Оксана Купряхина
Использование современных технологий в развитии творческих способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: данный материал освещает вопрос применения творческих заданий Елены Ульевой «Времена года» в образовательной деятельности дошкольного учреждения, так как художественно-творческая деятельность имеет неоценимое значение для разностороннего развития ребёнка. Являясь одной из самых интересных, она позволяет передать детям то, что они видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное или отрицательное отношение.
Актуальность:
Публикация «Использование современных технологий в развитии творческих способностей дошкольников» размещена в разделах
Развитие каждого ребёнка как творческой индивидуальности и неповторимой личности - одна из важнейших задач современного образования и воспитания. Особое значение в этом процессе имеет художественно-творческое развитие, определяющее возможность проявления и полноту раскрытия творческих способностей детей в разных видах художественной деятельности.
В настоящее время в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации особое внимание уделяется художественно-творческому развитию дошкольников. В соответствии с ФГОС "развитие личности, способной к самоопределению и самореализации", а также значимости развития эмоционального мира ребенка.
Развитие творческих способностей - важнейшая задача дошкольного образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Новизна:
Дошкольный возраст - это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т. е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.
Чтобы вызвать интерес к художественному творчеству дошкольников, привить любовь к изобразительному искусству, развивать детское творчество была опробована методика проведения занятий Елены Ульевой.
Пособие составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, программными требованиями в сфере дошкольного образования. Способствует формированию у детей представления о характерных особенностях времён года, интереса и бережного отношения к природе, а также умения ориентироваться на плоскости, аккуратно и безопасно работать с различными материалами и инструментами. Позволяет развивать мелкую моторику рук, память, внимание, воображение.
Все пособия созданы с учётом возрастных особенностей детей и основаны на принципе преемственности – как по методике, так и по содержанию. Главный герой пособий – Мышонок. Он умный, любознательный, добрый, умеет дружить и старается заботиться о близких. Эти и другие качества на его примере можно в игровой форме с успехом воспитывать у детей во время занятий.
В сценарии каждого занятия рассказана короткая история из жизни Мышонка, названы материалы, которые необходимы для занятия, и изложен
Ход работы.
К каждому занятию подобраны две подвижных игры по теме: одна в стихотворной форме (слушаем стихи и выполняем движения, еще одна — командная либо на развитие крупной моторики (собрать снежки/цветочки, забросить в корзину, пройти по льдинам). В зимнем пособии, например, можно узнать, что такое снеговые тучи, откуда берется снег, какие бывают снежинки, увидеть деревья в снегу, узнать о том, почему зайцы и белки меняют на зиму шубку, куда прячутся лисы, можно покормить птичек, познакомиться с зимними забавами (снежки, снеговик, катание на лыжах и на коньках).
На этих занятиях происходит формирование и закрепление у детей способности определять количество, величину, форму и цвет предметов; формируются навыки аккуратной работы с материалами и безопасной работы с инструментами. Обогащается эмоциональный опыт детей. Расширяется и закрепляется их представление о родной природе зимой, весной, летом, осенью. Детям раскрывается красота окружающего мира (город и деревня, река, озеро, лес).
Главные цели занятий – дать детям правильное представление о характерных особенностях времён года, вызвать интерес к окружающей при-
роде и воспитывать бережное отношение к ней, организовать продуктивную деятельность детей и укрепить у них мышцы рук. Занятия позволяют
развивать не только творческие способности и мелкую моторику рук, но
и воображение, фантазию, внимание, а также формировать навыки ориентации на листе бумаги, работы с различными (в том числе природными) материалами и инструментами (ножницы, кисточка и др.).
В пособии подобраны нетрадиционные техники изобразительной деятельности:
-рисование пальчиками, ладошками, пластилином, мятой бумагой, отпечатками листьев, ватными палочками, оттиск печатками из картофеля, тычком губки;
-аппликация из ватных дисков, ладошек, макаронных изделий, крупы, перьев, ваты или синтепона, техника обрывания и скатывания.
Работая с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре различные эмоциональные состояния, а вот понять, что есть красота, и научится выражать себя в изобразительной деятельности - дар о котором можно только мечтать, но этому можно и научить. Дети должны понять, что творить можно чем угодно и как угодно. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учить преодолевать робость, страх перед творчеством, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится и получится красиво. Ничем незамутненная радость удовлетворения от того, что и "ЭТО СДЕЛАЛ Я - ВСЕ ЭТО МОЕ!"
Используемая литература :
1. Акименко В. М. Новые педагогические технологии : учебно-метод. пособие. -Ростов н\Д; изд. Феникс,2008
2. Толстикова О. В., Савельева О. В., Иванова Т. В. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста : методическое пособие. Екатеринбург: ИРО, 2013.
3. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,
Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
4. Елена Ульева: Времена Года. Творческие задания для детей
дошкольного возраста. Издательство: Вако, 2017 г.