МААМ-картинки

Деловая игра к педагогическому совету, посвященному развитию речи дошкольников

Оксана Марченко
Деловая игра к педагогическому совету, посвященному развитию речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в обучении и развитии речи у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников.

Активизировать теоретические знания педагогов по данному вопросу.

Совершенствовать умение выступать, представлять собственные идеи и разработки.

Развивать личностные профессиональные качества педагогов.

Публикация «Деловая игра к педагогическому совету, посвященному развитию речи дошкольников» размещена в разделах

Ход игры:

Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами обсудим проблему развития речи у детей, обоснуем наши позиции, поделимся практическими находками. Сегодня вы будете выполнять разнообразные задания, которые оценит наше компетентное жюри: Е. В. Мерзлова — заведующая, Л. И. Солоненко, И. А. Подпорина, Л. Р. Габдракипова - воспитатели, Т. Ю. Кротова — учитель-логопед.

Педагоги делятся на две команды

1 задание.

За 1 минуту придумать название команды и девиз.

2 задание «Чудо-дерево»

Как у наших у ворот

Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное!

Не листочки на нём,

Не цветочки на нём,

Шарики, фонарики,

Секреты на нем!

Кто-то по саду пойдёт,

Кто-то с дерева сорвёт

большой или не очень

С заданием предмет!

На нашем чудесном дереве, как видите, висят разноцветные шарики и другие игрушки, в которых прячутся задания. Сейчас каждая команда выбирает по 5 участников, которые по очереди «срывают» задания с чудо-дерева. Затем дается 3 минуты на обсуждение вариантов ответов. Затем ответы заслушиваются и оцениваются жюри.

Вопросы:

1. Недоразвитие речи — качественно низкий (по сравнению с возрастной нормой) уровень сформированное™ той или иной речевой функции или речевой системы в целом

2. Связная речь— смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.

3. Монологическая речь– связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей.

4. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения.

5. Загадка– жанр фольклора, в котором по содержащемуся в вопросе образу надо найти правильный ответ

6. Басня - небольшое произведение с ироническим, сатирическим или нравоучительным содержанием основанная на приёме иносказания, аллегории

7. Былина - русская народная повествовательная песня-поэма о богатырях и героях

8. Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы.  

9. Рефлексия – обращение назад, отражение; анализ собственных действий и состояний.

10. Развитие - это процесс количественных и качественных психофизических изменений личности под влиянием наследственности, среды и воспитания.

3 задание.

Определить этапы речевого развития детей дошкольного возраста.

Педагоги получают карточки с описанием особенностей развития речи на каждом возрастном этапе. Задача педагогов — соотнести описание с возрастом ребенка.

2 года - понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»). Звуки может произносить правильно: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Пропускает или заменяет свистящие звуки (с, з, ц, шипящие (ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л, появляются вопросы «Что?», «Где?», «Куда?»;

3 года – повторяет наизусть двустишия и четверостишия. Строит многословные, в том числе сложноподчиненные предложения: "когда папа придет с работы, мы пойдем гулять". Ребенок понимает кто он: мальчик или девочка. Правильно использует множественное число, правильно использует местоимения «Я», «ты», «он». Выдумывает забавные словечки и выражения. Ребёнок называет своё имя, пол и возраст.

4 года – должен уметь правильно пользоваться предлогами, согласовывать существительные с прилагательными и числительными, образовывать существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами. Постепенно уходят дефекты звукопроизношения, правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а так же звуки ц.

5 лет – использует сложные предложения, все грамматические формы, овладевает всеми типами склонений. В речи появляются деепричастия (сидя, лежа, прыгая и т. д.). Употребляются все предлоги, в том числе в активную речь входят сложные предлоги (из-за, из-под и т. п.). Совершенствуются возможности пересказа.. Пересказывают небольшие рассказы и сказки, знакомые и вновь прочитанные, составляют небольшие рассказы о предмете по содержанию сюжетной картины, совершенствуется диалогическая речь.

Образуют прилагательные от существительных (железо - железный). Заканчивается формирование правильного произношения согласных. Словарь 1900 – 2200 слов;

6 лет –употребляют существительные, обозначающие названия профессий; прилагательные, обозначающие признаки предметов; наречия, характеризующие отношение людей к труду; глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей; слова со сходным значением, с обобщающим значением. Прилагательные, существительные, глаголы, наречия, предлоги употребляют правильно и точно по смыслу. Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Поддерживают непринужденную беседу, задают вопросы, правильно отвечают на них. Развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете, по картине и др.

6 лет – должен правильно произносить и различать все фонемы родного языка. Полностью усваивается слоговая структура слов. Самостоятельно определяют наличие звука в слове, отбирают картинки, придумывают слова с заданным звуком, выделяют ударный гласный, первый и последний звуки в слове. Идет пополнение активного и пассивного словарного запаса. В этом возрасте ребенок должен самостоятельно обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.

4 задание.

А сейчас, когда мы определили особенности развития речи на каждом возрастном этапе, давайте выделим приоритет в решении задач речевого развития в разных возрастных группах.

Основные направления работы по формированию речевой компетентности:

Развитие связной речи;

Обогащение и развитие словаря;

Формирование правильного произношения;

Развитие грамматически правильной речи;

Обучение грамоте;

Ознакомление с художественной литературой.

Вызванным педагогам предлагается в карточках выделить (подчеркнуть) правильный ответ, выбрав одну из задач.

Карточки:

1. Младший дошкольный возраст :

Звуковая культура речи – приоритет;

Словарь;

Грамматический строй;

Связная речь.

2. Средний дошкольный возраст :

Словарь -приоритет;

Грамматический строй;

Связная речь;

Звуковая культура речи.

3. Старший дошкольный возраст :

Связная речь – приоритет;

Грамматический строй;

Словарь;

Звуковая культура;

Обучение грамоте.

Следует отметить, что основной принцип организации работы по развитию речи –это принцип комплексности. Он заключается в том, что на каждом речевом занятии должна быть организована работа по нескольким направлениям одновременно. То есть: работа над лексикой и грамматикой, работа над связной речью и звуковая культура. СООТНОШЕНИЕ этих направлений зависит естественно, от возраста и вышеперечисленных нами приоритетов.

5 задание.

А теперь обратимся к технологиям и приемам развития речи детей.

Собираем «КОПИЛОЧКУ!»

Каждая команда по очереди называет технологии и приемы. Выигрывает команда, которая оказывается последней.

На семинарских занятиях мы познакомились с инновационными технологиями в развитии речи дошкольников. Давайте еще раз вспомним и перечислим их. (педагоги перечисляют). По итогам семинарских занятий вы получили домашние задания. Пришло время их проверить. И пополнить нашу «КОПИЛОЧКУ» вашими идеями.

6 задание. Домашнее задание.

Парад синквейнов. Презентация мнемотаблиц.

А теперь немного психологии. Сейчас мы с вами познакомимся и применим на практике методику «Назови слова».

Методика "Назови слова"

Представляемая далее методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе. Проводится такое обследование индивидуально, с каждым ребенком с подсчетом слов. Для выполнения этого задания вами, педагогами, я подготовила бланки для заполнения, чтобы можно было адаптировать методику для группового обследования взрослых. Вы получаете бланки, до сигнала «Начали» не переворачиваете их.

Итак, На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания — 160 сек. По истечении каждых 20 секунд я буду говорить слово «Дальше». Это значит, что вам следует перейти к следующей строке в таблице и новой группе слов.

И, перевернули бланки, начали!

1. Животные.

2. Растения.

3. Цвета предметов.

4. Формы предметов.

5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.

6. Действия человека.

7. Способы выполнения человеком действий.

8. Качества выполняемых человеком действий.

Проводя исследование речи детей, следует помнить: Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок назвал 40 и более разных слов, относящих­ся ко всем группам (оч. высокий уровень)

8-9 баллов — ребенок назвал от 35 до 39 разных слов (высокий)

6-7 баллов — ребенок назвал от 30 до 34 различных слов (средний)

4-5 баллов — ребенок назвал от 25 до 29 разных слов (средний)

2-3 балла — ребенок назвал от 20 до 24 разных слов (низкий)

0-1 балл — ребенок за все время назвал не более 19 слов (оч. низкий)

7 задание.

А теперь в качестве отдыха немного поиграем.

Я предлагаю вам попробовать свои силы в известной всем игре.

Буриме. Это французская игра. Суть игры в том, чтобы придумать четверостишие на заданные рифмы. Приветствуются юмористические стихи.

Команда 1 — рифма пес-утес

Команда 2 — рифма факир-турнир

Время — 2 минуты.

8 задание.

Сейчас предлагаю вам вспомнить старый добрый и несправедливо забытый прием развития связной речи. Это прием рассказывания сказки от лица одного из героев.

Игра «Расскажи сказку по-другому»

Цель: рассказать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета.

Задание для команды №1.

«Три медведя» Расскажите сказку от лица Михайло Потапыча.

Задание для команды №2.

«Колобок» от лица тропинки.

Замечательные получились сказки.

А теперь наше уважаемое жюри произведет окончательный подсчет баллов. И определит лидера сегодняшней игры.

Педагоги из команды, победившей в деловой игре, получают призы — наглядные пособия (по одному на группу). Педагоги из второй команды — утешительные призы.

Сегодня мы с вами вспомнили и применили на практике старые добрые и инновационные технологии и приемы развития речи дошкольников, вспомнили теоретические основы и этапы речевого развития, проявили свои творческие способности. Хочу надеяться, что все эти приемы вы будете часто использовать в своей работе.

Успехов вам!

Публикации по теме:

Доклад к педагогическому совету «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников» «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности. Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического.

Отчет к педагогическому совету «Игра как средство развития дошкольников» Игра с давних пор неотъемлемая часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении в общении, получении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деловая игра к педагогическому совету, посвященному развитию речи дошкольников
Опубликовано: 5 мая 2015 в 16:11
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Деловая игра к педагогическому совету, посвященному развитию речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Марченко (УИ 157630) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД