Вера Александровна Борщёва
Консультация для родителей детей старшей группы «Как научить ребёнка слышать звуки?»
▼ Скачать + Заказать документы
Для развития речи ребёнка необходим определенный уровень развития слуха, как физического, так и фонематического. Фонематический слух - способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. Фонематический анализ может быть элементарным и сложным.
Элементарный фонематический анализ — это выделение (узнавание) звука на фоне слова, он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно.
Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова).
Публикация «Консультация для родителей детей старшей группы „Как научить ребёнка слышать звуки?“» размещена в разделах
И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа — определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе специального обучения (В. К. Орфинская). К подготовительной группе дети должны овладеть ФОНЕМАТИЧЕСКИМ АНАЛИЗОМ.
Звуковой анализ лежит в основе процесса письма.
Синтез – это соединение частей в целое, а звуковой синтез – соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.
Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.
При нарушении синтеза ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. К примеру, на вопрос взрослого: - Какое слово получится, если соединить звуки К, О, Р, М? Ребенок отвечает РОМА.
При нарушении формирования звукового анализа и синтеза возможно побуквенное чтение, т. е. вместо звука произносится буква (не м, н, в, а ме, не, ве). Дети читают: ам – аме, вы – веы и т. д. Побуквенное чтение в норме возможно до того момента, пока взрослый не объяснит ребенку, как читать правильно, т. е. 1-2 занятия. Но большинство детей логопедической группы без коррекционной работы «правильно» читать и писать не научатся, т. к. у них нарушения нормального речевого развития.
Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Для чтения детей, у которых сохранилось (даже в неярко выраженном варианте) речевые нарушения, характерны:
-трудности слияния звуков в слоги и слова, взаимные замены фонетически или артикуляционно-близких согласных звуков : свистящих - шипящих, твердых – мягких, звонких – глухих (каска-кашка, помощь-помочь, жевать-зевать);
-искажение слоговой структуры слов (поправился вместо переправился, операция вместо операционная, вынула вместо вытянула,
-грамматические ошибки (лодку перевернулась, с двумя друзьям,
-побуквенное чтение (К,А,Ш,А,
-нарушение понимания прочитанного,
-слишком медленный темп чтения,
-«угадывающее чтение».
Для письма детей, у которых общее недоразвитие речи (по разным причинам) сохранилось, характерны:
-замены – звуков : свистящих - шипящих, звонких – глухих, мягких – твердых, и пр. ;
- искажение слоговой структуры слов – перестановки, пропуски, добавления слогов, раздельное написание частей слова и слитное двух слов, указывающее на несформированность звукового анализа;
- грамматические ошибки – недочеты, связанные с переносом аграмматизмов в письменную речь (неверное употребление предлогов и приставок, падежных окончаний, согласований различных частей речи и пр.).
Подготовка к обучению грамоте - это формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
Фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизводить их в устной речи, а звуковой анализ – способность различать то же самое, но чтобы воспроизводить их на письме.
Как научить ребёнка слышать звук,
определять его место в слове?
Знакомство со звуками в детском саду начинается с гласных звуков. Ребёнок должен чётко знать артикуляцию звуков и их характеристику. Например, знакомясь со звуком А, ребёнок должен знать, что этот звук :
- речевой (его произносит человек);
- гласный (прикладывая ладонь к горлышку во время произнесения звука, ребёнок слышит, что горлышко гудит. «Это голосок в горлышке звенит, поэтому оно и гудит», - объясняем мы дошкольнику. Гласный звук легко петь и тянуть, воздух проходит через рот беспрепятственно). Условно гласные звуки обозначаем красными квадратами.
Гласных звуков в русском языке 6 : [ А,О,У,Э,Ы,И ]
Ребёнок должен знать правила:
1. Звуки мы слышим и произносим (не видим).
2. Слышишь гласный (звук) – бери квадрат красный.
Чтобы проверить, слышит Ваш ребёнок звук А изолированно (отдельно) в слоге, в слове, поиграйте с ним.
Игра «Поймай звук»
Ход игры:
Ребёнок поднимает согнутые руки вверх, опираясь локтями о стол, кисти рук подняты. Взрослый называет любые звуки русского алфавита, ребёнок должен поймать нужный звук (заранее оговаривается, например, звук А, согнув ладони в кулачки. Затем звук «выпускается», ладони кверху, игра продолжается. Постепенно игра усложняется, взрослый называет уже разные слоги, ребёнок должен услышать слог с определённым звуком и зажать его в кулачках, а затем называются целые слова.
Игра «Положи в ладошку»
Ход игры:
Другой вариант игры на развитие фонематического слуха. Взрослый произносит любые звуки, ребёнок сгибает пальчики в ладошку только когда слышит нужный звук (звук заранее оговаривается). Ребёнок как бы «кладёт» в ладошку нужные звуки, а количество согнутых пальчиков соответствует количеству звуков, которые «положил» в ладошку. Усложняя игру, взрослый называет уже разные слоги, слова, ребёнок должен услышать звук уже в слоге, а потом и в слове.
Игра «Сигнальщики»
Ход игры:
Ребёнок берёт в руки квадрат красного цвета и поднимает его, «сигналит», когда услышит заданный гласный звук, который взрослый называет изолированно, в слоге, в слове.
Игра «Кто больше?»
Ход игры:
Взрослый произносит звук. Ребёнок подбирает слова, начинающиеся на данный звук.
Игра «Мяч лови, первый (последний) звук произнеси»
Ход игры:
Взрослый бросает ребёнку мяч и произносит слово, которое начинается на любой гласный звук. Например: аист, осы, утка, эхо, иней, лучше — с ударением на первый гласный звук, тогда ребенку будет легче его определить. Ребёнок возвращает мяч, чётко произнося первый звук в слове. (При затруднении попросите ребёнка несколько раз повторить слово и,подражая взрослому, выделить начальный звук». Намного труднее ребёнку выделить, услышать и произнести последний звук в слове.
Игра «Мяч лови, в середине слова звук произнеси»
Цель: развивать фонематические представления, внимание.
Ход игры: Игра похожа на предыдущую, но гласный стоит уже в середине слова: зал, жук, дом, сэр, сыр, мир и т. д. Взрослый называет слова только с одним слогом, в которых звук и буква совпадают. Нельзя использовать в игре такие слова, как: лед, люк, мяч.
Подобным же образом можно выделять и согласные звуки. Условия подбора слов те же: звук должен звучать ясно, не оглушаться, не озвончаться и не пропадать, когда его произносят. Слова могут быть такими: мак, стул, малыш, крот, танк, волк, дом, гол и т. д.
«Нужное слово»
Цель: развивать фонематическое восприятие, фонематическое представление, фонематический анализ.
Ход игры: По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
«Зоркий глаз»
Цель: развивать фонематическое представление, фонематический анализ, внимание.
Ход игры: Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.
«Чудесный художник»
Цель: развивать фонематическое представление, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.
Ход игры: Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками начертить схему слова ввиде полоски из 3-х квадратов и указать место изучаемого звука.
«Запоминайка»
Цели: развивать слуховое внимание, память.
Ход игры: Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д., например: сад—сани, сок—шок, сумка—суп—сапоги, шапка—сын—шуба).