Ирина Алексеева
Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. В связи с этим проблема сохранения здоровья дошкольников и формирование основ здорового образа жизни у детей представляет собой интерес для исследователей. Для сохранения здоровья, кроме здоровой наследственности, необходим целый комплекс мероприятий, включающий физическую культуру, рациональный режим труда, отдыха, питания, отказ от вредных привычек, закаливание.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Каждый человек в состоянии самостоятельно заботиться о собственном здоровье. Движение к этой цели должно быть постепенным - шаг за шагом. Каждый шаг продлевает активные годы жизни. Вести здоровый образ жизни совсем не сложно. Но детей дошкольного возраста надо научить заботиться о своём здоровье, т. е. сформировать основы здорового образа жизни детей.
Начать вести здоровый образ жизни не так просто, но совершенно необходимо. А что такое здоровый образ жизни. С чего начать?
Образ жизни вообще - это система поведения человека в процессе жизнедеятельности, основанная на личном опыте, традициях, принятых нормах поведения, на знаниях законов жизнедеятельности и мотивов самореализации. Отсюда здоровый образ жизни - это наиболее оптимальная система поведения человека в повседневной жизни, позволяющая ему максимально реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия. Это цельная, логически взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведения человека, которую он осуществляет не по принуждению, а с удовольствием и уверенностью, что она даст положительные результаты. В реальной жизни, к сожалению, люди часто вспоминают о том, как важно здоровье только тогда, когда оно покидает их. Формировать здоровый образ жизни необходимо смолоду, с дошкольной скамьи.
Под здоровым образом жизни понимаем типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от ситуаций. Это ориентирует деятельность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления здоровья.
Актуальность данной темы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса, на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху в летний период времени. Судя по статистике, лишь малая часть выпускников детских садов относятся к числу здоровых. Таким образом, каждому учителю, необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребенок, как правило, не здоров.
Изучив эти серьезные проблемы на родительском собрании мы выявили некоторые причины детских болезней:
- плохой воздух помещений;
- несоблюдение режима дня;
- малоподвижный образ жизни детей.
А так же поставил цели и задачи для их преодоления.
Прежде всего, мы рассматривали концепцию здоровьесбережения в форме структурно-логической схемы: цель – принципы и задачи – средства – условия – результаты.
В связи с этим за очень короткий срок родители приобрели очиститель воздуха; для релаксации и проведения физминуток обеспечили детей каждой группы напольными играми. Принимали активное участие в физкультурно-оздоровительной работе, в экспресс анкетировании, в тестировании. Решили, что дети должны закаляться.
Чтобы сохранение и укрепление здоровья воспитанников дошкольного учреждения при стабильных результатах обучения было успешным, необходимо реализовывать следующие условия:
• выявлять и учитывать показатели здоровья дошкольников;
• правильно организовывать место и время учебной деятельности (например, проводить смену динамических поз);
• применять здоровьесберегающие технологии, приемлемые в образовательном процессе данного образовательного учреждения (упражнение для глаз; сочетание разных видов деятельности);
• создать специальную образовательную программу факультативного курса, направленного на мотивацию ЗОЖ;
• соблюдать принцип педагогического сотрудничества воспитателей и родителей по проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Основной целью работы в русле педагогики здоровья стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: «Не навреди!»
Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» - вот цель нашей работы. А постоянная озабоченность охраной здоровья дошкольников может и должна приобрести характер закона, определяющего действия педагога.