МААМ-картинки

Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе»

Маннанова Римма Шамилевна
Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах подготовки ребенка 6-7 лет к обучению в школе.

Задачи:

Познакомить родителей с понятием "психологическая готовность к школе";

Познакомить с методами поддержки ребенка в важные моменты его жизни.

1. Приветствие.

Публикация «Консультация для родителей „Психологическая готовность к школе“» размещена в разделах

- Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада вновь встретиться с вами вместе за круглым столом. Тема нашего собрания, это «Готовность детей к обучению в школе». И одной из основных задач по воспитанию детей является экологическое воспитание. И мы предлагаем вам посмотреть экологическую сказку «Теремок».

2. Драмматизация сказки «Теремок» на новый лад.

Главная тема нашего собрания «Подготовка детей к школе».

3. Игра-диагностика

Инструкция: предлагаю определить степень вашего беспокойства по поводу школьного обучения ребенка :

Ощущаете сильное беспокойство - поднимите обе руки вверх;

Слегка волнуетесь - поднимите 1 руку вверх;

Если чувствуете радость, уверенность за своего ребенка - похлопайте в ладоши.

Участникам надо обосновать сделанный выбор. По очереди высказываются все родители.

- Безусловно, мы, родители, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка, поэтому как можно раньше начинаем готовить его к поступлению в школу. Что надо сделать, чтобы ребенок пошел в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом только положительные эмоции, - цель сегодняшнего разговора.

Психологи считают, что также немаловажным в успешности обучения "первоклашки" является психологический настрой родителей. Известно, что как чрезмерная тревожность, так и беспечность взрослых отрицательно отражается на школьной готовности ребенка.

Результаты предложенного теста дадут Вам ответ на вопрос, готовы ли вы отдать ребенка в школу"

4. Тест А. Е. Хасанова «Готовы ли Вы отдать ребенка в школу».

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое утверждение и, если Вы согласны с ним, поставьте рядом 1 балл».

Вы считаете, что Вашему ребенку будет трудно учиться в школе?

Вы опасаетесь, что, придя в школу, Ваш ребенок чаще будет болеть?

Вы не можете себе представить, что Ваш ребенок достаточно быстро и успешно овладеет чтением, письмом, счетом?

Вы думаете, что он сможет быть лучше всех?

Вы думаете, что дети – «первоклашки» не умеют быть достаточно самостоятельными?

Вас волнует, будет ли первый учитель внимательным к Вашему ребенку?

Вы опасаетесь, не будут ли обижать и дразнить Вашего ребенка?

Вы не уверены в объективности и справедливости будущей учительницы Вашего ребенка?

Без Вас ребенок часто плачет, угнетен?

По Вашему мнению, в таком возрасте ребенка лучше обучать дома, чем в школе?

Вы считаете, что Ваш ребенок будет сильно уставать в школе?

Вам кажется, что в начальной школе дети мало чему могут научиться?

Вы опасаетесь, что с приходом в школу ребенок станет непослушным?

Ваш ребенок напрочь отказывается идти в школу без Вас?

Вы уверены, что дети-первоклассники еще не способны на взаимопомощь и дружескую поддержку?

Подсчитайте, какое количество баллов Вы набрали.

10 и более баллов. Вам необходимо снизить уровень опеки над ребенком. Дайте ему возможность быть более самостоятельным. Не мешайте ему контактировать со сверстниками. Займитесь закаливанием малыша, поиграйте с ним в школу.

5 – 10 баллов. Вы не уверены в успехе ребенка. Это вполне естественно. Поделитесь своими опасениями с будущим учителем. Возможно, Вы станете спокойнее и правильно подготовите малыша к школе.

4 и менее баллов. Вероятно, Вам сопутствует оптимизм и уверенность. Хороший совет для Вас – не быть беспечным и невнимательным.

5 Компоненты школьной готовности.

Физическая готовность.

- Физические способности являются фундаментом для формирования произвольного поведения, а также помогают наладить взаимоотношения с товарищами в играх, соревнованиях. Если ребенок физически ослаблен, ему трудно сохранить осанку, сидя за партой, долгое время работать на уроке из-за быстрой утомляемости.

- Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц. Хорошо развивают ручную умелость рисование карандашом (а не фломастером, кистью и красками, а также лепка, оригами, игры с мелкими предметами (бусинки, пуговицы, крупа, спички, мозаика, различные пальчиковые игры. Существует тесная связь между координацией движений и речью.

Важно, чтобы ребенок умел управлять своим телом, хорошо двигался и ориентировался в пространстве, чтобы у него была развита мелкая моторика рук, а также скоординированы движения рук и глаз.

Однако готовность к школе не сводится к физической готовности. Необходима особая психологическая готовность, которая складывается из нескольких компонентов. Это: по мнению учителей начальных классов нескольких школ городов, на первом месте стоит- мотивационная подготовка, на 2 месте- интеллектуальная, на 3 месте –эмоционально-волевая, на 4 месте- коммуникативная и на 5 –педагогическая.

6 Значимость компонентов психологической готовности

по мнению учителей начальной школы

Чтобы ребенок успешно и безболезненно адаптировался к школьной жизни (а это новая для него роль ученика, и отношения с учителем, и многократно возросшие нагрузки, и незнакомый детский коллектив, важно не только дать дошколенку необходимый набор базовых знаний, но и помочь ему достичь определенного уровня психологической зрелости.

Главный приоритет в вопросе образования ребенка на этапе подготовки к школе, как и всего периода дошкольного детства, должен принадлежать общему развитию ребенка. Именно это обеспечивает дальнейшую успешность обучения ребенка в школе и означает, что педагоги детских садов и родители, дети которых идут в школу, должны заботиться прежде всего о том, чтобы у первоклассников были сформированы общие способности и качества личности, необходимые для осуществления принципиально новой для них учебной деятельности.

Среди главных составляющих понятия "готовность к школе" - развитие пытливости и познавательной активности ребенка, умения самостоятельно думать и решать простые логические задачи.

Мотивационная готовность – у ребенка должно быть сформировано желание учиться, сформирована адекватная самооценка (понимать свои удачи и промахи).

Откуда же ребенок до поступления в школу узнает, что школьником быть хорошо? Как создать у ребенка положительную установку на учебу в школе?

Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к обучению.

Еще хуже если ребенок не хочет идти в школу. "Нет, не хочу в школу, там двойки ставят, дома ругать будут", "Хочу, но боюсь", "Не хочу в школу - там программа трудная и играть будет некогда". Нередко к этому приводит запугивание школой. И всё это идёт из разговоров взрослых. Наша с вами задача создать у ребёнка положительную установку на учёбу в школе.

Интеллектуальная готовность. Заключается она в приобретении определенного кругозора, запаса конкретных знаний, в развитии памяти, мышления, восприятия, внимания, воображения, хорошая развернутая речь.

В этом возрасте дети хорошо должны знать:

Как называется страна, в которой ты живешь?

Какой город называется столицей России?

Как называется наша республика, столица республики.

Как называется район в котором он живёт, село?

Имя, отчество родителей.

Где и кем работают родители?

Кем приходится дедушка твоей маме?

Когда ты родился? Когда у тебя день рождения?

Какое сейчас время года?

Какие летние, осенние, зимние, весенние месяцы ты знаешь?

Какие цветы ты посадил бы в своем саду?

Какие деревья ты знаешь?

Жираф – это дикое или экзотическое животное?

Кабан – это дикое или домашнее животное?

Какие фрукты ты любишь?

Что выращивают на огороде?

Ягоды могут расти в лесу? И т. д.

- Важно, чтобы ребенок желал узнавать что-то новое. Высокий уровень обучаемости напрямую связан с познавательной активностью. Не торопитесь давать малышу исчерпывающее объяснение по заинтересовавшему его вопросу. Предоставьте дошкольнику возможность самому поразмыслить и сделать "удивительное открытие". Ваша задача не давать готовые ответы, а обращать внимание ребенка на то важное и существенное в наблюдаемом предмете или явлении, что приведет его к верному решению.

Но есть дети интеллектуально пассивные. Им требуется развивать любознательность. Следует всячески побуждать ребенка задавать вопросы, стараться пробудить в нем познавательные интересы, "дух исследователя", сталкивая его со всевозможными "противоречиями" в окружающем мире.

Для развития любознательности можно использовать игры «Бывает-не бывает», «Каждой вещи свое место» и др., экспериментирование, наблюдение, коллекционирование.

Эмоционально-волевая готовность.

Волевая готовность – умение делать то, что требует учитель, школьный режим, программа. Чтобы делать необходимое, нужно волевое усилие, умение управлять своим поведением.

- Откажется ли ребенок от игры ради выполнения поручения взрослого (дежурство по столовой, помощь маме?

- Сможет ли побороть страх и войти в кабинет зубного врача, в темную комнату?

- Заплачет при ушибе, не сумев преодолеть боль?

Ребенок вместо "хочу это" должен заставить себя делать то, что "надо", причем в течение установленного учителем времени. В играх, при выполнении хозяйственных поручений дома, на специальных занятиях ставьте перед ребенком задачи, решение которых требует от него волевого усилия. Не допускайте, чтобы он, не закончив одну работу, принимался за другую. Ребенок должен прочно усвоить, что любое дело следует доводить до конца.

Недостаточный уровень развития воли приводит к нарушению дисциплины. Организованность, аккуратность, послушание зависит от восприимчивости ребенка к требованиям, от характера взаимоотношений ребенка и взрослого.

Коммуникативная готовность.

Важно, чтобы будущий ученик умел общаться с окружающими, был доброжелателен с другими детьми, взрослыми, умел подчиняться требованиям сверстников и взрослого.

Школьное обучение - это непрерывный процесс общения. Необходимо сформировать умение слышать и слушать своего товарища, говорить самому только после того, как собеседник закончит свою мысль.

Вам необходимо учить ребенка считаться с желаниями окружающих, вежливому поведению со старшими. Воспитание адекватного, правильного поведения, культуры общения достигается, прежде всего, личным примером.

Не избегайте, но и создавайте для ребенка ситуации, в которых ему придется самостоятельно принимать решение, определять стиль поведения и т. д. Такие естественные ситуации возникают сплошь и рядом: "сходи, пожалуйста, в магазин", "будь добр, принеси почту", "позвони бабушке" и т. д. Главная задача - учить ребенка общению.

Чаще негативное отношение к школе формируется, если:

Ребенка в дошкольном детстве не приучили ограничивать свои желания, преодолевать трудности, и у него сформировалась установка на "отказ от усилий". Поскольку школа требует от ребенка постоянных усилий, преодоления трудностей, у него возникает активное противодействие обучению.

Ребенка еще в дошкольном детстве запугивали школой, что очень небезопасно и плохо, особенно для боязливых, неуверенных в себе детей ("Ты ж двух слов связать не можешь, как ты в школу пойдешь?", "Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!").

Ребенку, наоборот, представляли школьную жизнь (и будущие его успехи) в слишком оптимистичных тонах. Встреча с реальностью в этих случаях может вызвать такое сильное разочарование, что у ребенка возникнет резко негативное отношение к школе. Давайте вместе, осталось до школы совсем немного, будем работать в правильном направлении, чтобы у ребёнка было огромное желание пойти учиться в школу.

7. Упражнение "Микрофон"

Участникам предлагается закончить предложение: "Чтобы помочь моему ребенку стать учеником, я. "

Спасибо за активное участие и сотрудничество! Надеюсь, эта встреча была полезной для всех!

Собрание завершается словами: "Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми" (Оскар Уайльд).

Публикации по теме:

Доклад для родителей в подготовительной к школе группе «Психологическая готовность ребёнка к школе» Тема собрания: «Психологическая готовность ребёнка к школе».Цель родительского собрания: повышение психолого-педагогической компетентности.

Консультация для родителей «Психологическая готовность детей к обучению в школе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение- д/с №1 «Колокольчик» Консультация для родителей в подготовительной.

Родительское собрание старших групп «Психологическая готовность к школе» (фотоотчет)Родительское собрание старших групп «Психологическая готовность к школе» (фотоотчет) Очень важно понимать готов ли ребенок старшего дошкольного возраста к школьному обучению, и какими качествами необходимо обладать будущему.

Просветительское занятие для педагогов «Психологическая готовность ребёнка к школе» Современная действительность предъявляет высокие требования к будущему первокласснику. Мы перешли на воспитание и обучение ребёнка по новому.

Психологическая готовность детей 6–7 лет к обучению в школе (продолжение) Понятие произвольности поведения и особенности его становления у детей дошкольного возраста. Одно из важнейших качеств личности, которое.

Психологическая готовность к школе. Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Это переход к новым условиям деятельности и новому образу жизни, новым взаимоотношениям.

Консультация для родителей на тему «Психологическая готовность к школе» Консультация для родителей на тему «Психологическая готовность к школе» Когда ребенок достигает 6-7-летнего возраста, многих родителей начинают.

Психологическая готовность к школе в контексте гендерной социализации Социальная стратегия нашего государства предполагает включение гендерного компонента в политику, экономику, культуру, образование, т. е.

Психологическая готовность ребенка к школе Психологическая готовность ребёнка к школе 1 сентября! Нет равнодушных в этот день. Гордость в глазах малыша. Рядом с ними мамы, папы,.

Консультация для родителей «Готовность к школе» Вот и подошла школьная пора. Все папы и мамы мечтают о том, чтобы ребенок успешно учился в школе. Но родители должны знать: ребенок должен.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе»
Опубликовано: 24 декабря 2016 в 17:46
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе»» (включая файлы) размещена пользователем Маннанова Римма Шамилевна (УИ 936254) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД