Ирина Дехтярчук
Консультация для родителей на тему «Психологическая готовность к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему «Психологическая готовность к школе»
Когда ребенок достигает 6-7-летнего возраста, многих родителей начинают беспокоить вопросы, связанные с подготовкой ребенка к школе. Существует такой термин – психологическая готовность к школе. Что это такое? Постараемся в этом разобраться.
Публикация «Консультация для родителей на тему „Психологическая готовность к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Психологами выделено 4 вида готовности ребенка к школе :
1. Личностно-социальная готовность.
Данный вид заключается в том, что ребенок к моменту поступления в школу должен быть готов к общению, взаимодействию как со сверстниками, так и со взрослыми.
На самом деле, дошкольникам очень трудно принимать совместные решения, у них еще недостаточен опыт по разруливанию конфликтов. Воспитатель детского сада учит детей договариваться, уступать, сглаживать конфликты. Рекомендуем чаще вводить в жизнь детей игры с правилами, где ребенок учится действовать по правилам, побеждать и проигрывать достойно.
К моменту поступления в школу у ребенка должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Дайте ему возможность самому установить контакты с окружающими на детской площадке, в больнице, в магазине.
«Домашним детям» полезно бывать на каких-либо массовых мероприятиях, где он приобретает опыт «выживания в толпе», ведь ему предстоит жить в коллективе.
2. Эмоционально-волевая готовность.
У ребенка дошкольного возраста должны быть сформированы понятия, как «надо», «можно», «нельзя». Он должен уметь поступать на основе этих словесных предписаний. Если у ребенка к 3 годам не сформировано понятие «нельзя», то родители многое упустили в формировании личности.
На практике ребенок постоянно сталкивается с необходимостью подчиняться и вести себя в ситуациях, где «можно», «нельзя» и где «надо» :
- надо убирать игрушки, свою постель, чистить зубы;
- нельзя разбрасывать вещи, смотреть телевизор после 9 часов вечера, подолгу сидеть за компьютером;
- можно погулять после того, как уберешь игрушки или выучишь уроки. Понятие «можно» формирует у ребенка правила поведения, которые воспитывают дисциплинированность и ответственность.
Занятия в школе не всегда вызывают интерес ребенка. Для того, чтобы ребенок успешно учился, он должен уметь «включать» свои волевые усилия. В 7-летнем возрасте у детей развиваются волевые усилия, которые позволяют успешно справляться с заданиями.
Как тренировать волю? Очень важно, чтобы дети имели дома доступные их возрасту трудовые обязанности, несли ответственность за их выполнение. Родители не должны сами делать за ребенка то, что он может сам, либо, что забыл или не захотел выполнить.
Еще один важный момент при подготовке к школе – твердый распорядок дня. Он организует детей, приучает к порядку, воспитывает чувство времени.
3. Интеллектуальная готовность.
Речь идет не об умении читать и писать, а о том, насколько мозг ребенка готов к интеллектуальному труду. Это умение думать, анализировать, делать выводы. Это хорошая память, развитое мышление.
Не подавляйте исследовательский интерес ребенка. Учите его самостоятельно искать ответы на свои «почему» и «что будет, если…».
Ребенок должен уметь обобщать, сравнивать, классифицировать разные объекты, выделять основные признаки предметов и явлений.
В этом помогут следующие упражнения: «Что лишнее?», «Найди 10 отличий», «Логические цепочки», загадки и задачки на смекалку.
Старайтесь наблюдать по дороге в детский сад или домой, беседуйте с ребенком, просите его почаще рассказывать, описывать предметы по памяти, называя основные их признаки.
4. Мотивационная готовность.
К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение к школе, учителю, учебной деятельности, к самому себе.
Нередко старшие товарищи успевают внушить будущему школьнику, что в школе его ждут одни неприятности – двойки, строгие учителя и прочее. Постарайтесь развеять этот миф и настроить малыша на успех. В то же время он должен понимать, что школьный путь усеян не только розами, и просто так его там хвалить никто не будет.
Приучайте ребенка к большей самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а за готовый результат. Хорошо, если родители готовят ребенка к тому, что учеба – это большой труд. И чтобы ребенок не боялся предстоящих трудностей, мотивировать учение можно так: «В школе у тебя появится новая интересная работа, такая же, как у мамы и папы, новые друзья».
Для того, чтобы восстановить положительное отношение к учебе и к школе в целом, имейте в виду следующее: никогда не сравнивайте своего ребенка с супер - отличницей Таней Ивановой. Сравнивать ребенка можно только с ним самим, и чтобы эти сравнения были положительными: «Вчера ты сделал 3 ошибки, а сегодня только одну». Не зацикливайтесь на оценках, подчеркивайте не оценки, а сам процесс обучения: «Какой интересный рассказ ты прочитал».
Ну и в заключение. Докажите ребенку, что вы любите его не за хорошую учебу, а просто так, за то, что он есть на свете. И не забывайте, чтобы ребенок рос в доброте, он должен слушать и читать добрые сказки, смотреть познавательные телепередачи, петь и слушать песни, в которых воспевается дружба.