Серебренникова Елена Васильевна
Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».
«Племя, не способное воспитать в потомстве
стремление сохранить и защитить сложившуюся
культуру, традиции, обречено на вымирание.
Государство, не ставящее цель воспитать своих
граждан в духе патриотизма, не имеет будущего»
Дж. Байрон
Понятие «патриотизм» включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине.
Публикация «Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера
В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса, воспитания патриотизма дошкольника. Таким образом нормативно-правовой основой патриотического воспитания дошкольников является : закон РФ «Об образовании», ФГОС ДО, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», закон «О днях воинской славы (победных днях) России», закон «Об увековечении Победы советского народа в ВОВ 1941-1945 гг.», закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», Национальная доктрина образования в РФ.
Целью работы по патриотическому воспитанию, в рамках реализации ФГОС ДО, является создание оптимальных условий для формирования патриотических чувств и становления активной гражданской позиции дошкольника.
Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшем нравственное развитие человека. Дошкольного воспитание, как и вся Россия с конца XX века вошло в полосу преобразований. Главным фактором перемен стали изменение не только на внешнем уровне, но и в нас самих: взрослых и детях. Для нашего времени оказались глобальными такие преобразования личностей: как эгоцентризм, агрессивность, замыкание на «вещизме» пассивный и даже пугливый взгляд на жизнь. И поэтому актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием, на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значительность.
Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…
И для того что-бы воспитать маленького человека (будущего гражданина, защитника семейных устоев, любящего свою семью, город, Родину, пытливо изучающего историю и традиции своего народа) необходимо самому воспитателю быть образцом для подражания.
Поэтому каждому воспитателю и мне лично надо стараться соблюдать заповеди в общении со взрослыми и детьми:
• Иметь в душе прекрасный идеал
• Высокую мечту и стремится к ней
• Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.
• Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки.
• Не останавливаться на достигнутом
• Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции (не имея мира в собственной душе,нельзя дать его другим)
• Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и с юмором.
• Поощрять
• Сочувствовать
• Сопереживать
• Быть великодушным и снисходительным
• Быть всегда доброжелательным - дружелюбие основа здоровья
• Всюду наводить порядок и уют
• Создавать оазис доброты, любви и красоты: в душе, семье и на работе.
• Быть добрым и честным
• Обладать терпением, не унижаться до раздражения.
• Воспитывая детей, стремится любить ребенка таким, каков он есть.
• Уважать в каждом ребенке личность, воспитывая в нем чувство достоинства и ответственность за себя, и свои поступки
• Хвалить, поощрять, ободрять ребенка, создавая положительную атмосферу вокруг него.
• Верить в возможности каждого ребенка в то доброе, что заложено в нем
• В перспективы его развития
• Находить его сильные стороны
• Раскрывать душу ребенка, прежде чем его ум.
• Поступать так, что бы каждый ребенок почувствовал в возможности, заложенные в нем самом «Ты все можешь» главное формула образования.
• Учить ребенка трудолюбию
• Заботе о ближних
• Уважению к другим людям
• Воспитывать желание помочь
• Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития
• Сделать родителей ребенка союзниками в деле воспитания
• Не кричать на ребенка
• Не унижать и не упрекать ребенка
• Не обсуждать с родителями поведение чужого ребенка
• Не распространять конфиденциальную информацию (сведенья о здоровье, семейных обстоятельствах)
Но для работы с детьми «заповедей для воспитателя» мало. Необходима система работы с дошкольниками по вопросам нравственно-патриотического воспитания,К. Д Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству и эта любовь,дает воспитанию, верный ключ к сердцу человека…»
Родина, Отечество в корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, те которые дают жизнь новому существу. А язык в данном случае, как и всегда, отражает самое важное в сознании народа. Решая вопрос о том, какими должны быть содержание и методы патриотического воспитания детей в моей группе, я стала на путь, указанный родным языком-главным инструментом человеческой культуры.
Для осуществления поставленной цели я выдвинула несколько задач:
- Широко использовать фольклор. В Русском песенном фольклоре замечательно сочетаются слова и музыкальный ритм. В устном творчестве отразились черты русского характера, присуще ему нравственной ценности - представления о доброте,красоте, правде, верности, особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду,восхищение мастерству человеческих рук.»
Благодаря этому фольклор является богатейшем источником познавательного и нравственного развития детей.
- Знакомство с народным творчеством Родины
Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь созданием предметов необходимых в труде и быту. В этих предметах отражалась духовная жизнь народа его понимание окружающего мира-красоты, природы, людей.
-Знакомство с русскими народными играми.
Русские народные игры это не только жанр устного творчества, но и огромный потенциал для физического развития ребенка.
Игры являются неотъемлемой частью интернационального,художественного и физического воспитания детей разного возраста.
Игра-это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу ;другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, части и порядочности,любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
И поэтому их не обходимо использовать в течение всего дня. «Каравай», Огуречик», «Серенький козлик», «Золотые ворота» это лишь небольшой перечень используемых игр.
- Знакомство с природой не только родного края но и всей России
-Ознакомление с основными государственными символами России
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу
- Воспитание уважения к труду
Знакомя детей с трудом взрослых, воспитываю положительное отношение к труду, уважительное отношение к людям разных профессий, желание помогать взрослым, самостоятельно трудиться.
- Формирование элементарных знаний о правах человека;
- Расширение представлений о городах России
- Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи, я стараюсь решать во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Все это помогает в самом главном – найти дорогу к своему «я», понять близких, увидеть и принять окружающий мир. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», — эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя не только с детьми, но и с их родителями.
Постепенно ребёнок понимает, что он — частица большого коллектива — детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны
В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме, поскольку считаю, что патриотизм – главная черта русского народа, он помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему миру. И от нас, взрослых, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства во взрослую жизнь.
«Я узнал, что у меня
Есть огромная семья:
И тропинка, и лесок,
В поле - каждый колосок,
Речка, небо голубое-
Это все мое, родное!
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я!»
(В. Орлов)
Используемая литература:
1. А. Е. Писарева, В. В. Уткина «Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие» ТЦ Сфера,2007-128с.
2. Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010
3. И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина-«Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с русскими народным творчеством».Изд. «Детство –Пресс»,2009.-224с
4. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова «Знакомство детей с русским народным творчеством» Изд. «Детство-Пресс»,2001-400с.
5. М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова «Красна изба…» СПб: «Детство-пресс»,2000-208с.
6. Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий». Изд. «Перспектива»,2008г. -248.
7. О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуре: Программа. Учебно-методическое пособие. - СПБ: «Детство-Пресс»,2004.
8. Дошкольникам о защитниках отечества : методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва : Сфера, 2006. - 192 с.
9. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников : практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж : Учитель, 2005. - 205 с.
10. Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва : Линка-Пресс, 2003. - 200 с.
11. С любовью к России : методические рекомендации. - Москва : Воспитание дошкольника, 2007. - 128 с.