель, интерактивный стол, детские планшеты, также в своей работе мы используем «Комплекс интерактивных развивающих игр на технологии распознавания движений тела- «Играй и развивайся», магнитный электронный конструктор «Мални».
Публикация «Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе (из опыта работы)» размещена в разделах
Широкие возможности интерактивного оборудования позволяют нам сделать занятия более интересными, динамичными, обычные занятия превращаются в интересную и увлекательную игру.
Например, с помощью интерактивной панели мы можем совершать виртуальные путешествия, например, … прогулку в зимний парк
(Фрагмент видеозанятия «Прогулка в зимний парк»)
Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Я часто применяю видеоролики, фотографии (репродукции) электронной энциклопедии, различные тесты, задания развивающего характера. ИКТ могут быть органично вписаны в любой этап образовательной деятельности по формированию математических представлений у детей. Все зависит от темы занятия, поставленных целей и задач, а также от общего уровня группы обучаемых детей. Детей можно подвести к компьютеру в начале занятия- это вызовет интерес к теме. Элементы ИКТ могут использоваться в середине занятия, что позволит сменить виды деятельности. Применение ИКТ возможно и уместно в заключительной части занятий на этапе оценки работы детей, тогда использование ИКТ выступает наградой за хорошую работу на занятии. Также мы отметили, что образовательная деятельность с применением интерактивных игр становится более привлекательной и захватывающей. Используя возможности программы PowerPoint, мною разработана серия дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста на развитие логического мышления, внимания: «Найди лишнюю фигуру», «Логические задачи», «Кто, где живет?». Для развития интереса к занятиям по развитию речи воспитанникам предлагаю творческие задания, которые могут выражаться: в разгадывании кроссворда, ребуса по теме. В своей работе я использую след. игры: «Огород», «Собери овощи, фрукты в корзину», «В мире животных», «Незнайка в большом городе», «В поисках кристаллов», «Помоги Винни-Пуху и его друзьям», «Помоги Деду Морозу», «Дидактические игры по безопасности», «Игра-тест по пожарной безопасности», «Культура поведения за столом». «Найди цифру» и многие другие.
Игровые моменты, включенные в образовательную деятельность, активизируют познавательную деятельность ребенка, и усиливают усвоение материала. Например, игра «Собери овощи, фрукты» - помогает закрепить умение ребенка классифицировать овощи, фрукты, ягоды. Обогащает словарный запас. Игра «Как правильно накрыть стол» помогает расширить представление детей о предметах сервировки стола и способах украшения блюд, правилах сервировки стола для ежедневного приема пищи. (Фото)
В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста я использую презентации на различных этапах работы с детьми: как средство наглядности в образовательной деятельности при изучении нового материала, для закрепления пройденного, контроля и проверки знаний. Презентации использую как лично созданные, так и моих коллег из электронного банка ДОУ, использую презентации и из Интернета. Для ознакомления воспитанников с природным миром разработала тематику презентаций: «Времена года», «Мир растений», «Земля – наш общий дом», «Животные», «Что такое лес?» «Подводный мир», «Полевые цветы», «Красная книга», «Насекомые», «Воздух-невидимка», «Птицы», «Мы в ответе за нашу планету», «На ферме».
Также мною созданы презентации «Изучаем дорожные знаки», «Светофорчик», «Д/и по безопасности, по пожарной безопасности», «Профессии», «Космос», «К нам идет Новый год», «В марте есть такой денек», «Правила поведения для воспитанных детей», «Правила вежливости», «Учим дни недели», «Учим цвета, «Будь природе другом», «День народного единства»,
«Развитие продуктивной деятельности детей»- к семинару для воспитателей, «Родителям о правах ребенка»-к родительскому собранию.
Сегодня ни одно родительское собрание в нашем детском саду нельзя себе представить без использования ИКТ, а именно с использованием различных фотопрезентаций, где родители прослеживают жизнь и творчество своих детей. Такой способ проведения родительских собраний позволил наладить доброжелательные взаимосвязи с родителями, потому, что любому родителю приятно воочию наблюдать за тем как протекает время в детском саду. Например, презентация к Дню матери»
(Показ презентации «К дню матери»)
У нас появилась возможность расширить предметно-пространственную среду группы при помощи современных информационных средств. Этим средством является интерактивный стол, который делает обучение познавательным и интересным. Интерактивный стол позволяет эффективно вовлекать детей в процесс обучения. Интерактивная поверхность управляется при помощи касаний. В игровой форме обучаю детей посредством развивающих игр с помощью звуковых эффектов, сопровождения красочного видеоряда, логических задачек и т. д.
Стол несет в себе образовательные функции и вместе с тем поддерживает игру, как ведущий вид деятельности дошкольников, является ярким и наглядным, что делает его использование значимым для развития детей.
Первый плюс использования данного оборудования: развивается положительная мотивация обучения. А мотивация, залог успеха любой деятельности. Имея уникальные обучающие свойства, интерактивный стол подходит всем детям.
Программное обеспечение включает интерактивные приложения
— Многовариантный вопрос – дети отвечают на вопросы, перетаскивая изображение;
— Горячие точки – дети перетаскивают надписи на свои места;
— Сортировка по группам – дети распределяют понятия по группам;
— Рисование – дети выбирают цвета и эффекты и рисуют пальцами;
— Сложение – дети решают примеры;
— Пазл – дети складывают пазл;
— Сложение Плюс – решают математические примеры, используя визуальные объекты. Каждое приложение позволяет организовать работу над материалом определенным образом. Кроме графических материалов есть звуковое сопровождение, голосовые инструкции, сигналы правильности выполнения заданий.
Второй большой плюс работы на интерактивном столе – это развитие коммуникативных способностей. Дети работают в группе: учатся принимать решения вместе и самостоятельно, уступать друг другу.
В ходе использования интерактивного стола дети играют индивидуально, в парах, подгруппой. Они работают общаясь, развивая свои коммуникативные качества, процессы социальной адаптивности. Такой подход позволяет нам говорить об успешном переходе к открытым системам образования, которые обеспечивают не столько индивидуализацию, сколько персонализацию образования. Обновление содержания дошкольного образования при этом достигается тем, что ребенок получает возможность выстроить образование под себя и двигаться по собственной индивидуальной образовательной траектории.
Также интерактивный стол я использую при слушании муз. произведений, разучивания и повторения песенок к праздникам. Во второй половине дня можно запланировать просмотр любимого мультфильма (есть приложение, мультконцерт или познавательный мультфильм. При ознакомлении дошкольников с художественной литературой, фольклором в содержание занятий включаю аудио средства, предлагая записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других.
ИКТ являются неотъемлемым элементом при проведении различных видов мероприятий, для сопровождения театральных сценок, постановок, сказок с детьми, при взаимодействии с самими детьми.
Также в своей работе мы используем «Комплекс интерактивных развивающих игр на технологии распознавания движений тела»
Особенности: • управление в играх построено на технологии распознавания движений тела (жесты махов рук, ходьба на месте, поднятые руки, приседание, жест плавания и прочие жесты); • ребенок подвижен в играх и развивается всесторонне;
• не устают глаза, так как ребенок находится на расстоянии от экрана; • возможность играть коллективно; • возможность на практике оттачивать события, которые встречаются в реальной жизни; Обучение становится интересной и подвижной игрой
Образовательные подвижные занятия «Играй и развивайся» - это обучающие игры, в которых дети управляют интерфейсом с помощью движений тела, рук и ног. Благодаря современным технологиям ребята больше не сидят у монитора, а учатся в процессе увлекательной игры. Комплекс получил положительные отзывы от Министерства образования и науки РФ.
В настоящее время производителями выпускается большое количество всевозможных развивающих игр для дошкольников, но нам и нашим детям пришлось по душе учебно-игровое пособие “Алма”. Занятия с планшетом имеют большое значение для развития произвольной моторики пальцев рук. В процессе выполнения заданий детям необходимо в соответствие с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные точки экрана, проводить ими линии, круги, щелкать по заданной точке необходимое количество раз и т. д.
Яркий, светящийся экран привлекает внимание, дает возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, а в результате снимается напряжение.
Защита здоровья ребенка.
При разработке образовательной деятельности с использованием ИКТ уделяю особое внимание здоровью детей. Обязательно включаю физические и динамические паузы, зарядку для глаз, смену поз.
(Видео «Зарядка для глаз»)
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
(Закрывают оба глаза)
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.
(Продолжают стоять с закрытыми глазами.)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
(Открывают глаза, взглядом рисуют мост.)
Нарисуем букву о, получается легко.
(Глазами рисуют букву о.)
Вверх поднимем, глянем вниз,
(Глаза поднимают вверх, опускают вниз.)
Вправо, влево повернем,
(Глаза смотрят вправо-влево.)
Заниматься вновь начнем.
В практике работы ДОУ мы используем магнитный электронный конструктор «Мални»
Мални – это магнитный электронный конструктор, открывающий удивительные возможности для проведения продуктивных и увлекательных занятий с детьми дошкольного возраста. Магнитный электронный конструктор "Мални" развивает: мелкую моторику; внимание; память; логическое мышление; творческое мышление; воображение.
"Мални" позволяет получить элементарное представление о науке и технике. Дети знакомятся с азами исследовательской работы, что предусмотрено требованиями ФГОС.
На первых двух практиках мы с детьми собирали различные фигуры в плоском, а затем в объемном формате. Затем ставились задачи от простых к сложным, от копирования до самостоятельного образа и его проекции.
Ведь именно начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения. Дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Чтобы в дальнейшем суметь воплотить в жизнь свою мечту созидать новые более сложные проекты и технологии.
Наблюдая за детьми, я убедилась, что с помощью конструктора можно собирать настоящие шедевры. Эта игра увлекает, развивает мелкую моторику, пространственное и абстрактное мышление, творческое воображение ребенка, знакомит с объемными фигурами, азами арифметики и геометрии. И самое главное позволяет с пользой и удовольствием проводить время. Мални – это гармоничное сочетание увлекательной игры и образования для детей.
Работа с родителями
Необходимо отметить, что одной из инновационных форм работы с родителями является открытие официального сайта детского сада. Со страниц сайта родители могут получать информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников. В фотоальбоме хранятся интересные фотоматериалы мероприятий детского сада.
На групповых род. соб. Транслируются и готовые видеоролики на тему: «»-такая форма позволяет охватить практически всех родителей. Ведь видеоролик можно распространить среди родителей на цифровых носителях. Использование видеоролика делает его более эстетичным, родители могут воспринимать информацию визуально
Благодаря презентациям детский сад имеет возможность демонстрировать родителям слайд-шоу о реализованных проектах. Очень интересны материалы, созданные для проведения совместных мероприятий с детьми и их родителями, разработанные в программе PowerPoint. После осеннего конкурса я решила сделать презентацию «Чудо овощи».
(Показ презентации)
Использование средств ИКТ в организации деятельности с родителями позволило нам не только расширить воспитательные возможности традиционных форм работы, но и привлечь больше мам и пап к участию в образовательно-воспитательном процессе.
Вывод
В заключение, хочется отметить, что используя ИКТ в своей работе, мы открываем для себя очень много нового и интересного. Мы вместе с детьми, родителями входим в увлекательный мир ИКТ, учимся вместе с ними быть интересными, креативными, позитивными, таким образом, становимся более профессиональными, грамотными, а самое главное эта работа доставляет нам удовольствие.
С каждым днем все больше педагогов нашего учреждения начинают заниматься собственными разработками информационных ресурсов и других средств ИКТ.