Лучший педагог года

Тренинговая программа для педагогов и воспитателей «Удивительный мир»

Марина Горева
Тренинговая программа для педагогов и воспитателей «Удивительный мир»
▼ Скачать + Заказать документы

Когда психолог начинает работать в детском саду или школе, он часто сталкивается с тем, что администрация и педколлектив не совсем понимают, для чего же все-таки им нужен психолог, чем он занимается.

Воспитатели, никогда раньше не принимавшие участия в тренинговых программах, относятся с опаской и недоверием к предложениям психолога поучаствовать в такого рода занятиях.

Бывает очень трудно наладить контакт и найти свою нишу в общей деятельности коллектива. Предлагаемая программа, на наш взгляд, может помочь достигнуть этой цели с наименьшими эмоциональными потерями как для психолога, так и для педагогов или воспитателей. В нашей программе может принимать участие и администрация, так как основная цель наших тренингов – сплочение коллектива, развитие креативности с помощью различных арт-методик и медитативных техник. Адаптация самого психолога в новом коллективе так же происходит намного легче, так как он, как правило, сам принимает непосредственное участие в проводимых занятиях.

Занятия проводятся раз в месяц, исключая сентябрь, который является организационным в работе образовательного учреждения, и май, который является итоговым.

Занятие № 1

Цель: создание благоприятных условий для работы группы; освоение активного стиля общения, методов передачи и приема обратной связи; гармонизация отношений.

Материалы: листы бумаги; маркеры, фломастеры, карандаши; корсажная лента; мука; соль; вода; растительное масло; клей ПВА; гуашь; пластиковый стакан (0,5 л); запись спокойной музыки; прессованный картон разных размеров.

Ход занятия:

Представление с помощью визиток

Каждый участник берет полоску бумаги длиной около 20 см и шириной 10 см и складывает ее вчетверо по более короткой стороне. Получается «гармошка» из 4 прямоугольников. На обратной стороне каждого прямоугольника, а также на титульной стороне в первом прямоугольнике каждый пишет свое имя, а затем рисует по порядку; что он любит делать, где любит отдыхать и что бы хотел назвать своим именем. С помощью скотча каждый прикрепляет к себе свою визитку обратной стороной, то есть так, чтобы были видны рисунки.

Участники должны обменяться друг с другом рисунками своей визитки, начиная с самого нижнего, и раскрыть содержание, которое они вложили в свой рисунок. Например, два участника показывают друг другу свой рисунок на нижней визитке и рассказывают о том, что они хотели бы назвать своим именем. Затем обмениваются этими рисунками (отрывают от визитки) и идут искать партнера, у которого следующий рисунок обозначает, где вы любите отдыхать и т. д. Таким образом каждый участник должен обменяться рисунками с тремя разными партнерами.

Первое знакомство со сказочной страной

Ведущий. Наверное, нет человека, который не любил бы сказки. Те из нас, кому не интересны классические варианты сказочных историй, смотрят боевики, фильмы ужасов, читают детективы, любовные романы, фэнтэзи. Но что это, если не современные сказки?

Сейчас я предлагаю каждому вспомнить ту сказку, которая нравилась в детстве, и рассказать, за что вы ее полюбили, что вам в ней запомнилось больше всего.

Участники по кругу представляют свои любимые сказки (2-3 минуты на участника).

Какая сказочная галерея у нас получилась! В ней ваша любовь и тепло. А сейчас сядьте поудобнее, можете закрыть глаза, и в нашу сказочную галерею войдет еще одна сказка. Называется она «Озеро».

Включается спокойная музыка и ведущий начинает читать сказку.

«Однажды, после сильного дождя, умытое озеро замерло в ожидании чуда. Никого из людей не было вокруг. Казалось, время остановилось. Но вдруг. Из полураскрытых цветов, растущих на берегу, вылетели маленькие крылатые существа. Они стряхивали с себя дождевые капельки и перемигивались друг с другом. Конечно, это были лесные эльфы.

От глади воды поднимался пар. И эльфы принялись играть в прятки, то теряя, то находя друг друга в тумане.

Их звонкий смех разбудил русалок, дремавших под шум дождя на дне озера. Они выглянули из воды и зажмурились. Дело в том, что смешинки эльфов превратились в радужные искорки, которых стало так много, что воздух вокруг светился.

Выглянули из норы гномы, чтобы вдохнуть свежести. Их тоже поразили искорки-смешинки. Гномы подумали, что их драгоценные камни начали летать, и обеспокоились этим. Еще бы! Все их сокровища могли разом разлететься! Гномы принялись ловить искорки и складывать в мешки.

Это так развеселило эльфов, что искрящихся смешинок стало еще больше. Вскоре часть их осела на берегу и превратилась в маленький огонек.

Огонек поселился в корнях старого дерева и своим теплом согрел всех.

Так после дождя ожил чудесный мир, и случайно попавший в это место странник мог бы сказать: «Я знаю, что такое волшебство!»

Ведущий. Может, кто-нибудь хочет поделиться чувствами, которые возникли во время прослушивания?

Сегодня я предлагаю отправиться в сказочную страну и познакомиться с одним из видов волшебства — творением волшебных красок.

Но чтобы попасть в сказочную страну, нужно преодолеть сказочное испытание — пройти через волшебный тоннель. Чтобы мы не потерялись во время путешествия, держитесь крепко за руки.

Упражнение с корсажной лентой

Все участники становятся в круг, берутся за руки. У ведущего наискосок через плечо висит сшитая корсажная лента (диаметром примерно 110 см). Каждому участнику нужно попытаться каким-нибудь образом передать корсажную ленту на плечо рядом стоящего участника. Через ленту можно переступать либо перебрасывать ее через голову, не разъединяя рук. Помощь соседей при этом допускается.

Упражнение проходит до тех пор, пока каждый из участников не «пройдет» через ленту и она не вернется к ведущему с другой стороны круга.

Творение «волшебных красок»

На полу расстилаются газеты, выставляется все необходимое для создания «волшебных красок».

Рецепт «волшебных красок»: 150 г муки, 1 ч. л. соли, 1 ст. л. растительного масла, немного клея ПВА, вода до консистенции густой сметаны, гуашь (цвет по желанию).

Когда все приготовлено, ведущий включает спокойную музыку и начинается процесс создания красок.

Ведущий. Вот мы и попали в сказочную страну. Мы все превратились в сказочных мастеров, и сейчас будем создавать волшебные краски. Именно с помощью волшебных красок можно рассказать миру о том, что чувствуешь, о чем думаешь, к чему стремишься.

Мир, который мы творим внутри и вокруг себя, не может быть черно-белым. Он цветной, многогранный, искрящийся. Посмотрите, какая чудесная палитра у нас получилась! И сейчас мы поставим все краски в середину круга, возьмем картон и каждый создаст свою картину. Быть может, это будет картина вашего внутреннего мира, может, что-то подскажет музыка.

Участники под спокойную музыку рисуют на прессованном картоне. Когда все картины готовы, они переносятся в специально отведенное место, «картинную галерею», и участники возвращаются из сказочной страны, «проходя» через корсажную ленту.

Обсуждение занятия

- Что вы почувствовали во время создания волшебных красок?

- Какой опыт вы сегодня приобрели?

Занятие 2

Цель: научиться создавать сказки; гармонизация внутреннего состояния.

Материалы: воздушные шары по количеству участников; маркеры, фломастеры, ручки; лист ватмана; листы бумаги на всех участников.

Ход занятия:

Сказочные существа

Ведущий. Давным-давно одну страну населяли сказочные существа, подобные птицам. Но налетел ураган и унес их. Только глубоко в пещере остались яйца этих существ. Сейчас я дам вам всем по одному такому яйцу, вы их согрейте своим теплом, и из них вылупятся маленькие сказочные существа.

Участники берут воздушные шарики, молча прижимают их к себе, что-то рисуют на них. Через 2-3 минуты каждый участник рассказывает о том, кто появился из «яйца», как его зовут и т. п.

Какие замечательные существа появились в нашей сказочной стране! У каждого какие-то свои, не похожие ни на кого качества, свой характер. Но мы еще очень мало знаем о них. Где они живут, что с ними происходит? Я предлагаю вам сейчас разбиться на четыре подгруппы и сочинить четыре истории о ваших персонажах.

Деление на подгруппы

Ведущий быстро и неожиданно командует: «Встаньте те, кому в детстве нравились сказки о животных!» Первые четверо, кто вскочил со своего места, наделяются правом набрать свои подгруппы. Если участников нечетное количество, оставшийся сам выбирает, к какой подгруппе присоединиться.

Сочинение сказки

Каждая подгруппа образовывает свой маленький круг и в течение 10 минут сочиняет сказку с обязательным участием всех сказочных существ, которые есть в данной подгруппе. Затем все снова садятся в общий круг и представители от каждой подгруппы зачитывают получившиеся сказки.

Рефлексия

Участникам задаются вопросы:

— Как быстро вам удалось придумать общий сюжет сказки?

— Какую стратегию выбрала группа?

— Довольны ли вы получившейся сказкой?

Волшебный дождик

Ведущий. А теперь встаньте все в круг друг за другом. В сказочной стране пошел дождик, но не простой, а волшебный. Он стучит по шее, по плечам, по спине.

Все участники двигаются по кругу и, в соответствии со словами ведущего, с помощью легких постукиваний пальцами делают впереди идущему участнику массаж. Затем все поворачиваются в другую сторону и производят аналогичные действия.

Поляна

Ведущий. Волшебный дождик перенес нас на сказочную поляну. Расскажите, кто появился на поляне?

Каждый из участников выбирает, кем он будет на поляне. Ведущий задает наводящие вопросы:

— Где ты стоишь?

— Сколько тебе лет?

— Что ты на полянке делаешь?

— Какой сейчас день, время года? И т. п. Так проговариваются все роли, затем дается возможность при желании поменять роль. Все участники располагаются на поляне, и поляна оживает на 7-10 минут. Затем все садятся в круг, и каждый участник высказывается от имени своего героя.

Деролинг

Каждый участник произносит фразу: «Я не (имя персонажа, я — (собственное имя)».

Обсуждение занятия

— Какие чувства вы испытывали во время занятия?

— Возникали ли трудности? Если да, то какие?

— Какие чувства вы испытываете сейчас?

ЗАНЯТИЕ 3

Цель: групповое взаимодействие; самовыражение; снятие напряжения; гармонизация внутреннего состояния.

Материалы: куски старых обоев; краски; журналы с картинками, фотографиями, карандаши, фломастеры; кисти; ножницы, пластилин; различный бросовый материал; клей; небольшие карточки с первыми буквами имен участников; запись спокойной музыки.

Ход занятия:

Разминка

Ведущий. Сегодня наше занятие я хочу начать с того, что каждый участник по кругу назовет свое имя, а затем какого-нибудь сказочного героя на первую букву своего имени.

Путешествие

Перед началом чтения сказки включается запись спокойной музыки.

Ведущий. А теперь закройте глаза. Представьте, что вы отправились в путешествие. Вы объездили множество стран, познакомились с разными людьми.

И вот однажды вы ехали через поле. Вокруг летали бабочки, стрекозы, жужжали пчелы. Пели птицы — они радовались, что вы едете через их поле. Пахло цветами и свежей земляникой. И вот на холме вы увидели прекрасный дворец. Что-то внутри подсказало, что для вас очень важно поехать именно туда. И вы направились по дороге, ведущей к дворцу.

Когда вы вошли во дворец, вы были поражены его красотой. Все здесь было удобно и красиво. Как будто кто-то строил его специально для вас. И вы поняли, что в этом дворце найдете что-то очень важное для себя. Вы пошли по дворцу своей легкой и уверенной походкой.

Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите.

Все то, что вы нашли для себя в этом прекрасном дворце, остается с вами. Вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться.

А сейчас сделайте глубокий вдох. и выдох. Возьмите с собой все то хорошее, что было с вами. И потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам.

Создание сказочной страны

Ведущий. Сейчас я предлагаю вам взять все то хорошее, что вы приобрели во время путешествия, и создать нашу общую сказочную страну.

Все необходимые вам волшебные материалы вы можете найти здесь, на столе.

Группе предлагается, используя вырезки из журналов, цветную бумагу, пластилин, краски, фломастеры, карандаши и прочие материалы, создать коллаж «Сказочная страна». Для создания коллажа участникам дается 30 минут.

Ведущий. Какая чудесная страна у вас получилась! Каждый из вас внес в ее создание частичку своего тепла, своей души. А сейчас давайте придумаем название нашей сказочной страны. Для этого сложите начальные буквы своих имен и создайте одно новое имя. Это и будет имя нашей сказочной страны.

Участникам предлагаются карточки с начальными буквами их имен. Можно предложить участникам самим написать начальную букву своего имени на карточке.

Обсуждение занятия

— Какие чувства вы испытывали в процессе создания сказочной страны?

— Было ли сложно включиться в общую деятельность? Если да, то почему?

— Удовлетворены ли вы своей работой?

— Хочет ли кто-нибудь изменить что-то в получившейся композиции?

Публикации по теме:

«Югорский трамплин» — программа для детей, родителей и педагогов Внедряя программу «Югорский трамплин» на протяжении трех лет, достигли фундаментальных доверительных взаимоотношений всех субъектов дошкольного.

Для воспитателей, педагогов и учителей: Свидетельство о публикации в СМИДля воспитателей, педагогов и учителей: Свидетельство о публикации в СМИ В начале нового учебного года самое время рассказать о нововведениях, произошедших за лето. На МААМ уже много лет есть возможность получить.

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Тренинговая программа для педагогов и воспитателей «Удивительный мир»
Опубликовано: 24 февраля 2025 в 21:26
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинговая программа для педагогов и воспитателей «Удивительный мир»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Горева (УИ 800421) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 февраля 2025 среда
Фисташковое творчество
Всемирный день неторопливости
27 февраля 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД