Светлана Бакулина
Инновационные методы логопедической работы с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Сохранение устойчивой тенденции увеличения количества детей, имеющих нарушения речи различной этиологии и степени выраженности, увеличение детей с расстройством аутистического спектра требует поиска новых форм и методов помощи и обучения для них.
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия является приоритетной задачей в программе модернизации российского образования и в ФГОС ДО.
Публикация «Инновационные методы логопедической работы с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностноориентированного подхода, влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Для детей с тяжелыми нарушениями речи это особенно значимо, поскольку, как правило, эти дети соматически ослаблены, могут иметь хронические заболевания, нарушения в эмоционально-волевой сфере. Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе позволяют значительно улучшить результативность коррекционной работы, разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и способствовать оздоровлению детей. Использование здоровьесберегающих технологий способствует интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки. Основной показатель актуальности использования здоровьесберегающих образовательных технологий — регулярная диагностика состояния детей с ограниченными возможностями здоровья и отслеживание основных параметров развития в динамике (начало, середина, конец учебного года, что позволяет сделать выводы о состоянии здоровья и речевом развитии детей.
В своей практике с детьми, посещающими группу для детей с ТНР и группу с РАС выбраны и используются здоровьесберегающие технологии и средства мозжечковой стимуляции, так как они наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье и развитие детей.
Современный образовательный процесс требует от педагогов нового подхода к собственной деятельности, использования новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения детей.
Речь – существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям. Высшее, абстрактное мышление невозможно без речевой деятельности. В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи той или иной степени тяжести. В связи с этим актуальность использования здоровьесберегающих технологий и средств мозжечковой стимуляции в обучении детей дошкольного возраста правильной речи принимает глобальный характер.
Причины, по которым решено использовать в коррекционной деятельности здоровьесберегающие технологии, образовательную кинезиологию, мозжечковую стимуляцию, сенсомоторную коррекцию:
- осознание необходимости вести активный поиск решения существующих проблем;
- стремление повысить качество профессиональной деятельности, сделать ее разнообразной;
- стремление реализовать полученные знания по разным темам;
- возрастающие запросы родителей, педагогов, воспитанников;
- профессиональная конкуренция.
Достаточное количество детей испытывают трудности в усвоении как программы детского сада, так и программы обучения в общеобразовательной школе. Особенно характерны трудности обучения для детей с расстройством аутистического спектра и с общим недоразвитием речи. У детей с РАС проявляются следующие речевые недостатки: некоммуникативность речи; ее искаженность: сочетание недоразвития различных компонентов, служащих взаимодействию с окружающим и акселерация аффективной речи, направленной на аутостимуляцию; часто наличие своеобразной вербальной одаренности; мутизм или распад речи. У детей с ТНР проявляются следующие речевые недостатки: ограниченный словарный запас, грамматически неправильное построение фразы, фонетико – фонематическое несовершенство. Наряду с недоразвитием всех компонентов языковой системы, большинство таких детей имеют нарушения внимания, словесно-логического мышления, и это, в свою очередь, ведет к трудностям овладения связной речью, что выражается в разной степени. В дополнение всех перечисленных нарушений, дети с ограниченными возможностями здоровья часто болеющие, с плохо развитой ручной моторикой, с нарушением осанки и, как правило, зрения, так как глазные мышцы у часто болеющих детей не укреплены.
В инновационных здоровьесберегающих технологиях приемы классифицируются следующим образом:
- защитно-профилактические: личная гигиена и гигиена обучения;
- компенсаторно – нейтрализующие: физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, артикуляционная, дыхательная и другие виды гимнастики, массаж, самомассаж, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации, элементы релаксационных упражнений;
- стимулирующие: элементы закаливания, приемы психотерапии, цветотерапии, музыкотерапии;
- информационно-обучающие: заучивание текстов к различным видам гимнастик и массажам, и другая предварительная работа к занятиям.
Мозжечок человека содержит больше нервных клеток, чем все остальные отделы головного мозга! Он ключ практически ко всему! В том числе и к интеллектуальному, речевому и даже к эмоциональному развитию ребенка, это самый быстродействующий механизм в мозге. Он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга и определяет скорость работы всего головного мозга в целом.
Чтобы наше тело было сильным, красивым и выносливым, мы делаем зарядку. Чтобы обеспечить нашему мозгу хороший тонус и продлить его молодость, мы также должны делать зарядку.
Нейропсихологическая коррекция актуальна для детей любого возраста, её применение дает положительную динамику при дизонтогенезе различного вида (ЗПР, УО, ТНР, СДВГ, ДЦП, РДА и др.).
Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими методами мозжечковой стимуляции наиболее интересными, на мой взгляд, которые использую на инд Родителям иногда кажется, что неуклюжесть, нарушения баланса и координации движений — это скорее особенности ребенка, а не неврологические проблемы. Но эти «особенности» являются признаками нарушений работы ствола мозга и мозжечка. Они часто диагностируются у детей с задержкой речевого и психического развития, нарушениями поведения и внимания
Доска Бильгоу.
Ее основателем стал доктор Фрэнк Бильгоу, который в начале 1960-ых годов, будучи учителем в школе, заметил, что дети, делающие на переменах упражнения на равновесие, координацию движений и развитие зрительно-моторной координации, более успешны в учебе. Этот простой факт и стал основой разработки его системы развития мозжечка как средства повышения успеваемости детей в школе. Занятия на доске Бильгоу улучшают интеграцию и синхронизацию обоих полушарий мозга, а также интеграцию и разрешение вестибулярных, зрительных, аудиологических, кинестетических и тактильных функций. Происходит стимуляция за счет многозадачных упражнений: сначала на координацию движений, затем и в сочетании со звуковыми, речевыми упражнениями. Результаты достаточно быстро проявляются в улучшении поведения, внимания, речи ребенка, успехах в учебе. Методики мозжечковой стимуляции активизируют речь.
Необходимо понимать, что данные методы и приемы не выступают как обучение. Они предполагают формирование основных функций и процессов, которые необходимы для дальнейшего развития. Все игры и упражнения должны проводиться в игровой форме. Это необходимо для устранения напряженности, усиления эффективности деятельности мозга без ущерба здоровью.
Нейроскакалка развивает способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме. Для движения на этой скакалке нужна разнонаправленная работа ног. Одна нога совершает прыжки, а другая – вращательные движения. При этом мозг насыщается кислородом, поднимается энергетический тонус, улучшается концентрация внимания и скорость переключения мыслительных процессов. Нейропсихологи рекомендуют эту скакалку для развития у детей тренировки равновесия, координации движения и вестибулярного аппарата. Нейроскакалка обеспечивает хорошую кардионагрузку. Она одновременно тренирует мозжечок, межполушарное взаимодействие, сосредоточенность и внимательность. Можно скакать под ритмичную музыку, меняя ритм с медленного на быстрый и наоборот. А хотите, разучивайте считалки, месяца, дни недели Улучшается работа вестибулярной системы и гармонизируется работа головного мозга.
Таким образом, сделала вывод, использование нейропсихологических методов и приемов помогают специалистам не только воспользоваться обходными путями при коррекции нарушений, но и внести разнообразие в работу, сделать коррекционные занятия для ребенка значительно интереснее, повысив тем самым результативность работы.
Ещё одним из средств мозжечковой стимуляции, используемых педагогом в работе, является сенсомоторная коррекция, Т-стул. Как только ребенок начинает активно двигаться – ползать, сидеть, затем стоять – он начинает постигать своё тело и пространство вокруг. Развиваются моторные функции, затем формируется и речь. На занятиях система восприятия и движения выстраивается заново. Не только мозг управляет движениями, но и через движения можно развивать мозг. Упражнения эмоционально насыщенны, носят игровой характер. Некоторые упражнения сопровождаются музыкой, помогающей создать соответствующий настрой.
Наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых, в основном, выполняет свою функцию. Только налаженное взаимодействие двух полушарий позволяет качественно воспринимать и обрабатывать полученную информацию.
Для развития межполушарного взаимодействия используются специальные, так называемые межполушарные доски. Ребёнок берет два бегунка и вставляет их в начало лабиринта, и передвигает их по лабиринту, проходит лабиринт только правой, затем только левой рукой, а затем проходит весь лабиринт двумя руками одновременно сначала по часовой стрелке, затем - против. Таким образом в работу включаются оба полушария головного мозга и происходит их взаимодействие. Кроме этого, такие упражнения влияют на синхронизацию работы глаз и рук, этим обеспечивается включенность в работу обоих полушарий головного мозга.
Мозжечок мы развиваем,
Речь с движеньем рук одновременно совмещаем.
По извилистой тропинке наши пальчики бегут,
Развивают, укрепляют и здоровье берегут.
Игра с полушарными досками очень положительно влияет на развитие ребенка, а именно, развивает мозолистое тело, концентрацию, усидчивость, улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий.
Хотелось бы подвести итог и аргументировать выбор нейропсихологических методов, а именно методов и приемов мозжечковой стимуляции.
Что может быть важнее собственного здоровья? Наверное, только здоровье наших детей. Наши дети – это наше будущее, будущее нашей семьи, нашего общества, страны, всего мира.
А теперь представьте себе с какими трудностями столкнётся будущий школьник с «тусклыми мозгами», так как учёба в школе требует в первую очередь концентрации внимания, хорошей краткосрочной памяти и правильной речи.
Но это касается не только школьников, но и взрослых. Что мы можем дать ребёнку, если у нас самих «затуманенное мышление». Мы не сможем иметь здоровых, счастливых, уравновешенных детей, если сами не достигнем сбалансированности, если сами находимся в хронической смене полярности.
Применение выше перечисленных методов и приемов способствует достижению положительных результатов. У детей с ОВЗ
*нормализуется мышечный тонус органов артикуляции
*формируются двигательные функции органов артикуляции
*активизируются речевые функции
*повышается работоспособность
*улучшается физическое и соматическое состояния
*снижается эмоциональное напряжение и тревожность.
Весь коррекционно - развивающий процесс строится по принципу от простого к сложному; проводится согласно образовательной программе дошкольного образовательного учреждения, включающей взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленной на сохранение и укрепление здоровья ребёнка на всех этапах его обучения в группе для детей с тяжелыми нарушениям речи.
Использование инновационных методов позволяет учителю – логопеду проектировать коррекционно – развивающий процесс, вносить изменения и дополнения по своему желанию и исходя из индивидуальных особенностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в коррекционно – образовательном процессе позволяет ребенку успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, учителю – логопеду эффективно проводить коррекционную работу.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут больше здоровы и развиты, не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Список литературы:
1. Быстрова Г. А. Логопедические игры и задания [Текст] / Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская. – СПб. : Каро, 2004.
2. Лопатина Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников [Текст] / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – СПб. : Союз, 2001.
3. Методы обследования речи детей / Под ред. Г. В. Чиркиной. – М. : Аркти, 2003.
4. Мозжечковая стимуляция (теория) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psy37.ru/mozzhechkovaya-stimulyatsiya/
5. Мозжечковая стимуляция (практика) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tomatis-spb.ru
6. Сиротюк А. Л. Нейропсихологические и психофизиологические сопровождения обучения [Текст]. – М. : ТЦ «Сфера», 2003.