Ирина Алексеева
Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. В связи с этим проблема сохранения здоровья дошкольников и формирование основ здорового образа жизни у детей представляет собой интерес для исследователей. Для сохранения здоровья, кроме здоровой наследственности, необходим целый комплекс мероприятий, включающий физическую культуру, рациональный режим труда, отдыха, питания, отказ от вредных привычек, закаливание.
Публикация «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Каждый человек в состоянии самостоятельно заботиться о собственном здоровье. Движение к этой цели должно быть постепенным - шаг за шагом. Каждый шаг продлевает активные годы жизни. Вести здоровый образ жизни совсем не сложно. Но детей дошкольного возраста надо научить заботиться о своём здоровье, т. е. сформировать основы здорового образа жизни детей.
Начать вести здоровый образ жизни не так просто, но совершенно необходимо. А что такое здоровый образ жизни. С чего начать?
Образ жизни вообще - это система поведения человека в процессе жизнедеятельности, основанная на личном опыте, традициях, принятых нормах поведения, на знаниях законов жизнедеятельности и мотивов самореализации. Отсюда здоровый образ жизни - это наиболее оптимальная система поведения человека в повседневной жизни, позволяющая ему максимально реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия. Это цельная, логически взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведения человека, которую он осуществляет не по принуждению, а с удовольствием и уверенностью, что она даст положительные результаты. В реальной жизни, к сожалению, люди часто вспоминают о том, как важно здоровье только тогда, когда оно покидает их. Формировать здоровый образ жизни необходимо смолоду, с дошкольной скамьи.
Под здоровым образом жизни понимаем типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от ситуаций. Это ориентирует деятельность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления здоровья.
Актуальность данной темы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса, на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху в летний период времени. Судя по статистике, лишь малая часть выпускников детских садов относятся к числу здоровых. Таким образом, каждому учителю, необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребенок, как правило, не здоров.
Изучив эти серьезные проблемы на родительском собрании мы выявили некоторые причины детских болезней:
- плохой воздух помещений;
- несоблюдение режима дня;
- малоподвижный образ жизни детей.
А так же поставил цели и задачи для их преодоления.
Прежде всего, мы рассматривали концепцию здоровьесбережения в форме структурно-логической схемы: цель – принципы и задачи – средства – условия – результаты.
В связи с этим за очень короткий срок родители приобрели очиститель воздуха; для релаксации и проведения физминуток обеспечили детей каждой группы напольными играми. Принимали активное участие в физкультурно-оздоровительной работе, в экспресс анкетировании, в тестировании. Решили, что дети должны закаляться.
Чтобы сохранение и укрепление здоровья воспитанников дошкольного учреждения при стабильных результатах обучения было успешным, необходимо реализовывать следующие условия:
• выявлять и учитывать показатели здоровья дошкольников;
• правильно организовывать место и время учебной деятельности (например, проводить смену динамических поз);
• применять здоровьесберегающие технологии, приемлемые в образовательном процессе данного образовательного учреждения (упражнение для глаз; сочетание разных видов деятельности);
• создать специальную образовательную программу факультативного курса, направленного на мотивацию ЗОЖ;
• соблюдать принцип педагогического сотрудничества воспитателей и родителей по проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Основной целью работы в русле педагогики здоровья стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: «Не навреди!»
Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» - вот цель нашей работы. А постоянная озабоченность охраной здоровья дошкольников может и должна приобрести характер закона, определяющего действия педагога.