Галина Терехова
Доклад «Формирование у детей первоначальных навыков учебной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Поступление в школу в начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребёнка. Маленький человек находится в состоянии ожидания. Как сложится их школьная жизнь? Готовы ли они к новой роли - учеников и одноклассников?
Главное, что необходимо ребенку, - положительная мотивация к учению. Большинство будущих первоклассников хочет идти в школу, но у них складывается определённое представление, которое можно сформулировать приблизительно так : настоящий школьник - это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил. Ребёнок уверен, что будет хорошим учеником, так как видел, что мама купила для него всё необходимое к школе. В таких детских надеждах таится опасность: ребёнок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться не такой привлекательной, если не превратиться в определённое сотрудничество с учителем и сверстниками.
Публикация «Доклад „Формирование у детей первоначальных навыков учебной деятельности“» размещена в разделах
Учебная деятельность требует определённого запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребёнок должен уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, планировать свою деятельность (обслуживание, труд, и т. д., осуществлять самоконтроль. Не менее важны навыки речевого общения со сверстниками и взрослыми, достаточно развитая мелкая моторика рук.
Здоровый ребёнок, у которого есть желание учиться, который готов к сотрудничеству со сверстниками и педагогами, - это самый успешный первоклассник.
Основное отличие учебной деятельности от других видов деятельности (игра, рисование, конструирование) состоит в том, что ребёнок (обучающийся) принимает учебную задачу и его внимание сосредотачивается на способах её решения. При этом дошкольник или первоклассник может сидеть за партой или на ковре и обучаться. Главное, он должен принимать учебную задачу и, следовательно, учиться.
В соответствии с психологической структурой деятельности в понятии «готовность» выделяют пять учебно – важных качеств, которыми должен владеть ребёнок.
1. Личностно – мотивационно отношение к школе и учению: желание принимать учебную задачу, выполнять задания педагога, т. е. учиться.
2. Принятие учебной задачи : понимание задач, поставленных педагогом; желание их выполнять; стремление к успеху или желание избежать неудачи.
3. Представления о содержании деятельности и способах её выполнения: уровень элементарных знаний и умений, сформированных к началу обучения.
4. Информационное отношение : обеспечивает восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения.
5. Управление деятельностью : планирование, контроль и оценка собственной деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию.
Следовательно, говоря о формировании психологической готовности ребёнка к школе, следует иметь в виду становление и развитие психологической системы учебной деятельности. Её основные компоненты закладываются уже в дошкольный период в привычных для ребёнка видах деятельности. Успешность на ранних этапах будет во многом определяться уровнем развития отдельных индивидуальных качеств.
Подготовка к школе – одна из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В понятие «готовность ребёнка к школе» входят три составляющие –готовность физиологическая, психологическая, социальная, или личностная. Все составляющие тесно взаимосвязаны; недостатки в формировании любой из них сказываются на успешности обучения. К тому же «готовность к обучению в школе» - понятие, в равной степени зависящее от физиологического, социального и психического развития ребёнка. Самочувствие и состояние здоровья, работоспособность, умение взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам, успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о его физиологической, социальной или психологической готовности.
Трудно приходится в первом классе левшам, гиперактивным и невнимательным «шустрикам», неторопливым «мямликам», застенчивым детям и юным «агрессорам». Они требуют особого внимания и при подготовке к школе, и в процессе обучения. Им обязательно потребуется помощь родителей: ваше внимание и поддержка.