Зера Якубова
Консультация для родителей в старшей группе «Как развивать мотивационную и волевую готовность ребёнка к обучению в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема “Как развивать мотивационную и волевую готовность ребёнка к обучению в школе”.
Восприятие
В процессе восприятия шестилетний ребенок приобретает собственный опыт, усваивая одновременно опыт общественный. Ребенка нужно, как это ни странно, учить: видеть, слышать, чувствовать прикосновение, вкус, различать. Развитие восприятия характеризуется, соответственно, не только изменением его точности, объема, осмысления, но и перестройкой самого способа восприятия. Этот процесс чувственного познания в дальнейшем больше усовершенствуется. Особенно это проявляется в восприятии рисунка шестилеткой. Если раньше она пересчитывала то, что видела на рисунке, то в шесть лет пытается уже описывать действия.
Публикация «Консультация для родителей в старшей группе „Как развивать мотивационную и волевую готовность ребёнка к обучению в школе“» размещена в разделах
Организованное рассматривание картин есть формой упражнения в наблюдении. Ребенок учится последовательно, целенаправленно, а также, выборочно воспринимать не только картины, но и явления окружающей жизни, выделять их существенные признаки и связи. Заканчивая такое целенаправленное наблюдение обобщением, она не только приобретает новые, глубокие знания об окружающем. У нее усовершенствуются обобщенное познание, то есть умение в одиночном видеть общее, в случайном находить закономерное, кроме явления рассматривать в связи с другими действиями и фактами жизни.
Роль наглядности в обучении шестилетних детей бесспорна. Для шестилеток, у которых еще ограниченное мировоззрение, непосредственное восприятие реального предмета в натуре (или даже в макете, на рисунке) нужно, чтобы формировать у них правильное представление про данную вещь.
Сопровождая чувственное восприятие ребенка словом, то есть называя предмет, воспитатель обеспечивает осмысление его познания. Таким образом, слово-не не случайное приложение к предмету, который чувственно воспринимается. Называя предмет, слово обеспечивает его общее восприятие, то есть зачисление этого, конкретного предмета – жирафа, кактуса, трактора – до соответствующей группы : животные, растения или машины.
Только после 6 лет ребенок может уже увереннее ориентироваться с расстояния с помощью зрения. Продолжая играть большую роль в жизни шестилетнего ребенка соединение осязательного и зрительного восприятия предмета. Поэтому очень важно шестилетнему ребенку не только продемонстрировать предмет, но и дать возможность его пощупать, подержать в руках, сделать какие-нибудь манипуляции с ним. Употребляя разные слова для точного обозначения пространственных соотношений между предметами, 6-7 летний ребенок приобретает возможность пользоваться “картой – пространства”, т. е. разглядывать знакомую местность (комнату, место в городе) с любого взгляда. С 5-6 лет наступает перелом в развитии структуры : детям с отдельных частей уже не тяжело построить плоскую фигуру. Восприятие предметов и явлений окружающей действительности формируется как относительно самостоятельный процесс (в раннем детстве, как известно, восприятие есть составной частью деятельности ребенка с предметами). Шестилетние дети проявляют черты стойкого и целенаправленного восприятия, чем дети младшего дошкольного возраста. До их восприятия “подключаются” другие сигнальные связи, которые предоставляют ему обобщенный характер, т. е. восприятие шестилеток постепенно становится категоричным, но процесс этот длительный.
Воля
Как и у младших дошкольников, у 6-7 летних детей значительную роль продолжает играть подражание во время волевых действий. Но подражание у детей 6-7 летнего возраста становится условно-рефлекторным, свободно управляемым действием.
Наблюдения психологов доказывают, что с возрастом в дальнейшем большое значение имеет словесная инструкция взрослого, которая побуждает ребенка выполнять порученное ему действие. Гораздо меньшее значение имеет молчаливое копирование ребенком действий взрослого, которые воспринимаются детьми как образец для подражания. Впрочем, данные сравнительного изучения действий дошкольника по образцу и словесной инструкцией показывают, что соотношения эти изменчивы. Они много в чем, очевидно, определяются самой исполнительской деятельностью (ее сложностью) и предыдущей подготовкой ребенка. Существенно изменяется у детей шестилетнего возраста и сам процесс волевого действия. Если ребенок (старшей группы) вполне сразу начинает выполнять то, что от него требуют (прыжок, последовательное нажатие на разные кнопки прибора соответственно к сигналам, то у шестилетнего ребенка четко выступает этап предыдущей ориентировки в будущем действии.
Вполне очевидно, что такой стиль обучения действиям наносит вред на развитие самостоятельности шестилетних детей. Они привыкают к исполнительным действиям, ждут указаний и не усваивают общий метод работы. Умение владеть собой, (например, не смотреть на привлекательный предмет) также заметно изменяется в зависимости от мотива, который ограничивает те или иные действия ребенка. Надежным мотивом, который побуждает шестилетнего ребенка выполнять аналогичные просьбы, есть ожидание обещанной награды, слабый мотив-ожидание наказания, (например, выбывание из игры) и наименьший действенный мотив-данное ребенком слово и запрет взрослого.
В конце дошкольного периода развития ребенка формируются предусловные для успешного перехода его на следующий уровень образования. На основе любознательности формируется интерес детей к обучению. Развитие познавательных способностей определяет основу для формирования творческого мышления, а это помогает преодолевать трудности во время решения обучающих задач. Возникает обобщение собственных переживаний, умение общаться со взрослыми и ровесниками дает возможность ребенку дальше перейти к сотрудничеству в обучении.
Литература: А. Кочерга “Психофизиология детей 6 года жизни” 2007 г.
Т. Воронина “Что делать, когда …” 2003 г.