Ирина Нелепа
Просветительское занятие для педагогов «Психологическая готовность ребёнка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Современная действительность предъявляет высокие требования к будущему первокласснику. Мы перешли на воспитание и обучение ребёнка по новому ФГОС ДО, где основой является не обучение, а развитие ребёнка.
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
Публикация «Просветительское занятие для педагогов „Психологическая готовность ребёнка к школе“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Школа. Конспекты занятий про школу
- Темочки
Обучение в школе кардинально меняет всю его жизнь: свою самооценку и отношения со взрослыми и сверстниками. Он становится личностью, учеником, основная деятельность которого – получение знаний, а не игра, как раньше. Большинство из вас это понимают, но не всегда правильно представляют, что входит в понятие «психологическая готовность к школе» :
• интеллектуальную готовность;
• мотивационную готовность;
• эмоционально-волевую готовность;
• коммуникативную готовность.
Давайте остановимся на каждом компоненте более подробно:
Интеллектуальная готовность.
Предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии. Например, морковь – огород, грибы - … лес.
У ребенка должны быть сформированы предпосылки учебной деятельности: умение принять задание, проанализировать его, выбрать способы решения, спланировать последовательность выполнения и оценить результат выполненного задания.
К 6–7-и годам ребенок должен знать очень многое из окружающего его мира. Помогут в этом познавательные беседы, чтение детских энциклопедий, занятия, разнообразные игры с ребёнком, но самое главное, чтобы это было приятно ребёнку, накладывалось на позитивный настрой.
Дошкольное учреждение, а в дальнейшем и школа предпринимают все усилия, чтобы дать детям, всё, что необходимо. Однако роль родителей именно в плане психологической готовности – преимущественно.
Цитата : [Закон "Об образовании в РФ"] [Глава 4] [Статья 44]
1. Родители несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Мотивационная готовность.
Подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника более взрослого человека,-важная роль, правильно!
С этой целью вам необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будут!». Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. У них высокая внушаемость Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:
• способностей ставить перед собой цель,
• принять решение о начале деятельности,
• наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности,
• умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
Для развития воли хороши настольные игры, где необходимо соблюдать правила игры, и подвижные. Например, игра «Зеркало», «Запрещённое число», «Да и нет».
Не ругайте ребёнка за ошибку, а разберитесь в её причине.
Структура головного мозга, отвечающая за произвольность поведения, формируется к 7 годам, поэтому ваши требования должны быть адекватными его возрасту.
Относитесь к ребёнку, как к себе, мы ценим себя по тому, что можем и умеем, так как всё знать невозможно.
Коммуникативная готовность.
Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.
Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
«Портрет» первоклассника, не готового к школе :
• чрезмерная игривость;
• недостаточная самостоятельность;
• импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
• неумение общаться со сверстниками;
• трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;
• неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
• низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
• плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
• недостаточное развитие произвольной памяти;
• задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).