Получи документы

Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС 

Людмила Гаврилова
Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС 
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка»

Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Воспитатель 1 квалификационной категории

Гаврилова Людмила Ивановна

Г. Черногорск 2016 год

Публикация «Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС » размещена в разделах

Наша жизнь содержит много опасностей и чем быстрее развивается прогресс, тем больше опасностей вокруг нас. Огромное количество машин на улицах, пожары, новые электроприборы, требующие умений работать на них, высотные здания, стройки и многое другое.

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья --- одна из актуальнейших задач дошкольного образования. При этом важно не только оберегать от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения

И не случайно, одним из компонентов содержания, социально – коммуникативного развития дошкольников, определенного ФГОС ДО является формирование основ безопасного поведения в быту и социуме.

Поэтому главная цель моей работы в доступной, занимательной форме формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил безопасности, вооружить детей знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

В соответствии с современными психолого – педагогическими ориентирами работа по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности ведется по разделам:

• Ребенок и другие люди

• Ребенок и природа

• Ребенок дома

• Здоровье ребенка

• Эмоциональное благополучие ребенка

• Ребенок на улицах города.

Указанной темой я занимаюсь не один год, Если в младшем дошкольном возрасте вносятся только простейшие элементы, то в старшем идет углубленная работа в этом направлении.

Сегодня мне бы хотелось поделиться небольшим опытом работы с вами.

Во – первых, чтобы начать работать по этой теме необходимо создать условия, т. е. накопить и систематизировать познавательную литературу, пособия и игры по всем представленным мероприятиям.

Т О в группе создан уголок безопасности, в котором сосредоточены атрибуты и игры, настольно – печатные игры, плакаты, альбомы по безопасности, подборка художественной литературы для чтения детям. Также в уголке имеется демонстрационный материал и изготовлены атрибуты и пособия к проведению сюжетно – ролевых игр, подборка игрушек (пожарные машины, игрушки зверей, куклы) Разнообразный материал находится в свободном доступе, согласно принципов безопасности и доступности среды.

Во – вторых необходимо продумать и тщательно спланировать работу на учебный год в соответствии с возрастной группой В начале года мною была разработана рабочая программа, в которой я предусмотрела специальные темы по формированию основ безопасного поведения.

«Неделя здоровья и безопасности», «Машины на нашей улице», «Правила дорожного движения»

«Опасные предметы вокруг нас», «Во саду ли в огороде», «Грибное лукошко», так и темы в содержании которых легко включать проблемы ОБЖ «Наша малая Родина», «Наша любимая группа» «Что я знаю о себе» «Дом в котором мы живем» и другие.

Другими словами, тема безопасности может и должна присутствовать практически постоянно в образовательном процессе каждого педагога ДОУ.

Все эти темы по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста я осуществляю через календарное планирование, которое составляется на каждый день. Воспитательно – образовательную работу планирую, как в утренние, вечерние часы так и на прогулке. Организую с детьми групповую и подгрупповую деятельность, уделяю большое внимание индивидуальной работе. Вся эта работа проходит через все образовательные области, а именно: познавательное, речевое, социально – коммуникативное, художественно эстетическое и физическое развитие.

Составляя план на следующую неделю я продумываю как и в какой форме включить в нее материалы по безопасности Например : Тема «Наша любимая группа» Здесь я планировала повторение правил безопасного поведения в группе и на прогулке, через беседы, «Мы снова вместе», использовала ситуативные разговоры «Безопасное поведение на улице» «Обсуждение опасных ситуациях», дидактические игры «Как избежать неприятности», «Предотвращение опасных ситуаций»

Следующие темы» Что нам осень подарила», «Мир осенней обуви и одежды» «Грибное лукошко» Здесь я отрабатывала направление «Здоровье ребенка» провела беседу о здоровье осенью, включила детей в практическую деятельность изготовление салата, получение яблочного и морковного сока. Познакомила с рецептами полезных блюд питания. Организовала ситуативный разговор «Ядовитые грибы», провела сюжетно дидактическую игру «Грибные заготовки на зиму» С инструктором по физическому воспитанию провели развлечение «В здоровом теле здоровый дух» и «Путешествие в страну Витаминию» Следующая тема «Машины на нашей улице» кроме основного познавательного материала включила повторение правил дорожного движения через дидактические игры «Светофор», «Собери дорожные знаки», «Дорожное лото». Провела беседы с детьми «Мой друг светофор», «Улица прекрасная, но порой опасная», «Я примерный пешеход» Здесь я ставила цель: выявление знаний о правилах дорожного движения.

Были организованы консультации с родителями.

1. Знакомим малышей с правилами дорожного движения

2. Учим ребенка быть внимательным

Оформила папку передвижку

«Правила дорожные знать каждому положено»

Цель: Повышение ответственности родителей за жизнь и здоровье детей.

В игровой форме мы с детьми нарисовали безопасный маршрут движения в детский сад. Цель – закрепление и уточнение безопасного пути из дома в детский сад.

В образовательной деятельности по ОБЖ я использую следующие формы работы с детьми.

• Дидактические игры

• Сюжетно – ролевые игры

• Игры – тренинги

• Продуктивная деятельность

• Чтение художественных произведений

• Развлечения.

По разным разделам я использовала различные дидактические игры. Например: «Вызови пожарных» закрепляет умение правильно вызывать пожарных т. е. знать номер телефона пожарной службы, четко произносить свой домашний адрес, имя и фамилию. Дидактическая игра «Не всякому грибу место в лукошке» помогает закреплять знания детей о том, что грибы бывают съедобными и несъедобными и о том, как нужно собирать грибы, не нарушая грибницы.

У нас в группе есть игра «Азбука безопасности» «Один в доме» эти игры помогают детям не растеряться и правильно действовать в разных опасных ситуациях, которые могут случиться дома:

Затопление, пожар, поражение током и обрушение.

В ходе игры с детьми обсуждаются ситуации, разбираются причины бедствия и как нужно правильно вести себя в той или иной ситуации. И самое главное выясняли с детьми как можно избежать таких ситуаций: Не баловаться со спичками, петардами, не засорять раковину отходами, быть осторожным с газом, электричеством.

В игре Дорожные знаки, я использовала плакаты, которые помогают познакомить детей с дорожными знаками, светофором. Ребята должны называть, как называется этот знак, в каких ситуациях применяется.

В настольно – печатной игре «Дорожное лото» дети узнают, как должен вести себя пешеход, научит понимать язык улицы, разговаривать с ней при помощи дорожных знаков.

Следующая форма работы с детьми - это сюжетно – ролевые игры. В сюжетно – ролевых играх дети закрепляют знаки дорожного движения, правила поведения на дорогах Сюжетно – ролевая игра «Автошкола», где роль инструктора беру на себя, а дети становятся учениками автошколы. Потом дети, которые лучше всех знают знаки и правила дорожного движения становятся членами комиссии. Ученики автошколы должны знать не только знаки дорожного движения, но и должны ориентироваться в ситуациях на дорогах.

Сюжетно – ролевая игра «Травм пункт» помогает закреплять знания о травмо опасных ситуациях, закреплять умение обрабатывать раны, бинтовать травмирующую руку или ногу. Здесь в работе с детьми по этому направлению помогает методическое пособие «Если малыш поранился». Где через беседы, рассматривание картин мы выясняли с детьми, как нужно поступить в той или иной ситуации.

Одной из форм работы являются словесные игры. В игре «Добавь слово» закрепляются основные правила безопасного поведения в быту, на улице. Педагог читает строки стихотворения, а дети добавляют недостающие слова.

• Выпал на пол уголек, деревянный пол зажег, не смотри, не жди, не стой, а залей его …. (водой)

• Если младшая сестренка зажигает дома спички, что ты должен предпринять?

Сразу спички …. (отобрать)

«Запрещается –разрешается» Взрослый произносит фразу, дети добавляют последнее слово «разрешается или запрещается»

• Идти по тротуару … (разрешается)

• Перебегать дорогу перед близко идущим транспортом … (запрещается)

• Играть в футбол на мостовой …. (запрещается)

• Переходить по пешеходному переходу … (разрешается) и. т. д.

Одной из освоенных нами форм работы являются игры – тренинги, в ходе которых отрабатываются действия в различных ситуациях Например: Тренинги по теме «Насильственные действия незнакомого взрослого на улице.

Очень важно обучить ребенка громко кричать, призывая на помощь, привлекая внимание окружающих. В начале тренинга прошу детей позвать на помощь, как это делал петушок в сказке «Кот петух и дрозд». Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы, за быстрые реки кот и дрозд спасите меня. Разыгрывали эту ситуацию, где один из детей изображал лису, а другой петушка. Лиса старается насильно тащить петушка, а петушок кричит, призывая на помощь кота и дрозда.

Тренинг провела на тему «Опасные ситуации», «Контакты с незнакомыми людьми»

Предложила детям разбиться на пары: один выполняет роль бандита, который говорит приятным голосом, называя его маму и папу по имени и отчеству, убеждая, что это они его послали и просит открыть дверь ему. при этом ласковым голосом, делая заманчивые предложения. Второй ребенок должен правильно отреагировать в этой ситуации.

Следующая форма работы по освоению основ безопасной жизнедеятельности является продуктивная деятельность Выставка рисунков, раскраски по закреплению правил дорожного движения, лепка машин, светофора. Большое внимание отвожу чтению художественных произведений, а именно сказкам. В сказках мы познаем те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая обсуждая народные сказки, играя в них дети легко усваивают какую -то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему поколению придется столкнуться в реальной жизни. Большинство детей считают, что опасными бывают люди с неприятной внешностью. А молодые, хорошо одетые взрослые не могут причинить никакого вреда Здесь на помощь приходят сказки Чудовище в Аленьком цветочке, оказалось добрым заколдованным принцем.

Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй.

Дети должны понять, что опасность подстерегает не только на улице, но и дома. Поэтому в доступной форме необходимо разъяснить детям, что нельзя открывать дверь чужим, даже если у них ласковый голос или он представился знакомым их родителей,знает, как их зовут действует от их имени. Примером того,что может получиться является сказка «Волк и семеро козлят»

Одной из форм ОБЖ являются развлечения.

Развлечение «Путешествие в страну Светофорию» помогло закрепить в игровой соревновательной форме правила дорожного движения, Путешествие в страну «Витаминию»

Показала детям, как важны для здоровья витамины, и в каких овощах и фруктах много витамин.

Пожар – это страшно, на котором дети закрепили на практике все о пожаре, познакомились с профессией «Спасатели»

Таким образом систематическая работа по основам безопасной жизнедеятельности позволило сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения на улицах, дорогах, дома и в социуме.

Литература

1. Безопасность (учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста)

Н. Н. Андреева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина Москва 1988г.

2. «Дорогою добра» А. В. Коломейченко, Г. И. Чугаева, Л. И. Югова.

Занятия для детей 3-5 лет. По социально – коммуникативному развитию и социальному воспитанию.

3. Журнал дошкольное воспитание №2. 2007 год. С. В. Нагорная «Неделя здоровья»

4. Журнал Справочник старший воспитатель №8. 2012 год.

5. Журнал Справочник старший воспитатель №6. 2013 гою.

6. Программа «Истоки» Парамонова

7. Перспективное планирование в детом саду (Безопасность) Н. С. Галицина. Москва 2010 год.

Публикации по теме:

Формирование у детей дошкольного возраста навыков осознанного безопасного поведения на улицах города За безопасность необходимо платить, а за её отсутствие расплачиваться. Уинстон Черчилль Современный мир таит в себе большое количество разных.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге Актуальность проекта Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на проезжей.

Игры, используемые для формирования у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения ИГРЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ «На прогулке» Дидактическая задача: Закреплять знания детей о правильном общении, поведении с животными. Материал:.

Формирование основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в природе посредством игровой деятельности .

Из опыта работы на тему: «Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах» С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных.

Консультация для воспитателей «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в быту» Консультация для воспитателей. Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в быту. Человеческая жизнь сложна.

Метод проектов в формировании основ безопасного поведения на дороге у детей младшего дошкольного возраста Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребёнка, выдвигает постоянно.

Педагогический опыт воспитателя «Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста» Уважаемые коллеги! Сегодня мне бы хотелось поделиться своим педагогическим опытом по воспитанию навыков безопасного поведения у детей старшего.

Семинар «Формирование основ безопасного поведения у дошкольников» Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. «Стратегический приоритет.

Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста Статья о правилах дорожного движения Отто Н. А. Статья о правилах дорожного движения «Формирование навыков безопасного поведения на дороге.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС 
Опубликовано: 19 января 2017 в 15:36
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС » (включая файлы) размещена пользователем Людмила Гаврилова (УИ 159566) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД