Получи документы

Консультация для родителей детей старшей группы «Как научить ребёнка слышать звуки?»

Вера Александровна Борщёва
Консультация для родителей детей старшей группы «Как научить ребёнка слышать звуки?»
▼ Скачать + Заказать документы

Для развития речи ребёнка необходим определенный уровень развития слуха, как физического, так и фонематического. Фонематический слух - способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. Фонематический анализ может быть элементарным и сложным.

Элементарный фонематический анализ — это выделение (узнавание) звука на фоне слова, он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно.

Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова).

Публикация «Консультация для родителей детей старшей группы „Как научить ребёнка слышать звуки?“» размещена в разделах

И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа — определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе специального обучения (В. К. Орфинская). К подготовительной группе дети должны овладеть ФОНЕМАТИЧЕСКИМ АНАЛИЗОМ.

Звуковой анализ лежит в основе процесса письма.

Синтез – это соединение частей в целое, а звуковой синтез – соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.

Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.

При нарушении синтеза ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. К примеру, на вопрос взрослого: - Какое слово получится, если соединить звуки К, О, Р, М? Ребенок отвечает РОМА.

При нарушении формирования звукового анализа и синтеза возможно побуквенное чтение, т. е. вместо звука произносится буква (не м, н, в, а ме, не, ве). Дети читают: ам – аме, вы – веы и т. д. Побуквенное чтение в норме возможно до того момента, пока взрослый не объяснит ребенку, как читать правильно, т. е. 1-2 занятия. Но большинство детей логопедической группы без коррекционной работы «правильно» читать и писать не научатся, т. к. у них нарушения нормального речевого развития.

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Для чтения детей, у которых сохранилось (даже в неярко выраженном варианте) речевые нарушения, характерны:

-трудности слияния звуков в слоги и слова, взаимные замены фонетически или артикуляционно-близких согласных звуков : свистящих - шипящих, твердых – мягких, звонких – глухих (каска-кашка, помощь-помочь, жевать-зевать);

-искажение слоговой структуры слов (поправился вместо переправился, операция вместо операционная, вынула вместо вытянула,

-грамматические ошибки (лодку перевернулась, с двумя друзьям,

-побуквенное чтение (К,А,Ш,А,

-нарушение понимания прочитанного,

-слишком медленный темп чтения,

-«угадывающее чтение».

Для письма детей, у которых общее недоразвитие речи (по разным причинам) сохранилось, характерны:

-замены – звуков : свистящих - шипящих, звонких – глухих, мягких – твердых, и пр. ;

- искажение слоговой структуры слов – перестановки, пропуски, добавления слогов, раздельное написание частей слова и слитное двух слов, указывающее на несформированность звукового анализа;

- грамматические ошибки – недочеты, связанные с переносом аграмматизмов в письменную речь (неверное употребление предлогов и приставок, падежных окончаний, согласований различных частей речи и пр.).

Подготовка к обучению грамоте - это формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

Фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизводить их в устной речи, а звуковой анализ – способность различать то же самое, но чтобы воспроизводить их на письме.

Как научить ребёнка слышать звук,

определять его место в слове?

Знакомство со звуками в детском саду начинается с гласных звуков. Ребёнок должен чётко знать артикуляцию звуков и их характеристику. Например, знакомясь со звуком А, ребёнок должен знать, что этот звук :

- речевой (его произносит человек);

- гласный (прикладывая ладонь к горлышку во время произнесения звука, ребёнок слышит, что горлышко гудит. «Это голосок в горлышке звенит, поэтому оно и гудит», - объясняем мы дошкольнику. Гласный звук легко петь и тянуть, воздух проходит через рот беспрепятственно). Условно гласные звуки обозначаем красными квадратами.

Гласных звуков в русском языке 6 : [ А,О,У,Э,Ы,И ]

Ребёнок должен знать правила:

1. Звуки мы слышим и произносим (не видим).

2. Слышишь гласный (звук) – бери квадрат красный.

Чтобы проверить, слышит Ваш ребёнок звук А изолированно (отдельно) в слоге, в слове, поиграйте с ним.

Игра «Поймай звук»

Ход игры:

Ребёнок поднимает согнутые руки вверх, опираясь локтями о стол, кисти рук подняты. Взрослый называет любые звуки русского алфавита, ребёнок должен поймать нужный звук (заранее оговаривается, например, звук А, согнув ладони в кулачки. Затем звук «выпускается», ладони кверху, игра продолжается. Постепенно игра усложняется, взрослый называет уже разные слоги, ребёнок должен услышать слог с определённым звуком и зажать его в кулачках, а затем называются целые слова.

Игра «Положи в ладошку»

Ход игры:

Другой вариант игры на развитие фонематического слуха. Взрослый произносит любые звуки, ребёнок сгибает пальчики в ладошку только когда слышит нужный звук (звук заранее оговаривается). Ребёнок как бы «кладёт» в ладошку нужные звуки, а количество согнутых пальчиков соответствует количеству звуков, которые «положил» в ладошку. Усложняя игру, взрослый называет уже разные слоги, слова, ребёнок должен услышать звук уже в слоге, а потом и в слове.

Игра «Сигнальщики»

Ход игры:

Ребёнок берёт в руки квадрат красного цвета и поднимает его, «сигналит», когда услышит заданный гласный звук, который взрослый называет изолированно, в слоге, в слове.

Игра «Кто больше?»

Ход игры:

Взрослый произносит звук. Ребёнок подбирает слова, начинающиеся на данный звук.

Игра «Мяч лови, первый (последний) звук произнеси»

Ход игры:

Взрослый бросает ребёнку мяч и произносит слово, которое начинается на любой гласный звук. Например: аист, осы, утка, эхо, иней, лучше — с ударением на первый гласный звук, тогда ребенку будет легче его определить. Ребёнок возвращает мяч, чётко произнося первый звук в слове. (При затруднении попросите ребёнка несколько раз повторить слово и,подражая взрослому, выделить начальный звук». Намного труднее ребёнку выделить, услышать и произнести последний звук в слове.

Игра «Мяч лови, в середине слова звук произнеси»

Цель: развивать фонематические представления, внимание.

Ход игры: Игра похожа на предыдущую, но гласный стоит уже в середине слова: зал, жук, дом, сэр, сыр, мир и т. д. Взрослый называет слова только с одним слогом, в которых звук и буква совпадают. Нельзя использовать в игре такие слова, как: лед, люк, мяч.

Подобным же образом можно выделять и согласные звуки. Условия подбора слов те же: звук должен звучать ясно, не оглушаться, не озвончаться и не пропадать, когда его произносят. Слова могут быть такими: мак, стул, малыш, крот, танк, волк, дом, гол и т. д.

«Нужное слово»

Цель: развивать фонематическое восприятие, фонематическое представление, фонематический анализ.

Ход игры: По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

«Зоркий глаз»

Цель: развивать фонематическое представление, фонематический анализ, внимание.

Ход игры: Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.

«Чудесный художник»

Цель: развивать фонематическое представление, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.

Ход игры: Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками начертить схему слова ввиде полоски из 3-х квадратов и указать место изучаемого звука.

«Запоминайка»

Цели: развивать слуховое внимание, память.

Ход игры: Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д., например: сад—сани, сок—шок, сумка—суп—сапоги, шапка—сын—шуба).

Публикации по теме:

Как научить ребёнка правильно произносить звуки. Консультация учителя-логопеда Прежде всего следует уточнить, какие именно звуки не умеет произносить ваш ребенок. Рассмотрим звуки, которые бывают чаще всего нарушены.

Консультация для родителей детей первой младшей группы «Роль отца в воспитании ребёнка» Ребенок учится тому, что видит у себя в дому - родители пример ему. Кто при жене и детях груб, кому язык распутства люб - пусть помнит,.

Консультация для родителей «Как научить ребенка играть с игрушкой?». Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Она вы ступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости, и в то.

Консультация для родителей «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге» На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем. На самом деле.

Консультация для родителей младшей группы «Как научить ребенка рисовать?» Уважаемые коллеги! Перед тем, как представить вашему вниманию данную консультацию, хочу сделать небольшое лирическое отступление. Два года.

Консультация для родителей «Как научить ребенка одеваться самостоятельно» Цель: довести до сведения родителей, те факты, что ребенок сначала запоминает навыки раздевания, чем одевания. Умение ребенка самостоятельно.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка играть в шашки» Консультация для родителей «Как научить ребенка играть в шашки» Вряд ли кто-нибудь сомневается, что одним из хороших способов развития.

Консультация для родителей старших дошкольников «Как научить ребенка читать» Безусловно полезным для запоминания букв является выкладывание из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков, моделирование букв.

Консультация для родителей «Учимся слышать и различать звуки речи» (игры для детей младшего дошкольного возраста). Уважаемые родители! Мы поговорим о речи детей. Для того, чтобы добиться правильного произношения звуков родного языка, необходимо сначала.

Семинар-практикум для родителей детей старшей группы «Игра в жизни ребёнка» Семинар-практикум для родителей детей старшей группы На тему: «Игра в жизни ребёнка» Ход проведения: Приветствие родителей: Добрый вечер.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей детей старшей группы «Как научить ребёнка слышать звуки?»
Опубликовано: 13 декабря 2016 в 11:52
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей детей старшей группы «Как научить ребёнка слышать звуки?»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Александровна Борщёва в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД