Елена Буковская
Доклад «О формировании у детей системы знаний, умений и навыков по туристическо-краеведческой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Работу по ознакомлению детей с туристическо-краеведческой деятельностью в своей группе я начала с октября месяца, с того момента, как узнала о своей теме педсовета. В первый момент, честно говоря, я расстроилась из-за того, что мне досталась такая тема, потому что сама никогда не занималась туризмом и смутно представляла, как этому можно научить детей. В моем первоначальном понимании - это означало совершение с детьми настоящих длительных походов в лес, на луг с рюкзаками, как положено, но прочитав и подробно изучив книгу «Рюкзачок», я поняла, что детей можно знакомить с туристической деятельностью и в пределах д/сада. Эта работа может проводиться через занятия, дедуктивной игры, рассматривание иллюстраций, через экскурсии в пределах ближайшего окружения.
Публикация «Доклад „О формировании у детей системы знаний, умений и навыков по туристическо-краеведческой деятельности“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Туристический поход. Конспекты занятий "Мы туристы"
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Начиная работу с нашими детьми, я увидела, что они совершенно ничего не знают о туристической деятельности. Задав детям свой первый вопрос : «Как вы думаете, называют людей, которые отправляются в походы, чтобы отдохнуть, полюбоваться природой?» Все дети испытывали затруднения ответить на этот вопрос. После некоторых раздумий и моих наводящих вопросов, Сережа Д. ответил, что это рыболовы, а Ваня сразу же сказал, что охотники. Тогда я им объяснила, что рыболовы и охотники - это другие люди, они занимаются совсем другим видом деятельности. И один только Никита догадался назвать группу людей, совершающих походы - походниками. По смыслу, конечно, подходит это определение, но правильного ответа так никто из детей и не дал. И тогда я больше не стала их мучить, и подсказала детям правильный ответ, что это туристы.
После нашей такой небольшой беседы я поставила себе цель, запланировала в течении учебного года постепенно познакомить детей с туризмом. А также и родителей с проводимой в группе работой. В конце марта вы посмотрели наше открытое комплексное занятие на тему «Мы - туристы». Это была наша итоговая работа, то чему мы научились, что узнали за полгода. Вы увидели, что дети хорошо усвоили правила туристов, могут их объяснить, узнали, что такое лес и как надо себя вести на природе и почему именно так, а не иначе. Легко и быстро могут выбрать необходимое туристическое снаряжение, знают, как правильно укладывать рюкзак. Дети свободно разбираются во многих лекарственных травах, в способах оказания первой медицинской помощи ( конечно мы разбирали с детьми наиболее легкие травмы: порезы, ушибы, укусы насекомых, вывихи, небольшие ожоги, т. е. то с чем дети сами могут легко справиться).
Я считаю, что сейчас к концу учебного года у детей уже неплохие знания о туристическо-краеведческой деятельности, сравнивая с началом года. Но конечно к этому ко всему мы пришли через работу. А вот как она проводилась, немного расскажу поподробнее. Начали мы с занятий - бесед. Они проводились с целью формирования у детей элементарных представлений о туризме. Первое наше занятие было на тему «Кто такие туристы?» и «Что такое туризм?». Дети сейчас прекрасно знают, что туризм - это путешествие (поход, поездка) в свободное время, один из видов отдыха и оздоровления организма. Дети поняли, какую пользу приносит туризм. А вот их некоторые ответы:
- Мы много узнали того, чего раньше не знали.
На мой вопрос: «А, что же именно узнали нового?» Дети рассказывали о компасе, о Красной книге, о лекарственных травах, о которых конечно раньше не имели никакого понятия.
Никитка после одной из длительных экскурсий сказал:
-Знаете, мы так сегодня долго ходили, у меня столько силы в мускулах прибавилось.
И, конечно же, все дети его поддержали в том, что тоже после прогулок- походов становятся более сильными и крепкими.
А Миша вот так ответил на этот вопрос:
-Мы становимся очень терпеливыми и выносливыми. Вон как мы долго ходили, а никто у нас не отставал и не плелся еле-еле, мы не устали.
Ответов детей на этот вопрос было еще много разных и радостно то, что дети понимают пользу туризма, по своему, по детски ее объясняя. Очень увлекательно и интересно их выслушивать. Также детям на занятиях были даны знания о видах туризма. Они узнали, что существует водный, горный, автомобильный, вело и мототуризм. Если спросить детей, а какой же вид туризма доступен для нас и самый распространенный, то дети легко ответят, что это пешеходный туризм. ЕГО маршруты могут пролегать по красивейшим местам города, района, паркам, т. е. то, что нам доступно. Постепенно на занятиях мы давали детям все новые и новые знания о туристической деятельности.
Перечислю некоторые темы занятий-бесед, которые мы проводили.
- Рюкзак и туристическое снаряжение;
- Одежда туриста;
- Серия занятий по знакомству детей с планом, картой;
- Компас, его устройство и назначение;
- Разведение костра и другие.
Наши занятия сопровождались рассматриванием иллюстраций, журналов, чтением худ. Литературы (загадки, стихи, пословицы) прослушиванием записей детских походных песен, звуков природы, разучивание туристических песен, дед. игры, п/игры, зарисовыванием того, что узнали, Т. е. на занятиях использовалось много разнообразных приемов. Например, «Домовенок Кузя в беде». Прилетает сорока и приносит детям письмо от Кузи. Дети вскрывают конверт и видят письмо с непонятно написанным текстом. Вспоминают, что «секретные письма» можно прочитать с помощью зеркала. Это очень интересный прием на занятиях такие задания с расшифровками дети всегда выполняют с большим желанием и восторгом и никогда они им не надоедают. Вот это письмо, где Кузя просит детей помочь ему, освободить от Бабы-Яги, которая держит его у себя в избушке. Кузя сообщает детям, что дорога к избушке Бабы-Яги нужно определить по карте и по запискам. Дети идут по лесу, ориентируясь по карте, преодолевая разные препятствия, по дороге находят записки с заданиями и выполняют их. Например:
-помогите ежику собрать съедобные грибы, отгадайте про них загадки;
-бабочка просит помочь разобраться в полевых цветах и играет с ними в п/игру «Найди цветок» и т. д.
Еще у нас были такие игровые варианты занятий:
- «В гости к лисе» по сказке «Лиса и заяц»;
- «Найди клад кота Леопольда»;
- «Снеговик зовет в поход» и другие.
Все эти конспекты занятий я брала из книги «Рюкзачок», конечно добавляя в них что-то свое, переделывая, объединяя несколько занятий. Эта книга «Рюкзачок» - очень большая помощь для нас, воспитателей, в работе по ознакомлению детей с туристической деятельностью.
В течение года нами поводилось много дед. игр с детьми на закрепление туристических знаний и умений.
Например, такие игры:
- «Пора в поход» Цель: научить детей отбирать вещи, которые необходимы для похода. Игра проводилась, как с натуральными вещами, так и с набором картинок;
- «Отметь, где ты спрятал игрушку?» Цель: закрепить умение составлять карту. Детям предлагается спрятать какой-нибудь предмет в любом месте группы, начертить план помещения и отметить + или о на карте, где искать его игрушку. Такую же игру мы проводили и на участке;
- Дедуктивные игры на различение съедобных и ядовитых грибов;
- Знание деревьев и кустарников;
- Лекарственных растений, сорняков, полевых цветов.
Большое удовольствие детям доставляли практические занятия,
направленные на овладение детьми туристическими навыками и умениями : дети учились правильно одеваться для похода, укладывать рюкзак, ориентироваться на листе бумаги, пользоваться компасом, практически учились оказывать первую медицинскую помощь при повреждениях и травмах (игрушкам, персоналам, самим детям). Практические занятия обычно проводятся в игровой форме. Самая лучшая и интересная для детей форма обучения и закрепления туристических навыков - это игры-упражнения и игры-соревнования. Например:
- Чья команда быстрее соберет рюкзак;
- Кто быстрее отберет нужные продукты для супа туриста;
- Кто быстро и правильно оденется для похода и т. д.
Самые любимые мероприятия у детей - это, конечно же, прогулки-походы, это небольшие прогулки по определенному маршруту, в процессе которых у детей закрепляются знания, полученные в беседах и на занятиях и в которых дети получают знания краеведческого характера. Планируя прогулки-походы, мы следовали принципам постепенности, последовательности, доступности. Первые наши туристические прогулки были непродолжительными по времени, маршрут их был достаточно прост. Мы начали с прогулок вокруг д/садика, к гимназии, на р. Левинку, к школе № 115. В дальнейшем прогулки удлинялись по времени и по продолжительности маршрута. Мы ходили в Дом спорта «Нижегородец», на стадион «Старт», в библиотеку им. Пушкина, к школе № 68. Мы с детьми ведем дневник путешествий, где схематически изображали наши пройденные маршруты. С большим желанием дети зарисовывают то, что увидели, в ходе работы обмениваются своими впечатлениями, воспоминаниями об увиденном.
Работая над темой туристическо - краеведческая деятельность, большое внимание мы уделили и работе с родителями:
- Оформили ширму для родителей, где познакомили их с целями и задачами туристическо-краеведческой деятельности;
- Предложили родителям ответить на вопросы анкеты, из которой узнали, что каждая семья совершает со своими детьми туристическую прогулку в лес, на луг, на озеро, в парк во все времена года, кроме зимы. У многих дома есть туристическое снаряжение, но сейчас его редко применяют, но дети слышали от родителей о его назначении. Каждая семья совершает прогулки со своими детьми по городу, знакомят их с достопримечательностями, выдающимися местами нашего города. Все родители положительно ответили на вопрос: «Считаете ли Вы туризм полезным видом отдыха?». Каждая семья понимает нужность и полезность этого вида деятельности;
- В течении мы проводили с родителями немало бесед консультаций, знакомя их с тем, чем мы занимаемся в данный момент, что дети узнали нового. Советовали родителям, организуя прогулки с детьми, обращать внимание на культурные ценности нашего города, знакомить детей с историей нашего Московского района, с большими, известными объектами ближайшего окружения, т. е. рассказать о заводах МСЗ «Сокол», о клубе «Победа» и т. д. Советовали родителям познакомить детей с местом своей работы, по возможности отвести туда своих детей, все показать и рассказать, чем они занимаются;
- В течении учебного года детям предлагалось выполнить вместе с родителями домашние задания:
• нарисовать план квартиры (комнаты);
• нарисовать план маршрута от дома до детского сада;
• изобразить, что вы видите из окна своей комнаты;
• предлагалось дома поиграть на ориентирование по компасу;
• просили родителей вместе с детьми подобрать иллюстрации о туризме и заодно побеседовать по ним со своими детьми;
- Большую помощь нам оказали родители в предоставлении необходимого туристического снаряжения : котелки, рюкзак, фляжка, посуда все было принесено родителями. В последнее время дети имеют свободный доступ к туристическому снаряжению и самостоятельно организуют с/p игры с нами. У нас в группе создан уголок по туризму, там сосредоточено все необходимое. Одна из родительниц, которая работает в библиотеке, обеспечила нас очень интересной литературой и иллюстрациями о лекарственных растениях, из которой мы узнали само много нового, познакомили с этим детей и предложили всем родителям ознакомиться с этой литературой, поместив в ее в раздевалке. Эта же родительница обеспечила нас информацией об истории нашего района, о названии некоторых близ пролегающих улиц (эта информация находится в методическом кабинете, кому интересно можете ей воспользоваться);
- Родителей мы привлекли к показательному занятию: одной из родительниц была сыграна роль бабушки. Родителями были напечены оладьи для угощения детей;
- В группе оформлена выставка рисунков о туризме. Многие работы выполнены детьми вместе с родителями дома.
Параллельно мы занимаемся с детьми материалами краеведческого плана, мы запланировали и провели ряд экскурсий. Осенью мы с детьми совершили экскурсию в библиотеке им. Пушкина, где нам доступно рассказали о нашем городе, о выдающихся его местах. Показали на эту тему выставку иллюстраций, книг, открыток. Там же мы посетили выставку народного творчества умельцев нашего района. Дети увидели, сделанные руками людей игрушки, кружева, рисунки, панно, коврики, макраме. Эту же библиотеку мы посетили с экскурсией и в апреле, где нам рассказали о истории нашего района, показали выставку, приуроченную 55-летаю Победы. Дета увидели настоящие медали, бинокли, одежду, письма солдат, макеты самолетов, выпускающихся на заводе «Сокол» в годы войны, фотографии героев нашего района, совершивших подвиги в военные годы, и в честь которых названы многие улицы нашего района (ул. Никонова, Клюева, Давыдова, Безрукова). Теперь дети знают, почему так называются эти улицы нашего района.
Мы посетили с детьми Музей Славы, где нам показали замечательную выставку глиняных, керамических работ. Совершая экскурсии, мы познакомили детей с заданиями райисполкома, роддома, останавливались около МСЗ, рассмотрели памятник Е. Никонову около школы № 68. Работа у нас на этом еще не заканчивается. Мы запланировали экскурсии:
-к клубу «Победа»;
-к станции «Лукойл»;
-к больнице;
-в парк вместе с родителями.
Мы запланировали изготовить в новом учебном году книгу, где будут собраны детские рисунки и рассказы о том, где были, куда ходили. Я даже дам задание на лето, зарисовать то, где отдыхали, и составить рассказ.
Безусловно, туристическо-краеведческая деятельность оказывает большое влияние на развитие всесторонне развитой личности ребенка, т. к. решает задачи познавательного характера, экологического, нравственного, физического и эстетического.