Приложение МААМ

Эстетика быта в произведениях художественной литературы, пословицах

Александра Лобачева
Эстетика быта в произведениях художественной литературы, пословицах
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №8 «Теремок»

Доклад к педагогическому совету

Тема: «Эстетика быта в

произведениях художественной литературы, пословицах»

Воспитатель: Полякова А. С.

2010г.

Эстетика (греч. — чувствующий, чувственный, от — чувство, чувственное восприятие) — 1) Наука, основным предметом изучения которой является эстетическое и его действительность, его законы и нормы, его формы и типы (прекрасное, возвышенное и др., его отношение к природе и искусству, его происхождение и роль в художественном творчестве и наслаждении; 2) философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особом виде общественной идеологии.

Публикация «Эстетика быта в произведениях художественной литературы, пословицах» размещена в разделах

Эстетическое воспитание – процесс приобщения человека ко всему прекрасному, что есть в окружающей жизни, природе, искусстве. Это формирование у человека возвышенных чувств и поведения. Эстетическое воспитание тесно связано с нравственным, но у него есть и своя специфика – это приобщение к искусству.

Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает человека благороднее, формирует положительные нравственные чувства, украшает жизнь.

В дошкольном воспитании мы приобщаем детей к прекрасному.

Задачи эстетического воспитания по программе:

1. воспитывать у детей желание узнать мир прекрасного. Воспитывать художественный вкус, т. е. радовать не только яркому, броскому, но уметь давать оценку, выражать свое мнение.

2. воспитывать эстетику поведения.

3. развивать художественное творчество в детях : уметь петь, лепить, читать стихи и т д.

Основные средства эстетического воспитания :

1. окружающая действительность, но в ней есть положительное и отрицательное. Больше уделять внимания положительному настроению ребенка, развивать желание действовать и развивать воображение.

2. природа.

3. занятия: музыка, изобразительная деятельность, развитие речи.

4. эстетика быта.

В настоящее время эстетическое воспитание понимается в широком плане, т. е. на ряду с искусством в него включаются эстетическое воспитание средствами действительности и всеми формами жизнедеятельности человека.

Под руководством взрослых дети должны освоить и понять основные критерии прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического, приобрести знания о них, с тем чтобы овладеть рядом навыков и умений применять их в жизни, следовать им и соответственно выражать свои чувства.

Основная эстетическая категория – это категория прекрасного. В ней выражается оценка не только эстетическая, но и нравственная. Знание о красивом формируется с раннего детства через предметы быта, которые окружают детей, игрушки, произведения искусства и т. д. Постепенно к старшему дошкольному возрасту дети овладевают понятием прекрасного и его к явлениям природы, жизни, в оценке деятельности людей и их поступков. Дети начинают понимать, какие поступки оцениваются как прекрасные, какие как безобразные. Они узнают, что прекрасен трудящийся человек, а лодырь безобразен.

Это они узнают из пословиц и сказок :

1. «Что посеешь, то и пожнешь».

2. «Кончил дело – гуляй смело».

3. «Без труда – не вынешь и рыбки из пруда».

4. «Труд кормит, а лень портит».

5. «Делу время, а потехе час».

Любовь к Родине – это прежде всего любовь к своим предкам, их укладу и образу жизни, обычаям, традициям и т. д.

Знакомство с русским бытом начинается еще с совсем маленькими детьми. Например в сказке «Репка» дети видят сплоченную, дружную семью, где все друг другу помогают. И только когда они берутся за дело все вместе, дружно, все у них получается. Это хороший пример для детей всех возрастов, который учит их помогать друг другу.

Более взрослым детям знакома такая сказка, как «Гуси-лебеди».

На примере этой сказки дети видят, как девочка – Маша помогла печке – вынуть пирожки, яблоньке – сбросить яблоки, ручейку – освободить русло от камня, а за это они потом помогли ей спрятаться от гусей.

Традиция помогать друг другу называлась помочь. Во времена наших предков никто не отказывал в помощи ни семье, ни соседям. Потому что знали: сегодня помогу я, а надо будет - соседи мне в помощи не откажут.

В этой же сказке «Гуси-лебеди» дети знакомятся с печкой. О ней в старину говорили: «Печь – всему голова». Голова – значит самая главная. В ней и еду готовили, и спали на ней, сушили одежду, запасы на зиму (ягоды, грибы, травы, и лечились, лежа на печи.

В сказке «Колобок» дети знакомятся с хлебом. Он предстает перед ними в образе веселого, говорящего колобка.

Хлеб в старину был главным блюдом стола. Без него не обходился ни прием дорогого гостя, ни встреча молодых в день свадьбы. В каждом доме он стоял на самом видном месте. Под иконами стоял стол, а на нем лежал каравай хлеба с солонкой.

Загадки о хлебе о соли:

1. Меня бьют, и колотят, и режут, а я терплю – людям добром плачу.

2. Одну меня не едят, а без меня редко едят.

Говоря о еде можно вспомнить такие сказки, как «Колобок», «Репка», «Лиса и журавль», «Маша и медведи», «Гуси - лебеди» и т. д.

В простых домах главной пищей были щи, каша. Так и говорили: «Щи да каша – пища наша». По праздникам баловались пирогами, блинами, киселями. В богатых домах пища была поразнообразнее, пожирнее. Но везде главным на столе был хлеб. Недаром сложил народ поговорки: «Хлеб на столе, так и стол престол, а хлеба ни куска, так и стол - доска». А пили на Руси мед жидкий да квас.

В сказке «Крылатый, мохнатый да масленый» дети наблюдают за тем, как главные герои (воробей, мышонок, и блин) дружно живут вместе. Один колит дрова, другой добывает еду, а третий готовит щи да кашу. Показывая иллюстрации этой сказки детям, мы снова видим печку, в которой готовят еду и знакомим с чугуном и ухватом.

Загадка:

Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам голодает. (Ухват)

А вот еще одна загадка про одного верного помощника:

«Кривая собачка в печку глядит». (Кочерга)

(Собачка дом стережет, а кочерга – огонь. Очень важная помощница. Без нее с печкой не справишься.)

А как же раньше носили тяжелые ведра с водой?

Загадка:

Концами над водой висит, серединкой на плече лежит. (Коромысло)

А из чего же готовили еду? Конечно выращивали сами овощи, овес, пшеницу, гречиху, собирали в лесу грибы, ягоды, держали скот (коров, коз, кур, гусей, уток и т. д.) Это можно наблюдать в сказках: «Репка», «Лисичка со скалочкой», «Маша и медведи», «Гадкий утенок» и др.

В сказке «Дудочка и кувшинчик» дети знакомятся с девочкой Женей, которая в начале сказки была очень ленивой. Ей не хотелось нагибаться и заглядывать под листочки, но после разговора с мудрым старичком-лесовичком, она поняла, что лень - это очень плохое качество. В конце сказки мы видим Женю трудолюбивой девочкой, которая набрала целый кувшинчик земляники.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Чтение художественной литературы» НОД Тема: Н. Носов «Живая шляпа» НОД Тема: Н. Носов «Живая шляпа» Цель: расширять представления детей об окружающем мире,развивать коммуникативные навыки,воспитывать интерес.

«Работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей» (сообщение к педагогическому совету) Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.   Одна из проблем современного.

Влияние художественной литературы на эмоции ребенка Восприятие художественного произведения- очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение,.

Деловая игра к педагогическому совету, посвященному развитию речи дошкольников Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в обучении и развитии речи у детей дошкольного возраста. Задачи: Активизировать.

Доклад «Воспитательные средства художественной литературы в разных видах деятельности детей»Доклад «Воспитательные средства художественной литературы в разных видах деятельности детей» ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «Детский пульмонологический санаторий № 47 Департамента здравоохранения.

Конспект занятия по коммуникации. Чтение художественной литературы. Тема: Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц». Интеграция образовательной деятельности: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Виды детской.

Консультация для воспитателей «Чтение художественной литературы с детьми 5–7 лет» Общественное значение детской литературы трудно переоценить. Она признается во всех цивилизованных странах необходимой областью духовной.

Консультация. Тема: «Связь художественной литературы с нравственным воспитанием дошкольников». Художественная литература – неоценимый помощник в воспитании ребёнка. Книга – источник, который питает любознательность, даёт пищу воображению,.

Викторина «Знатоки в мире художественной литературы»Викторина «Знатоки в мире художественной литературы» Викторина «Знатоки в мире сказок» Совместное мероприятие с родителями. (старший дошкольный возраст) Подготовила и провела: воспитатель Вязова.

Викторина «Знатоки в мире художественной литературы» Знатоки в мире художественной литературы Воспитатель: Родионова Т. И. Уважаемы родители и ребята, сегодня мы вам предлагаем поиграть, а,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эстетика быта в произведениях художественной литературы, пословицах
Опубликовано: 5 ноября 2015 в 15:18
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эстетика быта в произведениях художественной литературы, пословицах» (включая файлы) размещена пользователем Александра Лобачева (УИ 387222) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД