Любовь Дрюпина
Доклад «Воспитательные средства художественной литературы в разных видах деятельности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«Детский пульмонологический санаторий № 47 Департамента здравоохранения города Москвы»
Подготовила воспитатель Дрюпина Л. И.
Доклад на тему : «Воспитательные средства художественной литературы в разных видах деятельности детей»
Воспитание детей средствами художественной литературы выполняется как на обучающих занятиях, так и в свободное от занятий время.
Публикация «Доклад „Воспитательные средства художественной литературы в разных видах деятельности детей“» размещена в разделах
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Рассказы, сказки, поговорки, стихи выполняют воспитательную роль, когда дети играют, гуляют, занимаются тем, что им в данный момент интересно.
Задачи же воспитания и художественного развития детей, поставленные на занятиях и вне их, одни и те же.
Организация детей вне занятий, дает возможность воспитателю учитывать индивидуальные потребности детей, развивать творческую инициативу, закреплять знания.
Естественно и органично художественное слово включается в игровую деятельность. В игре дети отражают содержание сказок, потешек и свои жизненные переживания.
Чтобы определить место художественной литературы в играх, необходимо правильно подобрать и использовать методические приемы на занятиях. Так, знакомя детей со сказкой «У страха глаза велики», использую игровой прием: дети действуют за героев сказки. Показываю, как нужно двигаться, говорить за бабушку, внучку, объясняю, почему за мышку слова говорим часто и быстро (трёх – трёх – трёх, плёх – плёх - плёх).
Занятие оказало влияние на игру. По своему желанию вечером девочки стали наряжаться в героев сказки, изображали походку героев, черпали воду ведерками. Начинаясь с игровых действий с предметами, содержание сказки помогало переходить к сюжету, к развитию игры.
По ходу игры содержание сказки может изменяться. Уже не один, а много зайчиков под яблоней, они помогают бабушке донести тяжелые ведра с водой. А потом бабушка всех угощает чаем. Все артисты были счастливы.
Подобное получилось и со сказкой «Теремок» (после медведя пришли еж, белка и т. д.).
Дети любят игру «Концерт», где читают стихи, потешки, чувствуют себя артистами. Умения, приобретенные на занятиях, придают игре характер художественной деятельности.
Здесь воспитателем решаются и дидактические цели. Дети имитируют крики животных, птиц, их детенышей.
На участке, рассматривая яблоню с плодами, вспоминаем сказку «Гуси-лебеди», а у стройной березки отдыхаем в тени («Как коза себе избушку построила»). Такие впечатления надолго остаются в памяти детей.
Воспитателю необходимо знать много стихотворений, потешек, пословиц, которые он в любое время сможет прочитать детям.
Утром, заплетая девочкам косы, говорю: «Коса – девичья краса!» или «Расти, коса до пояса, не вырони ни волоса».
Во время умывания вспоминаем потешки о воде, а во время завтрака напоминаю детям: «Каша белая из риса полезней всякого ириса».
Во время рисования, лепки говорю: «Рукам работа – глазам радость» или «Скучен день до вечера, коли делать нечего».
Приучая детей убирать игрушки, приговариваю: «Пчела мала, да и та работает».
Во время показа р. н. с. «Репка» можно сказать: «Один в поле не воин».
С помощью стихотворения, дети быстрее запоминают окраску, форму птиц.
Рассматривая из окна зимний пейзаж, замечаем снегирей:
«Посмотри, посмотри,
На деревьях снегири!
Видно их сквозь пургу
Точно яблоки в снегу».
Разглядывая следы на снегу, спрашиваю: «Это кто тут наследил, носорог или крокодил?»
Дети отвечают: «Здесь ходили дети, Танечки и Пети».
Замечая белку на дереве, читаем: «Скачет белка там и тут,
Белкин хвост как парашют,
Управляя им умело, белка вмиг с сосны слетела».
Это стихотворение рассказывает много о повадках зверька.
Разучивая стихотворение А. С. Пушкина «Ветер по морю гуляет», делаем с детьми кораблики, пускаем их в воду, нагоняем ветер. Это помогает детям действенно пережить факты, о которых говорится в стихотворении.
Итак, продумывая содержание и формы воспитания детей средствами художественной литературы, воспитатель должен широко использовать связи между разнообразными видами детской деятельности.