Ольга Милованова
Доклад и презентация на тему «Аутизм»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
В настоящее время существует огромное количество заболеваний, которые передаются по наследству. Но бывает и так, что передается не само заболевание, а предрасположенность нему. Речь пойдет об аутизме.
Понятие аутизма
Аутизм (также известный как инфантильный аутизм, детский аутизм, ранний инфантильный/детский аутизм синдром Каннера или аутизм Каннера — аутистическое расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все признаки начинают проявляться в возрасте до трёх лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.
Публикация «Доклад и презентация на тему „Аутизм“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Причины развития аутизма
• генные модификации;
• органические поражения ЦНС (энцефалит, аномальное развитие отделов мозга);
• гормональные сбои, нарушение обмена веществ;
• воздействие вирусных и бактериальных инфекций;
• ртутное отравление (в том числе при вакцинации ребенка);
• чрезмерное употребление антибиотиков;
• химическое воздействие на организм матери в период беременности.
Также выделяют и множество других причин возникновения аутизма: пожилой возраст отца; страна, в которой родился малыш; маленький вес при рождении; недостаток кислорода во время родов (асфиксия); недоношенность; считают, что мальчики чаще страдают от этого заболевания; перенесенные во время беременности инфекционные заболевания также могут спровоцировать развитие аутизма; курение, употребление наркотических средств, алкоголя, как во время беременности, так и до нее.
Характеристика проявления аутизма
Классифицирующийся как заболевание нервной системы, аутизм проявляется прежде всего в задержке развития и нежелании идти на контакт с окружающими. Это состояние чаще всего формируется у детей в возрасте до трёх лет. Симптомы этого заболевания не всегда проявляются физиологически, но наблюдение за поведением и реакциями ребёнка позволяет распознать это нарушение, развивающееся примерно у 1—6 детей на тысячу.
Аутизм включен в группу первазивных, т. е. всепроникающих расстройств, проявляющихся в нарушении развития практически всех сторон психики: когнитивной и аффективной сферы, сенсорики и моторики, внимания, памяти, речи, мышления (Никольская).
В первый год жизни: в период ползания опираются на предплечья, при этом выставляя таз вверх; движения плохо скоординированы, и они склонны падать на правую сторону при ползании.
В период начала ходьбы: опираются на пальцы ног, руки держат внизу, и из-за плохого равновесия, опять-таки склонны падать на правую сторону.
Позднее исчезновение младенческих рефлексов, и позднее развитие других рефлексов.
Стремление уйти от общения, ограничение контактов даже с близкими людьми, неспособность играть с другими детьми, отсутствие активного, живого интереса к окружающему миру, стереотипность в поведении, страхи, агрессия, самоагрессия; нарастающая с возрастом задержка речевого и интеллектуального развития, трудности в обучении, сложности в освоении бытовых и социальных навыков.
В то же время - это прекрасная память, проявляемые в отдельные моменты ловкость и сообразительность, внезапно произносимая сложная фраза, незаурядные познания в отдельных областях, чувствительность к музыке, стихам, природным явлениям, наконец, просто серьезное, умное выражение лица.
Подходы к проблеме обучения детей с аутизмом
Среди характерных признаков раннего детского аутизма большое место занимают нарушения речи, которые отражают основную специфику аутизма, а именно - несформированность коммуникативного поведения. Поэтому у детей с аутизмом, прежде всего, нарушено развитие коммуникативной функции речи и коммуникативного поведения в целом. Независимо от срока появления речи и уровня ее развития, ребенок не использует речь как средство общения, он редко обращается с вопросами, обычно не отвечает на вопросы окружающих и в том числе близких для него людей. В то же время у него может достаточно интенсивно развиваться "автономная речь", "речь для себя". Среди характерных патологических форм речи прежде всего обращают на себя внимание эхолалии, вычурное, часто скандированное произношение, своеобразная интонация, характерные фонетические расстройства и нарушения голоса с преобладанием особой высокой тональности в конце фразы или слова, длительное называние себя во втором или в третьем лице, отсутствие в активном словаре слов, обозначающих близких для ребенка людей, например, слов мама, папа или остальные предметы, к которым у ребенка имеется особое отношение: страх, навязчивый интерес, их одушевление и т. п.
Коррекционная работа должна проводиться комплексно, группой специалистов различного профиля, включая детских психиатров, невропатологов, логопедов, психологов, воспитателей, музыкального работника
Логопедическая работа начинается с определения речевой патологии, свойственной детям аутистам. Соответствующая коррекция направлена на развитие слухового внимания, фонематического, речевого слуха. Осуществляется постановка звуков, их автоматизация, вводились дыхательные, голосовые упражнения. Важной остаётся задача расширения словарного запаса, развитие способности к составлению предложений по картинкам, их сериям, как и работа над связным текстом, состоящим из бесед, пересказа, "проигрывания", драматизации разных тем, воспроизведение стихотворной речи и ряд других задач.
Речь, как наиболее молодая функция центральной нервной системы, страдает в болезни в первую очередь и восстанавливается постепенно, поэтапно, в обратном порядке.
Заключение
"Аутизм ребенка можно воспринимать как „крест”, как наказание, а можно и как стимул к собственному развитию, необходимому для того, чтобы как можно лучше помочь ребенку на его нелегком жизненном пути. Помогая совершенствоваться ему, приходится совершенствоваться самому. Можно всю жизнь страдать, можно смириться и принять ситуацию как неизменную, можно не оставлять усилий. И этот выбор каждый родитель делает сам"
И. Б. Карвасарская
Литература
1) Лебединская К. С. Ранний детский аутизм // Нарушение эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема. - М. : НИИ дефектологии РАО, 1992.
2) Никольская О. С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. - 1995.- № 1,2.
3) Ремшмидт Х. Аутизм. Клиническое проявление, причины и лечения. - М. : Медицина, 2003.