Татьяна Гальцева
Доклад-презентация «Превентивные меры по обеспечению безопасности в семьях группы риска»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад-презентация
1. В настоящее время актуальным стал вопрос в необходимости поиска механизма для формирования у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.
2. Особенно остро эта проблема стоит в семьях группы риска. Статистика свидетельствует, что за последние годы наблюдается рост количества семей, попадающих в социально опасное положение. На это повлияли объективные факторы, в частности низкий уровень жизни, «хроническая» безработица, злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических веществ. Вступив на такой путь, семья деградирует в социальном, педагогическом и моральном плане, обрекая на такое же существование и собственных детей.
Публикация «Доклад-презентация „Превентивные меры по обеспечению безопасности в семьях группы риска“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
3. Социальному педагогу необходимо наблюдать за безопасностью жизни детей в семьях группы риска и в случае необходимости предложить своевременную помощь. Лучшая профилактика несчастных случаев, травм и опасных ситуаций — просветительская работа социального педагога ДОУ среди родителей семей группы риска и воспитанников, ведь – предупрежден – значит вооружен.
4. Нерадивым родителям надо понимать, что как только малыш научится свободно передвигаться по комнате, он начнет исследовать провода и розетки, находить на полу давно потерянные пуговицы и таблетки, выпавшие из упаковки, использованные шприцы, бутылки из под алкогольных напитков. Причинить вред жизни ребенка могут горячая вода, электрический ток, пламя, раскаленные предметы, продукты питания с истекшем сроком годности, бытовая химия и многое другое.
5. Режущие, колющие предметы, спички хранятся дома в доступных для детей местах. Зачастую дети имеют свободный доступ к электронагревательным приборам, печам, газовым плитам. Сделав первые шаги, ребенок будет пытаться влезть на стулья и диваны, стянуть скатерти и занавески, а также кастрюли с плиты. При этом он постоянно будет ускользать от внимания недобросовестных взрослых. В неблагополучных семьях к сожалению несчастные случаи довольно частое явление.
6. Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций в быту.
7. В экстремальных ситуациях, когда нужно решить, как поступить, дети теряются, впадают в состояние безысходности, незащищенности. Ребенок медленно и чаще неправильно принимает решение, так как теряется, не знает, что делать. В семьях группы риска объяснить ребенку правила поведения в таких ситуациях к сожалению некому. А ведь именно в дошкольном возрасте чрезвычайно важно создать необходимые условия, позволяющие ребенку планомерно осваивать правила безопасного поведения в быту.
8. Осведомленность неблагонадежных родителей по вопросам воспитания безопасного поведения детей дома крайне низкая. Это значит, что организатором процесса передачи опыта должно и становится дошкольное учреждение (воспитатели, психологи, социальные педагоги).
9. В воспитательной работе социального педагога с детьми можно выделить следующие этапы:
Обогащающий. Целью обогащающего этапа является накопление и систематизация знаний детей об опасности и о правилах безопасного поведения в быту.
10. Имитационный. Цель, которого состоит в формировании у детей навыков безопасного поведения в быту. Согласно ФГОС ДО нормы и правила поведения становятся «достоянием» ребенка только при условии, если они преломляются через внутренний мир самого дошкольника, через его собственную активную деятельность. В первую очередь через игру можно использовать ситуативно-имитационное моделирование (СИМ) как возможность имитирования действий с потенциально опасными предметами и моделирование угрожающих ситуаций с учетом активной позиции ребенка.
11. Практический. Посвящен формированию умений безопасного обращения с доступными потенциально опасными предметами домашнего обихода. Детей можно учить пользоваться молотком и гвоздями, ножом, теркой, маленьким утюгом. Такая деятельность в основном осуществляется уже дома родителями.
12. 13. 14. Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Цель работы с родителями семей группы риска – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье. Опыт показывает, что взрослые, нуждаются в информации о поведении в быту не меньше, чем дети. Психологи утверждают, что усвоение правил должно быть доведено до автоматизма, т. е. принятие решения в сиюминутной ситуации должно происходить на подсознательном уровне. Поэтому от социального педагога требуется определённой гибкости в использовании различных форм взаимодействия с семьями.
15. Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми. Первоочередная задача – выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов и родителей.
16. С целью формирования у дошкольников знаний, умений навыков безопасного поведения в ДОУ проводятся следующие формы взаимодействия и общения с родителями:
• Анкетирование, тестирование, опрос. Цель:
- выявление заинтересованности родителей в вопросах обучения дошкольников правилам безопасного поведения в быту,
17. - выявление знаний родителей о собственном ребё нке: его возрастных и психофизиологических особенностей,
- выявление знаний самих родителей о правилах безопасного поведения в быту,
- выявление информированности родителей об опыте своего ребёнка в осознании источников опасности в доме в условиях проживания их семьи.
• 18. Родительские собрания, беседы с решением проблемных обучающих ситуаций по правилам безопасного поведения детей в быту, с приглашением работников милиции, медиков.
Совместные праздники, развлечения, проекты под девизом «Дом-территория безопасности для детей».
• Консультации:
-«Как научить ребенка не попадать в опасные ситуации в помещении»
-«Вы, ребенок и дом»
-Показ открытых мероприятий
-Родительские собрания
• Выступление родителей на мероприятиях с целью обмена положительным опытом использования возможностей семьи для обучения ребёнка умению ориентироваться в своём доме.
19. Несмотря на то, что дошкольники в целом с пониманием относятся к требованиям взрослых, вопрос безопасности детей в быту по-прежнему стоит довольно остро.
Задача социального педагога, психолога, воспитателей ДОУ в прочном и сознательном усвоении детьми не только правил, но и навыков безопасного поведения в быту.
Используемая литература:
1. О. М. Никулина, Л. Н. Смотрова, «Социальная педагогика», Москва, Высшее образование, 2008
2. Ю. Хямяляйнен, «Воспитание родителей», Москва, Просвящение, 1993
3. Безопасность в семье. Безопасность на улице. Безопасность в обществе : методический сборник в помощь специалистам государственных и общественных структур. - Арзамас, 2002.