Александра Лобачева
Эстетика быта в произведениях художественной литературы, пословицах
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №8 «Теремок»
Доклад к педагогическому совету
Тема: «Эстетика быта в
произведениях художественной литературы, пословицах»
Воспитатель: Полякова А. С.
2010г.
Эстетика (греч. — чувствующий, чувственный, от — чувство, чувственное восприятие) — 1) Наука, основным предметом изучения которой является эстетическое и его действительность, его законы и нормы, его формы и типы (прекрасное, возвышенное и др., его отношение к природе и искусству, его происхождение и роль в художественном творчестве и наслаждении; 2) философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особом виде общественной идеологии.
Публикация «Эстетика быта в произведениях художественной литературы, пословицах» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Пословицы и поговорки для детей
- Темочки
Эстетическое воспитание – процесс приобщения человека ко всему прекрасному, что есть в окружающей жизни, природе, искусстве. Это формирование у человека возвышенных чувств и поведения. Эстетическое воспитание тесно связано с нравственным, но у него есть и своя специфика – это приобщение к искусству.
Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает человека благороднее, формирует положительные нравственные чувства, украшает жизнь.
В дошкольном воспитании мы приобщаем детей к прекрасному.
Задачи эстетического воспитания по программе:
1. воспитывать у детей желание узнать мир прекрасного. Воспитывать художественный вкус, т. е. радовать не только яркому, броскому, но уметь давать оценку, выражать свое мнение.
2. воспитывать эстетику поведения.
3. развивать художественное творчество в детях : уметь петь, лепить, читать стихи и т д.
Основные средства эстетического воспитания :
1. окружающая действительность, но в ней есть положительное и отрицательное. Больше уделять внимания положительному настроению ребенка, развивать желание действовать и развивать воображение.
2. природа.
3. занятия: музыка, изобразительная деятельность, развитие речи.
4. эстетика быта.
В настоящее время эстетическое воспитание понимается в широком плане, т. е. на ряду с искусством в него включаются эстетическое воспитание средствами действительности и всеми формами жизнедеятельности человека.
Под руководством взрослых дети должны освоить и понять основные критерии прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического, приобрести знания о них, с тем чтобы овладеть рядом навыков и умений применять их в жизни, следовать им и соответственно выражать свои чувства.
Основная эстетическая категория – это категория прекрасного. В ней выражается оценка не только эстетическая, но и нравственная. Знание о красивом формируется с раннего детства через предметы быта, которые окружают детей, игрушки, произведения искусства и т. д. Постепенно к старшему дошкольному возрасту дети овладевают понятием прекрасного и его к явлениям природы, жизни, в оценке деятельности людей и их поступков. Дети начинают понимать, какие поступки оцениваются как прекрасные, какие как безобразные. Они узнают, что прекрасен трудящийся человек, а лодырь безобразен.
Это они узнают из пословиц и сказок :
1. «Что посеешь, то и пожнешь».
2. «Кончил дело – гуляй смело».
3. «Без труда – не вынешь и рыбки из пруда».
4. «Труд кормит, а лень портит».
5. «Делу время, а потехе час».
Любовь к Родине – это прежде всего любовь к своим предкам, их укладу и образу жизни, обычаям, традициям и т. д.
Знакомство с русским бытом начинается еще с совсем маленькими детьми. Например в сказке «Репка» дети видят сплоченную, дружную семью, где все друг другу помогают. И только когда они берутся за дело все вместе, дружно, все у них получается. Это хороший пример для детей всех возрастов, который учит их помогать друг другу.
Более взрослым детям знакома такая сказка, как «Гуси-лебеди».
На примере этой сказки дети видят, как девочка – Маша помогла печке – вынуть пирожки, яблоньке – сбросить яблоки, ручейку – освободить русло от камня, а за это они потом помогли ей спрятаться от гусей.
Традиция помогать друг другу называлась помочь. Во времена наших предков никто не отказывал в помощи ни семье, ни соседям. Потому что знали: сегодня помогу я, а надо будет - соседи мне в помощи не откажут.
В этой же сказке «Гуси-лебеди» дети знакомятся с печкой. О ней в старину говорили: «Печь – всему голова». Голова – значит самая главная. В ней и еду готовили, и спали на ней, сушили одежду, запасы на зиму (ягоды, грибы, травы, и лечились, лежа на печи.
В сказке «Колобок» дети знакомятся с хлебом. Он предстает перед ними в образе веселого, говорящего колобка.
Хлеб в старину был главным блюдом стола. Без него не обходился ни прием дорогого гостя, ни встреча молодых в день свадьбы. В каждом доме он стоял на самом видном месте. Под иконами стоял стол, а на нем лежал каравай хлеба с солонкой.
Загадки о хлебе о соли:
1. Меня бьют, и колотят, и режут, а я терплю – людям добром плачу.
2. Одну меня не едят, а без меня редко едят.
Говоря о еде можно вспомнить такие сказки, как «Колобок», «Репка», «Лиса и журавль», «Маша и медведи», «Гуси - лебеди» и т. д.
В простых домах главной пищей были щи, каша. Так и говорили: «Щи да каша – пища наша». По праздникам баловались пирогами, блинами, киселями. В богатых домах пища была поразнообразнее, пожирнее. Но везде главным на столе был хлеб. Недаром сложил народ поговорки: «Хлеб на столе, так и стол престол, а хлеба ни куска, так и стол - доска». А пили на Руси мед жидкий да квас.
В сказке «Крылатый, мохнатый да масленый» дети наблюдают за тем, как главные герои (воробей, мышонок, и блин) дружно живут вместе. Один колит дрова, другой добывает еду, а третий готовит щи да кашу. Показывая иллюстрации этой сказки детям, мы снова видим печку, в которой готовят еду и знакомим с чугуном и ухватом.
Загадка:
Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам голодает. (Ухват)
А вот еще одна загадка про одного верного помощника:
«Кривая собачка в печку глядит». (Кочерга)
(Собачка дом стережет, а кочерга – огонь. Очень важная помощница. Без нее с печкой не справишься.)
А как же раньше носили тяжелые ведра с водой?
Загадка:
Концами над водой висит, серединкой на плече лежит. (Коромысло)
А из чего же готовили еду? Конечно выращивали сами овощи, овес, пшеницу, гречиху, собирали в лесу грибы, ягоды, держали скот (коров, коз, кур, гусей, уток и т. д.) Это можно наблюдать в сказках: «Репка», «Лисичка со скалочкой», «Маша и медведи», «Гадкий утенок» и др.
В сказке «Дудочка и кувшинчик» дети знакомятся с девочкой Женей, которая в начале сказки была очень ленивой. Ей не хотелось нагибаться и заглядывать под листочки, но после разговора с мудрым старичком-лесовичком, она поняла, что лень - это очень плохое качество. В конце сказки мы видим Женю трудолюбивой девочкой, которая набрала целый кувшинчик земляники.