Марина Воронина
Доклад «Формирование основ экологической безопасности старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Формирование основ экологической безопасности старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО».
В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы и человека; идет процесс формирования основ безопасного поведения. Главная цель по формированию основ экологической безопасности у детей старшего дошкольного возраста– дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Публикация «Доклад „Формирование основ экологической безопасности старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС до“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Период дошкольного детства характеризуется нарастанием у детей двигательной активности и увлечением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любопытностью,стремлением к самостоятельности,нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций,поскольку реакции детей по сравнению с взрослыми замедленные,они гораздо позже могут правильно отреагировать на возникшую опасность. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предполагает деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям:
1) содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
2) содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на формирование первичных представлениях об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, причинах и следствиях и др.); о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов; расширение кругозора детей;
3) содержание образовательной области «Речевое развитие» предполагает знакомство с детской литературой, в том числе и с природоведческой;
4) содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» предполагает становление предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом;
5) содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников.
Всем нам известно, что круг проблем связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому успех в работе по безопасности детей, может быть, достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи. И это – одно из самых важных направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. В период дошкольного возраста ребенок знакомится с большим количеством правил, норм, предостережений, требований. Однако ему трудно представить степень их значимости. Любая общепринятая норма становится действенным регулятором поведения человека только тогда, когда она осознанна и принята им. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые должны выполнят неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением, так как безопасность это не стиль жизни, а адекватное поведение в неожиданных ситуациях. Воспитание безопасного поведения в природе– непрерывный, систематический и последовательный процесс, начинающийся с раннего возраста (воспитывают родители, продолжающийся в системе дошкольного, школьного и т. д. образования.
В связи с вышеизложенным ставим перед собой цели:
1. Формирование у детей дошкольного возраста основных представлений, знаний, умений и навыков об основах безопасности жизнедеятельности.
2. Стимулирование развития у детей смысловых образований, поведенческих навыков в вопросах безопасности и жизнедеятельности в природе.
3. Повышение уровня развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленных целей, необходимо выполнить следующие задачи:
1. Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
2. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
3. Формировать умения и навыки ориентироваться в пространстве.
4. Развивать у детей самостоятельность и ответственность.
5. Формировать и закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефону «001»(при пожаре, «002»(вызов полиции, «003» («скорая помощь»).
6. Учить детей выходить из сложных проблемных ситуаций.
7. Формировать предпосылки экологического сознания.
8. Обогащать словарный запас и развивать связную речь дошкольников.
Большую роль в формировании навыков безопасного поведения детей играет развивающая среда: уголки безопасности в группах, информационные уголки для родителей, познавательно агитационные материалы, иллюстративные стенды для детей и взрослых, макеты, дидактические игры, художественная литература,
Рассмотрим виды деятельности, через которые ребенок познает основы безопасного взаимодействия с окружающим:
1. Игра.
2. Беседа.
3. Наблюдения.
4. Продуктивная деятельность.
5. Экскурсии.
6. Развлечения.
7. Дидактические игры.
8. Игровые тренинги.
9. Сюжетно-ролевые игры.
10. Решение ситуаций.
Работа, направленная на освоение ребенком правил безопасного поведения должна осуществляться ступенчато: сначала важно заинтересовать детей вопросами экологической безопасности; затем необходимо постепенно вводить правила безопасности в жизнь детей, показать разнообразие их применения в жизненных ситуациях; упражнять дошкольников в умении применять эти правила.